А вдруг завтра… или Как подтвердить форс-мажор?

В избранном В избранное
Печать
Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2014/№ 38
Как гласит народная мудрость: «Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил». Но, к сожалению, предусмотреть будущие события не по силам никому. Однако минимизировать последствия наступления непредвиденного явления (форс-мажора) все-таки можно. Для этого существует ряд мероприятий. Но чтобы воспользоваться этими мероприятиями, обычно субъект хозяйствования должен подтвердить факт их наступления соответствующей справкой. Что это за справка, для чего она нужна и как ее получить, читайте дальше.

О чем пойдет речь

Что такое «форс-мажорные обстоятельства», практически каждый из нас прекрасно представляет, а жители отдельных регионов нашей страны недавно почувствовали или же и до сих пор чувствуют, что это такое в режиме реального времени.

В то же время просто знать об этих событиях недостаточно, чтобы утверждать, что они про­изошли. Поэтому в последнее время субъектов хозяйствования, пострадавших от непреодолимой силы, беспокоит вопрос: как подтвердить факт наступления таких событий?

Вопрос целиком прогнозируемый, поскольку подтверждение таких форс-мажорных обстоятельств — это основание, например, для:

• освобождения субъекта хозяйствования от ответственности за невыполнение условий договора;

• продления предельных сроков подачи налоговой отчетности, соответственно и для отсрочки уплаты налогов;

• продления сроков расчетов в ВЭД (подробнее см. на с. 33).

Подтвердить факт наступления форс-мажорных обстоятельств можно, обратившись в:

1) Торгово-промышленную палату Украины (далее — ТПП);

2) региональные торгово-промышленные палаты.

Ранее получить такое подтверждение вследствие бюрократической волокиты было не только проблематично, но еще и слишком дорого. И все-таки для тех, кто пострадал от форс-мажорных событий, даже это не было препятствием, поскольку на кону обычно стоят не только экономические выгоды, но и престиж фирмы.

Однако, учитывая события на востоке Украины и увеличение потока запросов на получение таких подтверждений, ТПП решила пересмотреть свой подход к их выдаче в сторону упрощения и удешевления.

Для этого ТПП недавно утвердила Регламент, в котором четко прописаны фундаментальные правила получения документального подтверждения форс-мажора. О том, что это за новые правила, поговорим далее.

 

Как подтвердить форс-мажор?

Документом, удостоверяющим наступление форс-мажорных обстоятельств, является Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Иногда в договорах, законодательных и нормативных актах он может называться по-другому, например вывод, справка, подтверждение и т. п. Но как бы он ни именовался «в просторечье», все равно речь идет об одном и том же документе (далее — Сертификат).

Чтобы получить такой документ, субъект хозяйствования, столкнувшийся с форс-мажорными обстоятельствами, которые повлияли на выполнение обязательств, должен произвести ряд операций (разд. 6 Регламента). Их мы рассмотрели на схеме (см. с. 32).

 

 

Компетенция ТПП и региональных палат по выдаче сертификатов разграничена в пп. 4.1 и 4.2 Регламента (см. табл. 1 на с. 33).

 

Таблица 1. Куда обращаться за Сертификатом

ТПП(1)

Региональные палаты

Удостоверяет форс-мажорные обстоятельства в соответствии с:

• условиями внешнеторговых соглашений и международных договоров Украины;

• нормами законодательства;

• ведомственными нормативными актами;

• условиями договоров, контрактов, типовых договоров, соглашений и т. п. между резидентами, в которых непосредственно предусмотрено отнесение такой функции к компетенции ТПП

Удостоверяют форс-мажорные обстоятельства в соответствии с:

• условиями договоров, контрактов, типовых договоров, соглашений между резидентами;

• нормами законодательства, ведомственных нормативных актов, органов местного самоуправления, в которых непосредственно предусмотрено отнесение такой функции к компетенции региональных палат

(1) Заявление в ТПП можно подать через региональную палату (п. 4.3 Регламента).

 

Плата за удостоверение

Удостоверение форс-мажорных обстоятельств происходит на платной основе. Когда именно нужно оплатить такую услугу, в разд. 8 Регламента не указано. В то же время плата взимается не за выдачу Сертификата, а именно за удостоверение форс-мажора, т. е. за саму процедуру рассмотрения заявления и документов в подтверждение таких событий. А потому мы считаем, что уплатить ее нужно при подаче документов на рассмотрение в ТПП или ее представительства. Размер данной платы приведен в табл. 2.

