(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 39
  • № 38
  • № 36
  • № 35
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
19/31
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Сентябрь , 2014/№ 37

Табачно-алкогольным «деятелям»: еще более болезненные штрафы и не только

http://tinyurl.com/y4e74vf6
Законодатели как будто откопали «топор усовершенствования хоздеятельности» — и последние несколько месяцев неутомимо им «размахивают». В этот раз они добрались до производителей и продавцов алкогольных напитков и табачных изделий. Так, Законом Украины от 12.08.14 г. № 1638-VII («БН», 2014, № 36, с. 4) внесено достаточно много разнообразных изменений в правила производства и торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Какие это изменения и как они повлияют на субъектов хозяйствования, читайте далее.

Маркировка продукции

Приятные новости ожидают производителей и торговцев алкогольными напитками и табачными изделиями по поводу маркировки их продукции. Так, с 04.09.14 г. при изменении образца марок акцизного налога уже закупленные «старые» марки можно применять в производстве алкогольных напитков и табачных изделий до их полного использования. Маркированные «старыми» марками алкогольные напитки и табачные изделия можно продавать до их полной реализации в пределах срока пригодности для потребления (обновленная ст. 11 Закона № 481).

Напомним: до этого при изменении марок производителям и реализаторам отводилось всего 12 месяцев с даты введения марок нового образца, чтобы использовать приобретенные старые акцизные марки или продать продукцию, на которую они наклеены. После окончания этого срока «алкогольные» марки следовало заменить (замена происходила безвозмездно). Если же этого не сделали, то продукция считалась немаркированной, поэтому субъекта хозяйствования могли наказать «по всей строгости закона». Замена «табачных» марок вообще предусмотрена не была.

Как видим, дышать станет легче, потому что не придется постоянно отслеживать срок действия имеющихся акцизных марок. А значит, можно работать по принципу «наклеил марки — спи спокойно».

Обращаем внимание! По общему правилу изменения, внесенные в ст. 11 Закона № 481,которыми обновлены правила маркировки алкоголя и табака, должны были бы вступить в силу не ранее чем через 18 месяцев с дня опубликования закона, которым предусмотрено внесение таких изменений. Но законодатели решили, что это слишком долго. Поэтому в п. 1 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1638 они, в виде исключения из правила, предусмотрели, что эти изменения вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования Закона № 1638, т. е. с 04.09.14 г.

 

Губит людей не пиво!

Производство коньяка. Еще одной радостной новостью, которую принес Закон № 1638,является упрощение правил производства алкогольных напитков, а именно коньяков. Так, отныне лицензии на производство коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии будут выдавать всем субъектам хозяйствования, которые имеют полный технологический цикл производства коньяка, включая выкурку и выдержку (обновленная ст. 3 Закона № 481).

Как видим, требование об обязательном использовании при производстве коньяка (в 2015 году — не менее 5 %, в 2016 году — не менее 25 %, а с 2017 года — не менее 30 %) спирта коньячного собственного производства или спирта коньячного, выкуренного в Украине из виноматериалов, произведенных из отечественного сырья, кануло в Лету (ч. 17 и 18 ст. 18 Закона № 481 исключены). В связи с этим законодатель вычерк­нул из Закона № 481 и основание для аннулирования лицензии в случае несоблюдения таких требований.

Таким образом, на сегодняшний день для производства коньяка в Украине достаточно:

• производить коньяк по полному технологическому циклу производства, т. е. с использованием помещений, технологического и прочего оборудования, соответствующих технологических процессов, которые обеспечивают переработку сырья в продукцию, готовую для реализации конечному потребителю (ст. 1 Закона № 481);

• произведенные коньяки маркировать этикетками и разливать исключительно в предусмотренную действующими стандартами тару (посуду) емкостью 0,05 л; 0,1 л; 0,2 л; 0,25 л; 0,33 л; 0,37 л; 0,375 л; 0,4 л; 0,45 л; 0,5 л; 0,61 л; 0,7 л; 0,75 л; 1,0 л и более (ч. 2 ст. 11 Закона № 481).

Приложение к лицензии. С 04.09.14 г. при получении лицензии производителю алкогольных напитков не будет выдаваться приложение к этой лицензии. Напомним, что в этом приложении содержался перечень видов спиртов и алкогольных напитков, которые вправе производить субъект хозяйствования, а также перечень знаков для товаров и услуг, которые субъект хозяйствования может использовать при производстве алкогольных напитков (исключена ч. 8 ст. 3 Закона № 481).

Отныне сведения об алкогольных напитках, которые имеет право производить субъект хозяйствования, будут указываться непосредственно в лицензии на производство алкоголя (обновленная ч. 15 ст. 3 Закона № 481).

Биоэтанол. Полностью запрещены производство и хранение одним субъектом хозяйствования биоэтанола и спирта. Отныне в п.п. 229.1.15 НКУ указано, что при производстве биоэтанола запрещаются:

а) производство и хранение спирта этилового на предприятиях по производству биоэтанола. В случае если предприятие имеет обособленные подразделения, запрещаются производство и хранение спирта этилового в тех обособленных подразделениях, где производится биоэтанол;

б) хранение биоэтанола на складах производителя без денатурации его бензином (1 — 10 процентов).

Подобные требования содержались в НКУ и раньше и были направлены на избежание фальсификации при производстве. Но тогда они касались только спиртных заводов. Отныне запрет распространяется на всех без исключения производителей биоэтанола.

 

Ставки акциза

Среди прочих изменений, принесенных Законом № 1638 производителям коньяка, можно также выделить поэтапное повышение ставок на спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00). Так:

• с 04.09.14 г. и до конца года будет действовать ставка 56,42 грн., установленная «антикризисным» Законом № 1166;

• с 01.01.15 г. по 31.12.15 г. ставка составит 59,96 грн. за 1 литр 100 % спирта;

• с 01.01.16 г. по 31.12.16 г. акциз увеличится до 63,50 грн. за 1 литр 100 % спирта;

• а вот с 01.01.17 г. коньячный спирт будет облагаться налогом согласно п.п. 215.3.1 НКУ, т. е. по ставкам, установленным для спирта этилового.

Все было бы хорошо, если бы не одно «но». С 1 сентября согласно «антикризисному» Закону № 1166 коньячные спирты начали облагаться налогом по ставкам, установленным для спирта этилового, — 70,53 грн. за 1 л 100 % спирта. Таким образом, по самому худшему сценарию получается, что производители коньяка в течение 1 — 3 сентября должны были применять ставку акциза 70,53 грн. и только после этой даты начали использовать сниженную ставку акциза (56,42 грн. за 1 л 100 % спирта).

Надеемся, что налоговики отнесутся с пониманием и за эти первые три осенних дня позволят уплатить акциз по новой сниженной ставке. Однако не будем забегать вперед и подождем разъяснений налоговиков.

 

Производство сигарет

Оборудование — под контролем! Контроль за производством табачных изделий поднят на совершенно новый уровень. Ранее он сводился к элементарной маркировке произведенной продукции акцизными марками. Логика была простая: акцизная марка на пачке есть — табак легальный, нет — кустарный.

Теперь же к этим элементарным мерам контроля добавились и другие (новая ст. 21 Закона № 481). Цель введения этих дополнительных мер надзора заключается в контроле не за уже произведенным товаром, а за самим процессом производства, а именно за оборудованием, на котором производят сигареты.

Суть этих мероприятий сводится к тому, что оборудование для промышленного производства сигарет и папирос (оборудование для подготовки либо обработки табака), импортируемое на таможенную территорию Украины, хранится и используется на таможенной территории Украины, подлежит внесению в Единый государственный реестр оборудования для промышленного производства сигарет и папирос (далее — Единый реестр оборудования).

Единый реестр оборудования, который будут вести работники ГФСУ, будет среди прочего содержать данные о:

• субъекте хозяйствования (юридических и физических лицах), который осуществил ввоз оборудования в Украину либо является собственником оборудования. В случае передачи оборудования на хранение или в пользование другим субъектам хозяйствования — также и данные о лице, осуществляющем хранение либо использование такого оборудования;

• основании ввоза оборудования на таможенную территорию Украины или приобретения права собственности на оборудование;

• оборудовании для производства сигарет и папирос (модель и серийный номер оборудования; местонахождение оборудования и т. п.).

Ведение такого реестра даст возможность ГФСУ контролировать объем произведенных табачных изделий и при выявлении «левой» продукции определить оборудование, на котором оно произведено, а также приблизительный круг виновников.

Вносить информацию в реестр будут импортеры или собственники оборудования путем подачи письменного заявления (форма этого заявления пока еще не утверждена) не позднее 10 рабочих дней со дня совершения события, вызвавшего внесение изменения в реестр (например, завершение таможенного оформления оборудования, приобретение права собственности, изменение информации об объекте и т. п.).

Что же касается оборудования, которое до вступления в силу этих требований уже работало в Украине, то оно также не осталось позабытым. Данные агрегаты пользователи или собственники такого оборудования должны внести в Единый реестр оборудования до 04.03.15 г.

В случае перехода права собственности или уничтожения оборудования такое оборудование подлежит исключению из Единого реестра оборудования. Заявление об исключении подается не позднее 10 рабочих дней со дня наступления одного из событий, указанных выше, субъектом хозяйствования, по заявлению которого соответствующее оборудование внесено в Единый реестр оборудования.

Внимание! За использование оборудования для производства сигарет, не внесенного в Единый реестр оборудования, субъектов хозяйствования с 04.03.15 г. будут наказывать значительными штрафами и уничтожением такого оборудования (см. таблицу ниже). Поэтому уклоняться от регистрации не стоит, тем более что много времени это не займет.

Табачная бумага и фильтры. Еще одной неприятной новостью для производителей сигарет является то, что с 04.09.14 г. импорт или приобретение бумаги папиросной и фильтров для промышленного производства сигарет могут осуществлять только субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на право производства табачных изделий. При этом такие товары (продукцию) они могут использовать только в своем производстве без права дальнейшей их реализации на таможенной территории Украины.

Введение данных ограничений не только заставит производителей сигарет приобретать такое сырье по прямым договорам, без привлечения посредников, но еще и делать это только для собственных целей, а не для продажи. Введение таких ограничений, на наш взгляд, имеет целью уменьшение количества «левой» продукции.

Кроме того, с 04.03.15 г. при выявлении фактов незаконного импорта и/или приобретения бумаги папиросной и фильтров субъектов хозяйствования будут наказывать «гривней» (подробно см. таблицу ниже).

 

Ответственность

Вслед за усилением мер контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Закон № 1638 также ужесточил ответственность за нарушение данных правил. Соответствующие изменения были внесены в «штрафную» ст. 17 Закона № 481. С размером штрафов вы можете ознакомиться в таблице.

 

Ответственность за нарушение правил производства и обращения спирта,
алкогольных напитков и табачных изделий

Нарушение правил производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий

Новые размеры штрафов

1

2

Производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового, алкогольных напитков и табачных изделий без наличия лицензии

(абзац третий ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

200 % стоимости произведенной продукции (по оптово-отпускным ценам), но не меньше 85000 грн. (ранее — не меньше 8500 грн.)

Производство алкогольных напитков с использованием других видов спирта (кроме этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового)

(абзац четвертый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

200 % стоимости произведенной продукции (по оптово-отпускным ценам), но не меньше 15000 грн. (ранее — не меньше 8500 грн.)

Оптовая (включая импорт и экспорт) и розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями без наличия лицензий

(абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

200 % стоимости полученной партии товара, но не меньше 17000 грн. (ранее — не меньше 1700 грн.)

Розничная торговля алкогольными напитками через ЭККА (КУРО), не указанный в лицензии

(абзац шестой ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

200 % стоимости реализованной через такой ЭККА (КУРО) продукции, но не меньше 10000 грн. (ранее — не меньше 1000 грн.)

Хранение спирта, или алкогольных напитков, или табачных изделий в местах хранения, не внесенных в Единый реестр

(абзац одиннадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

100 % стоимости товара, находящегося в таком месте хранения, но не меньше 17000 грн. (ранее — не меньше 1700 грн.)

Использование спирта-сырца виноградного или спирта-сырца плодового способом, не предусмотренным Законом № 481

(абзац двенадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

200 % стоимости спирта, но не меньше 17000 грн. (ранее — не меньше 1700 грн.)

Оптовая или розничная торговля коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам ниже минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки

(абзац тринадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не меньше 10000 грн. (до этого — не меньше 5000 грн.)

Розничная торговля табачными изделиями по ценам выше максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями либо импортерами таких табачных изделий

(абзац четырнадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

100 % стоимости имеющихся у субъекта хозяйствования табачных изделий, но не меньше 10000 грн. (ранее — не меньше 1000 грн.)

Производство, хранение, транспортировка, реализация фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий; алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога

(абзац пятнадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

200 % стоимости товара, но не меньше 17000 грн. (до этого — не меньше 8500 грн.)

Неподача или несвоевременная подача отчета или подача отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или обращения (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий в орган, выдавший соответствующие лицензии

(абзац восемнадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

17000 грн. (ранее — 1700 грн.). Напомним, что такая отчетность существует только для производителей и оптовиков, а для розничной торговли — еще нет

Импорт на таможенную территорию Украины или приобретение бумаги папиросной и фильтров для производства сигарет без лицензии на право производства табачных изделий и/или их реализация на таможенной территории Украины

(новый абзац девятнадцатый ч. 2 ст. 17 Закона № 481)

100 % стоимости партии товара, но не меньше 15000 грн.(1)

 

Документы статьи

Закон № 481 Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 1638 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины об усилении контроля за обращением подакцизных товаров и уточнении отдельных налоговых норм» от 12.08.14 г. № 1638-VII.

Закон № 1166  Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.14 г. № 1166-VII.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
табак, алкоголь, штрафы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье