Законодатели выдали достаточно объемный труд, который вносит изменения в более чем три десятка законодательных актов. По задумке авторов, этот Закон призван в очередной раз упростить ведение бизнеса. Давайте расставим акценты. А в деталях будем разбираться в следующих выпусках нашей газеты.
Аренда земли. Определили нижнюю границу срока действия договора аренды земли сельхозназначения для ведения сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного сельского хозяйства — 7 лет. Кроме того, сократили перечень существенных условий договора аренды земли до трех:
• объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка),
• срок действия договора;
• арендная плата (с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее внесения и пересмотра, ответственности за ее неуплату).
По согласию сторон в договоре можно указывать другие условия (например, условия передачи и возврата земучастка арендатору и обратно арендодателю). Убрали и положение, согласно которому за отсутствие в договоре существенных условий могли отказать в госрегистрации договора аренды, а также признать договор недействительным.
Также уточнили, что земучасток считается переданным в аренду с момента госрегистрации (если иное не предусмотрено законом).
Поменяли и правила выплаты арендной платы. В общем случае, арендная плата взимается в денежной форме. По согласию сторон арендатор может рассчитываться в натуральной форме — по рыночным ценам на дату внесения денег. Отрабатывать (предоставлять услуги арендодателю) или смешивать несколько форм арендной платы больше нельзя.
Административные услуги. Разрешительные центры, как отдельную составляющую центров предоставления административных услуг, ликвидируют. С 04.10.15 г. за разрешительными документами нужно будет обращаться непосредственно в центры предоставления админуслуг.
Кроме того, администраторам центров предоставления админуслуг и должностным лицам органов местного самоуправления дали полномочия госрегистраторов в вопросе приема и выдачи документов для госрегистрации юрлиц и ФЛП, а также прав на недвижимость. Иными словами, в уже знакомых центрах админуслуг можно подать документы на госрегистрацию и забрать готовые регистрационные документы.
Единый государственный портал административных услуг на сегодня еще в разработке. Потому определили, что его поэтапное внедрение определяет Кабмин.
Госрегистрация юрлиц и ФЛП. Оплату услуг в сфере госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей привязали к минимальной зарплате на 1 января года, в котором поданы документы или запрос (МЗП).
Так, госрегистрация изменений в учредительных документах юрлиц стоит 0,05 МЗП (в 2015 году — 60,90 грн.), а изменений имени или местожительства ФЛП — 0,02 МЗП (24,36 грн.).
Напомним: сбор за саму госрегистрацию юрлица или ФЛП отменили еще с 30.11.14 г. ( Закон Украины от 15.04.14 г. № 1206-VII // «БН», 2014, № 20, с. 4). А теперь законодатели убрали «завалявшееся» упоминание о документе, подтверждающем уплату регсбора, из перечня документов, необходимых для госрегистрации юрлица и ФЛП.
К слову, госрегистрацию юрлица проводят сразу в день поступления документов (ранее давалось 3 рабочих дня), кроме выходных и праздников, а ФЛП — не позднее следующего рабочего дня.
Плата за получение информации из Единого госреестра юрлиц и ФЛП составляет:
• 0,05 МЗП — за выдачу бумажных извлечения или справки;
• 0,02 МЗП — за выдачу бумажной выписки.
А вот за электронные извлечение, справки или выписку — 75 % от «бумажной» цены — 0,0375 и 0,015 МЗП (45,68 грн. и 18,27 грн.) соответственно.
Выписку по результатам проведения госрегистрации выдадут бесплатно.
Получить желаемые сведения можно в течение 24 часов после поступления запроса, кроме выходных и праздников.
В целях экономии уведомления о госрегистрации больше не будут публиковать в специализированном печатном СМИ, а будут только обнародовать на сайте Регистрационной службы. Заодно привязали к минзарплате и плату за обнародование сведений об изменении местонахождения, наименования юрлица, принятии учредителями (участниками), судом или уполномоченным органом решения о выделении, уменьшении уставного (составного) капитала юрлица, утере оригиналов учредительных документов. Теперь такая плата равна 0,05 МЗП.
Спецнорма для зоны АТО и Крыма. Законодатели уточнили, что наряду с госрегистрацией юрлиц и ФЛП по местонахождению/месту жительства (в общем случае) могут быть исключения на случай вооруженного конфликта, временной оккупации и прочего форс-мажора. В таком случае госрегистрацию юрлиц и ФЛП могут проводить вне «прописки» госрегистраторы, определенные Минюстом. Заметим, Минюст уже так делал в отношении жителей Крыма ( приказ Минюста от 23.07.14 г. № 1197/5 // «БН», 2014, № 33, с. 7).
Госрегистрация прав на недвижимость. Сбор за госрегистрацию прав на недвижимость также привязали к минзарплате на 1 января года, в котором поданы документы. В частности, для юрлиц установлены такие расценки за госрегистрацию права собственности в зависимости от площади объекта недвижимости: до 500 кв. м — 0,3 МЗП (365,40 грн.), более 500 кв. м — 0,6 МЗП (730,80 грн.), более 5000 кв. м — 1,4 МЗП (1705,20 грн.).
Также за госрегистрацию других вещных прав цена такова:
• другое вещное право, кроме права аренды земли, — 25 % от сбора за госрегистрацию права собственности;
• обременение права — 0,07 МЗП (в 2015 году — 85,26 грн.);
• право аренды земучастка — 0,06 МЗП (73,08 грн.).
За внесение изменений в записи Госреестра прав на недвижимость, в том числе исправление технической ошибки, допущенной по вине заявителя, сбор составляет 0,04 МЗП (48,72 грн.).
А за отдельную плату (ее определит Кабмин) теперь можно провести госрегистрацию в сокращенные сроки. К слову, оперативно подправили и формы заявлений на госрегистрацию прав на недвижимость. В них добавили поля, где следует указать о своем желании ускорить процесс регистрации, а также получить извлечение из Единого госреестра прав на недвижимость в электронном виде. Об этом читайте на с. 6.
«Металлоломные» штрафы. Ужесточили административную и уголовную ответственность за нарушения правил обращения с металлоломом.
Так, за нарушение законодательства о проведении операций с металлоломом должностным лицом хозсубъекта, проводящего операции с металлоломом, админштраф — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.). Такой же суммой накажут за прием должностным лицом промышленного металлолома у простых физлиц. А за повторное такое нарушение в течение года грозит штраф от 1000 до 3000 ннмдг (от 17000 до 51000 грн.) с конфискацией металлолома и средств, полученных за его незаконную реализацию.
За прием лома цветных и черных металлов и другие операции с ним лицами, в том числе должностными лицами хозсубъектов, сведений о которых нет в специальном «металлоломном» перечне, а также за сдачу помещений для размещения незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома, организацию таких пунктов грозит уголовная ответственность в виде штрафа от 1500 до 2000 ннмдг (от 25500 до 34000 грн.) или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 1 года.
За повторное нарушение — штраф от 3000 до 4000 ннмдг (от 51000 до 68000 грн.) или лишение свободы до 3 лет.
Прочие упрощения. В рамках упрощения ведения бизнеса отменили, в частности:
• госрегистрацию договора коммерческой концессии;
• разрешение на ввоз в Украину ветеринарных препаратов;
• аттестацию предприятий, осуществляющих переработку, утилизацию или уничтожение изъятой некачественной и опасной продукции;
• заключения госсанэпидэкспертизы на фасованную воду;
• эксплуатационное разрешение для мощностей производства молока, молочной продукции, продуктов детского питания.
Закон действует с 05.04.15 г., а в части ликвидации разрешительных центров — с 04.10.15 г.