К сожалению, в последнее время курс гривни к иностранным валютам стремительно падает. Все попытки Нацбанка улучшить ситуацию за счет административных рычагов (см. «БН», 2014, № 36, с. 5) не дают ожидаемого результата.
Чтобы защитить свои интересы, субъекты хозяйствования все чаще привязывают цены на товары/услуги к иностранной валюте даже в операциях, осуществляемых на территории Украины.
Напомним! По общим правилам цена во внутриукраинских договорах должна быть определена в гривнях (ч. 2 ст. 189 ХКУ).
Кроме того, в ч. 2 ст. 198 ХКУ указано, что денежные обязательства участников хозяйственных отношений должны быть выражены и подлежат оплате в гривнях. Денежные обязательства могут быть выражены в инвалюте только в случаях, когда субъекты хозяйствования имеют право осуществлять расчеты между собой в иностранной валюте в соответствии с законодательством (имеют соответствующую лицензию НБУ).
Однако это общие правила, из которых имеются определенные исключения. Так, в ст. 524 ГКУ тоже предусмотрено, что обязательство должно быть выражено в гривне. Но при этом стороны могут определить денежный эквивалент обязательства в иностранной валюте. Прописана и конкретика по применению этой нормы. Если для обязательства установлен денежный эквивалент в иностранной валюте, то сумма, подлежащая уплате в гривнях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной порядок не установлен договором или законом либо другим нормативно-правовым актом (ч. 2 ст. 533 ГКУ).
Внимание! Не путайте термины: «обязательство, выраженное в валюте» и «расчеты в валюте». Это разные вещи. Именно для расчетов в валюте на территории Украины требуется лицензия НБУ (п.п. «г» п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93*).
Для фиксации цены договора в инвалюте такая лицензия не нужна. Это неоднократно подтверждали суды (обзорные письма ВХСУ от 29.04.13 г. № 01-06/767/2013, от 17.12.13 г. № 14). Существуют и разъяснения официальных органов (например, письма Минэкономики от 20.10.09 г. № 3804-25/544 и от 19.12.06 г. № 89-24/103), которые тоже подтверждали правомерность определения цены договора как эквивалента в иностранной валюте.
Осторожно! Это было раньше — в сравнительно стабильные времена.
Похоже, что Минэкономики отреклось от своей предыдущей позиции. Об этом свидетельствует комментируемое письмо.
Сославшись на положения ч. 2 ст. 10 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.12 г. № 5007-VI, Минэкономики настаивает: цены на товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке Украины, устанавливаются исключительно в валюте Украины, если иное не предусмотрено международными соглашениями, ратифицированными Украиной, и постановлениями КМУ.
Поэтому внутригосударственный обмен товарами (услугами) должен осуществляться по ценам (тарифам), установленным в валюте Украины, с пересчетом импортной составляющей цены (тарифа) в национальную денежную единицу.
Конечно, с таким выводом можно поспорить, ведь, привязав цену в договоре к инвалюте, ее все равно пересчитывают в определенное количество гривень.
Однако здесь нужно учесть определенные риски.
Если обе стороны договора добросовестно его выполняют, то никаких проблем с инвалютной ценой не будет. А вот если возникнет спор между контрагентами, который придется решать в суде, то могут появиться определенные неприятности.
Так, в упомянутых выше письмах ВХСУ предупреждает: взыскать инфляционные начисления (ч. 2 ст. 625 ГКУ) на сумму основной задолженности нельзя, поскольку индекс инфляции рассчитывается только относительно национальной валюты Украины (гривни). Таким образом, пострадавший не сможет рассчитывать на «инфляционный» бонус за нарушение условий договора, в котором цена указана в инвалюте.
* Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.