 

Таблица 2. Тарифы на удостоверение форс-мажорных обстоятельств

Предоставляемая услуга

Размер тарифа, грн. (в том числе НДС)

Удостоверение форс-мажорных обстоятельств в обычном режиме:

• общий тариф

1920

• для сельхозпроизводителей

480

• за выдачу Сертификата на иностранном языке

2880

Удостоверение форс-мажорных обстоятельств в срочном порядке:

• общий тариф

3840

• за выдачу Сертификата на иностранном языке

5760

Временный тариф удостоверения форс-мажорных обстоятельств, действующий с 25.07.14 г. для налогоплательщиков, находящихся в Луганской и Донецкой областях (в зоне проведения АТО, на период ее проведения), на предмет увеличения предельных сроков подачи налоговой отчетности и рассрочки/отсрочки денежных налоговых обязательств

240

 

Для чего это нужно

Субъектам хозяйствования, чья деятельность пострадала в результате проведения АТО или другого форс-мажора, необходимо помнить: ссылка на форс-мажорные обстоятельства служит основанием для:

1. Избежания ответственности при просрочке сроков подачи отчетности. Если вы не подали или несвоевременно подали налоговую отчетность, то Сертификат дает вам право продлить сроки ее подачи и избежать финансовых санкций*.

* За несвоевременную уплату согласованных сумм налогов придется заплатить 10 или 20 % погашенной суммы налогового долга в зависимости от срока задержки — до 30 дней или более (п. 120.1 НКУ).

Чтобы это сделать, вам необходимо подать в органы ГФСУ заявление в произвольной форме в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств непреодолимой силы. В этом заявлении вы должны четко и кратко обосновать необходимость продления предельных сроков и изложить выводы, сделанные ТПП в Сертификате о форс-мажорных обстоятельствах. Выводы из такого Сертификата будут именно той «прививкой», которая спасет вас от неминуемого штрафа (п. 8 Порядка № 1044).

Если вы получили «добро» от налоговиков после подачи такого заявления, то штрафы в течение сроков продления подачи деклараций вам не страшны (п. 102.6 НКУ).

2. Освобождения от штрафов за несвоевременную уплату налоговых обязательств. Если срок подачи отчетности продлен, то, соответственно, отсрочен и момент согласования задекларированных сумм.

Кроме того, Сертификат может спасти вас от штрафов за несвоевременную уплату уже согласованных налоговых обязательств*.

Во избежание такого наказания и для продления предельного срока уплаты налоговых обязательств вы должны подать (п. 3.1 Порядка № 574):

1) письменное заявление (приложение 1 к Порядку № 574), где указать налоговые обязательства, уплату которых вы желаете отсрочить;

2) пакет документов в составе:

• перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств. Доказательством существования таких оснований как раз и является Сертификат, выданный ТПП;

• анализа финансового состояния;

• графика погашения рассроченных (отсроченных) сумм;

• расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

Принимать решение о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки налоговики будут в течение 30 дней. При положительном решении с вами заключат договор о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) (его форма приведена в приложении 4 к Порядку № 574).

Важно! С даты подписания договора и до окончания его действия пеня и штрафы на отсроченные денежные обязательства не начисляются. Хотя, к сожалению, вам придется уплатить проценты за каждый календарный день пользования отсрочкой (п. 1.6 разд. I Порядка № 574).

3. Получения страхового возмещения. Для уверенности в том, что страховая компания при наступлении страхового случая возместит вам причиненные убытки, вы имеете полное право в качестве доказательства наступления таких событий предоставить ей Сертификат ТПП. Данный документ наряду с задокументированием вами страхового случая дает полное право рассчитывать на получение страхового возмещения в размере причиненных убытков.

4. Избежания штрафов за невыполнение договорных обязательств. Как правило, в договорах предусматривают положение, освобождающее от штрафных санкций нарушителя, который не смог выполнить свои обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств. Чтобы уберечь себя от штрафов за невыполнение договорных обязательств, Сертификат ТПП подойдет как нельзя лучше. Дело в том, что данный документ на территории Украины является доказательством наступления форс-мажорных обстоятельств и характеризует влияние этих обстоятельств на выполнение обязательств, обусловленных в договоре.

Обращаем внимание! Наступление форс-мажорных обстоятельств не освобождает субъекта хозяйствования от выполнения взятых на себя договорных обязательств. Поэтому надеяться на автоматическое расторжение договора только из-за наступления форс-мажора не следует.

 

Документы статьи

Порядок № 1044 — Порядок применения норм пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1044.

Порядок № 574 — Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 10.10.13 г. № 574.

Регламент — Регламент удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденный решением Президиума ТПП Украины от 15.07.14 г. № 40 (3).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить