Темы статей
Выбрать темы

Решаем новые НДС-проблемы по старым операциям с крымскими поставщиками

Шпакович Николай, заместитель главного редактора, n.shpakovich@id.factor.ua
Закон № 1636 установил более-менее понятные правила дальнейших взаимоотношений с крымскими контрагентами. Однако в отношении старых операций возникло еще больше вопросов. Ведь аннулирование налоговой регистрации крымских плательщиков «задним числом» поставило под сомнение налоговый кредит материковых плательщиков НДС. Также не урегулированы вопросы налогообложения переходных операций. Давайте вместе разберемся, как реагировать на такие нововведения.

Вспомнить все…

Закон № 1636 внес ясность в порядок взаимоотношений между крымскими «нерезидентами» и материковыми плательщиками НДС (см. «БН», 2014, № 40, с. 19). Это не может не радовать. В то же время это касается только отношений, которые выстраиваются начиная с 27.09.14 г. (даты вступления в силу Закона № 1636). Что касается старых взаимоотношений, то этот Закон,наоборот, создал больше новых проблем.

Напомним. До принятия Закона № 1636 законодательство не учитывало реалии, в которых приходилось работать. Несмотря на неопределенность налогового статуса крымских плательщиков НДС, можно было действовать в рамках действующего тогда законодательства.

Материковые плательщики НДС продолжали работать с крымскими плательщиками НДС как и до оккупации. Начисляли НО при поставке товаров/услуг. При приобретении товаров/услуг включали уплаченные суммы НДС в НК. Конечно, по НК возникали определенные проблемы, например, поставщик не выдавал НН или не мог зарегистрировать ее в ЕРНН.

Однако из такой ситуации был вполне цивилизованный выход. Он базировался на нормах п. 201.10 НКУ. Можно было подать жалобу на поставщика.

Такие действия «благословили» и контролеры. Сначала в письме Миндоходов от 28.05.14 г. № 10155/5/99-99-19-03-02-16 // «БН», 2014, № 26, с. 4, а затем в письме ГФСУ от 30.07.14 г. № 654/6/99-99-19-03-02-15.

Конечно, обеспокоенность вызывал тот факт, что крымский плательщик НДС не имел возможности включить начисленную сумму НДС в свои НО, ведь декларации по НДС в легальные налоговые органы Украины он не подавал. Однако эта «безделица» не должна была волновать материкового покупателя. Ведь ни НКУ, ни контролеры в своих лояльных разъяснениях не ставили право материкового покупателя на НК в зависимость от декларирования НО крымским продавцом.

Максимум, что мог сделать наш покупатель, — проверить «благонадежность» поставщика на сайте ГФСУ. А там все в порядке. Все крымские плательщики НДС тогда (кстати, и на момент подготовки этой публикации) значились как полноценные плательщики НДС! Хотя с 01.06.14 г. их налоговая регистрация была аннулирована зад­ним числом (п.п. 3 п. 12.3 Закона № 1636).

Как говорят, «имеем то, что имеем».

Прежде чем решать дальнейшую судьбу старых взаимоотношений с крымскими контрагентами, очертим, когда и какой налоговый статус имели крымские плательщики НДС.

 

Метаморфозы крымских плательщиков НДС

Как мы уже упоминали выше, налоговая регистрация крымских субъектов хозяйствования аннулирована с 01.06.14 г. Это означает, что до этой даты крымских плательщиков НДС следует рассматривать как полноправных плательщиков «материковых» налогов, в частности и НДС. Поэтому НН, выписанные ими аж по 31.05.14 г. включительно, имеют такую же силу, как и НН, выписанные материковыми плательщиками НДС. Соответственно и жалобы на таких плательщиков по операциям, которые были осуществлены до 01.06.14 г., дают право на НК (при выполнении других требований НКУ относительно формирования НК).

С 01.06.14 г. по 26.09.14 г. — период неопределенности.

Крымским субъектам хозяйствования отменили регистрацию как плательщиков налогов («задним числом»). Логично считать, что и регистрация их как плательщиков НДС должна быть отменена тоже с 01.06.14 г. Однако не все так просто.

Вам хорошо известно, что для того, чтобы стать плательщиком НДС, субъект хозяйствования должен пройти специальную процедуру регистрации (ст. 183 НКУ, Положение № 26). Так же, чтобы избавиться от звания «плательщик НДС», нужно пройти процедуру аннулирования НДС-регистрации. Основания для этого прописаны в ст. 184 НКУ. Как ни странно, но там вы не найдете такого основания для аннулирования НДС-регистрации, как принудительное (по закону) аннулирование регистрации как плательщика налогов.

На наш взгляд, это определенный недостаток в работе законодателей.

Похоже, что именно несогласованность законодательства и сегодня не позволяет налоговикам по всем правилам провести процедуру аннулирования НДС-регистрации крымских плательщиков НДС. Об этом свидетельствуют данные Реестра плательщиков НДС, размещенные на сайте ГФСУ (http://sfs.gov.ua/reestr).

С 27.09.14 г. крымские плательщики НДС хоть формально и «висят» в Реестре плательщиков НДС, но они имеют статус «нерезидентов» (п. 5.3 Закона № 1636). Поэтому операции с ними теперь проводим как с полноценными нерезидентами.

Поставка им товаров — это экспорт (п.п. 5 п. 12.5 Закона № 1636), потому применяем ставку НДС 0 %.

Приобретение товаров у них — это импорт (п.п. 5 п. 12.5 Закона № 1636), потому уплачиваем НДС при растаможивании по ставке 20 % (для лекарств ставка 7 %).

Не забудьте! Предварительная оплата экспортируемых или импортируемых товаров не изменяет сумму НО и НК экспортера или импортера (п. 187.11 НКУ).

Обобщенную информацию о налоговом статусе крымских плательщиков НДС вы найдете на рисунке (ниже).

 

img 1 

 

Судьба летне-осеннего НК

Конечно, больше всего вопросов возникает в отношении периода с 01.06.14 г. по 26.09.14 г.

Вызывает существенную обеспокоенность НК, который был сформирован в этот период за счет крымских поставщиков — как бы «неплательщиков НДС». Однако мы бы не советовали спешить исключать такие суммы из НК.

Во-первых, как мы упоминали выше, на момент формирования НК покупатель имел законное право на его формирование. За это право можно побороться в суде.

Во-вторых, пока еще нет оснований всех крымских плательщиков НДС считать неплательщиками НДС именно с 01.06.14 г. Дело в том, что аннулирование регистрации осуществляется путем исключения плательщика НДС из Реестра плательщиков НДС (п. 184.1 НКУ, п. 5.2 Положения № 26). Для этого налоговики должны принять соответствующие решения. А законных оснований, предусмотренных для этого в ст. 184 НКУ, пока еще нет.

Поэтому советуем подождать, пока пройдет процесс аннулирования НДС-регистрации крымских поставщиков, а уже затем (исходя из того, какой датой они будут исключены из Реестра плательщиков НДС) нужно будет действовать — исключать из НК суммы НДС с крымскими «корнями» или не исключать.

Если и придется «вырезать» крымский НК, то не через механизм исправления ошибки, а через корректировку НК. На наш взгляд, можно будет воспользоваться стр. 16.1 декларации (на основании бухсправки). Так же, как контролеры советуют «отказываться» от НК по просроченной кредиторской задолженности относительно неоплаченных товаров (см. категорию 101.23 ЗІР ГФСУ).

Надеемся, что ГФСУ в ближайшее время определится с этими проблемами и что-то предложит материковым плательщикам НДС. Конечно, мы в свою очередь сообщим об этом на страницах нашего издания.

 

Переходные операции с товарами

Спрогнозировать, когда именно вступит в силу Закон № 1636,плательщики НДС не могли.

Кое-кого эта новость застигла врасплох на полпути в Крым (в прямом понимании). А кого-то — «на полпути» до завершения операции с крымским контрагентом. То есть на 27.09.14 г. товары были отгружены, а средства за них не уплачены. Или наоборот — был получен только аванс.

Как быть с обложением НДС таких операций?

Раньше, при решении «переходных проблем», налоговики советовали к операции (или ее части) применять правила налогообложения, действовавшие на момент возникновения НО продавца. Вспомним хотя бы недавно введенную «лекарственную» ставку НДС 7 % (см. письмо Миндоходов от 06.05.14 г. № 10295/7/99-99-19-04-02-17 // «БН», 2014, № 20, с. 41).

В ситуации с крымскими переходными операциями несколько сложнее. Здесь не просто изменяются правила налогообложения, а изменяется налоговый статус контрагента. До 27.09.14 г. он был резидентом и плательщиком НДС (по крайней мере, именно так все считали), а после этой даты контрагент стал своеобразным «нерезидентом».

Обычный договор между материковым плательщиком НДС и крымским контрагентом с 27.09.14 г. стал внешнеэкономическим договором (п. 6.5 Закона № 1636).

Порядок налогообложения переходных операций рассмотрим в табл. 1.

 

Таблица 1. Переходные операции с товарами у материкового плательщика НДС

Первое событие (до 27.09.14 г.)

Заключительная операция (27.09.14 г. или позже)

Операция

Порядок налогообложения

Операция

Порядок налогообложения

1

2

3

4

1. Отгружены товары

По первому событию возникли НО исходя из договорной стоимости отгруженных товаров (абз. «б» п. 187.1 НКУ)

Получена оплата

Тот факт, что оплата за ранее отгруженные товары получена от «нерезидента», не влияет на НО поставщика.

Предварительная (авансовая) оплата стоимости товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Украины, не изменяет сумму НО экспортера (п. 187.11 НКУ). Также не изменит НО продавца и постоплата по договору, который неожиданно стал «внешнеэкономическим»

2. Получена оплата

По первому событию возникли НО исходя из договорной стоимости товаров, которые будут поставляться (абз. «а» п. 187.1 НКУ)

Отгружены товары

Отгрузка товаров крымскому покупателю будет оформлена как экспорт (п. 6.3 Закона № 1636). Следовательно, к такой операции применяется нулевая ставка НДС (абз. «а» п.п. 195.1.1 НКУ).

Конечно, к одной операции (поставка товаров крымскому покупателю) нельзя одновременно применить и ставку НДС 20 % (при получении аванса) и нулевую ставку (при отгрузке).

Следовательно, существуют основания для того, чтобы уменьшить ранее начисленные НО.

Составить расчет корректировки к ранее выписанной НН, по нашему мнению, нельзя, поскольку не было возврата оплаты или товаров, как того требует ст. 192 НКУ.

Поэтому лучше уменьшить НО через механизм исправления ошибки (с помощью Уточняющего расчета уменьшить показатель стр. 1 декларации по НДС)

3. Получены товары

По первому событию покупатель имел право увеличить НК на основании полученной НН или жалобы на поставщика (пп. 198.2 и 201.10 НКУ).

Напомним, что легитимность такого НК пока еще нельзя гарантировать на 100 % из-за неопределенности с аннулированием налоговой регистрации крымских плательщиков НДС «задним числом» с 01.06.14 г.

Перечислены средства

Заключительная операция не влияет на НК покупателя.

Тот факт, что средства перечислены «нерезиденту», также не повлияет на НК покупателя (п. 187.11 НКУ)

4. Уплачен аванс

По первому событию покупатель имел право увеличить НК на основании полученной НН или жалобы на поставщика (пп. 198.2 и 201.10 НКУ)

Получены товары

При ввозе товаров материковый плательщик НДС должен уплатить ввозной НДС по ставке 20 % (п. 6.3 Закона № 1636, абз «в» п. 185.1, п. 190.1 НКУ)(1). Базой налогообложения будет договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости этих товаров.

Сумму НДС, уплаченную таможенным органам, импортер имеет право включить в НК (пп. 198.1, 198.2 НКУ).

Как видите, покупатель уплачивает НДС дважды: когда перечисляет аванс поставщику(1); при ввозе товаров на материковую часть Украины(1).

Очевидно, что налоговики не согласятся с двойным отражением НК по одной операции.

Отстоять в суде НК, сформированный при перечислении аванса, тоже очень мало шансов. Ведь фактически товары будут импортированы по «ВЭД-договору». А в таком случае «включится в игру» п. 187.11 НКУ, который предусматривает, что предварительная (авансовая) оплата стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, не изменяет сумму НК экспортера.

Поэтому НК, сформированным при перечислении аванса крымскому поставщику, безопаснее пожертвовать. Для этого не обязательно исправлять ошибку с начислением самоштрафа. На наш взгляд, можно воспользоваться механизмом корректировки НК, который налоговики рекомендуют применять при списании просроченной кредиторской задолженности (на основании бухсправки через стр. 16.1 декларации по НДС)

(1) Нюанс. Товары, которые были произведены в Украине или импортированы и выпущены для свободного оборота на временно оккупированной территории Украины до 27.04.14 г., свободно перемещаются на материковую территорию Украины без применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД (без обложения ввозным НДС) до 01.01.15 г. (п. 6.4 Закона № 1636). Очевидно, что такие товары все равно должны пройти процедуру таможенного оформления при ввозе на материк, но без уплаты ввозного НДС. Единственный вопрос — нужно документально подтвердить дату производства/импорта этих товаров.

 

Переходные услуги

Для ответа на вопрос, является ли услуга объектом налогообложения, принципиальное значение имеет не налоговый статус контрагента, а место поставки: это таможенная территория Украины или за ее пределами (абз. «б» п. 185.1 НКУ). На территории Крыма создана свободная таможенная зона (п. 3.2 Закона № 1636). Следовательно, это не привычная таможенная территория Украины.

Поэтому место поставки услуг, полученных от крымских контрагентов или предоставленных им, определяем по ВЭД-правилам (пп. 186.2 186.4 НКУ):

•если это материковая часть Украины — то на такие услуги начисляем НДС (даже если поставщик — крымский «нерезидент»);

•если место поставки — за пределами материковой части Украины (в Крыму), такие услуги не являются объектом обложения НДС.

Порядок налогообложения переходных операций рассмотрим в табл. 2 (см. ниже).

 

Таблица 2. Переходные операции с услугами у материкового плательщика НДС

Первое событие (до 27.09.14 г.)

Заключительная операция (27.09.14 г. или позже)

Операция

Порядок налогообложения

Операция

Порядок налогообложения

1

2

3

4

1. Подписан акт о предоставленных услугах

По первому событию возникли НО исходя из договорной стоимости услуг (абз. «б» п. 187.1 НКУ)

Получена оплата

Тот факт, что оплата за ранее предоставленные услуги получена от «нерезидента», не влияет на НО поставщика

2. Получена оплата

По первому событию возникли НО исходя из договорной стоимости услуг, которые будут поставляться (абз. «а» п. 187.1 НКУ)

Подписан акт о предоставленных услугах

Зависит от места поставки:

1) материковая Украина — заключительная операция не влияет на НО поставщика;

2) территория СЭЗ «Крым» — на момент поставки услуги (после 27.09.14 г.) она не является объектом налогообложения. Однако откорректировать НО нельзя(1).

Чтобы уменьшить НО, нужно вернуть аванс

3. Подписан акт о полученных услугах

По первому событию покупатель имел право увеличить НК на основании полученной НН или жалобы на поставщика (пп. 198.2 и 201.10 НКУ)

Перечислена оплата

Тот факт, что оплата за ранее полученные услуги перечислена «нерезиденту», не влияет на НК получателя

4. Перечислен аванс

По первому событию покупатель имел право увеличить НК на основании полученной НН или жалобы на поставщика (пп. 198.2 и 201.10 НКУ)

Подписан акт о полученных услугах

Зависит от места поставки:

1) материковая Украина — заключительная операция не влияет на НК поставщика(1). Оснований для того, чтобы начислять НО на услуги, полученные от «нерезидента», по нашему мнению, также нет;

2) территория СЭЗ «Крым» — на момент поставки услуги она не является объектом налогообложения. Формальных оснований для уменьшения НК здесь нет(1). Однако, скорее всего, контролеры будут «вырезать» такой НК

(1) Эта ситуация похожа с «классическим» изменением правил налогообложения: услуга была объектом налогообложения, затем стала «необъектом». В отличие от импорта/экспорта товаров, ВЭД-услуги облагаем налогом по правилу первого события (пп. 187.1 и 187.8 НКУ). Следовательно, облагаем налогом их по правилам, действовавшим на дату первого события.

 

Выводы

  • Проблем с «крымским НК», сформированным до 01.06.14 г., не должно быть.

  • Налоговый статус крымских плательщиков НДС с 01.06.14 г. по 26.09.14 г. в настоящий момент не определен.

  • Если товары были получены/отгружены до 27.09.14 г., то уплата/получение средств за них после 27.09.14 г. не влияет на НК/НО материковых плательщиков НДС.

  • Если до 27.09.14 г. был получен/уплачен аванс, то заключительную операцию (экспорт/импорт товаров) придется облагать налогом по новым правилам.

  • Переходные операции с услугами можно облагать налогом по старым правилам.

Документы и сокращения статьи

Закон № 1636 — Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.14 г. № 1636-VII.

НН — налоговая накладная.

НО — налоговые обязательства.

НК — налоговый кредит.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

Реестр — Реестр выданных и полученных налоговых накладных.

СЭЗ «Крым» — Свободная экономическая зона «Крым».

РК — Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

n.shpakovich@id.factor.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше