«А без воды и не туды и не сюды», или Рентная плата за воду, использованную в I квартале

В избранном В избранное
Печать
Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Апрель, 2015/№ 15
Практически каждый субъект хозяйствования, использующий в своей деятельности воду, должен уплачивать соответствующие ресурсные платежи. В прошлом году такими платежами были сбор за специальное использование воды и плата за недра. С начала этого года все изменилось и водопользователям придется платить один платеж — рентную плату. О порядке взимания этой платы и правилах отчетности за I квартал 2015 года — далее.

Улучшения…

С 01.01.15 г. все налоговое законодательство претерпело улучшение, усовершенствование и упрощение. Не обошел сей процесс и правила уплаты ресурсных платежей, а именно сбора за специальное использование воды (далее — сбор за спецводопользование) и платы за добычу полезных ископаемых (далее — плата за недра).

В прошлом году эти два платежа были самостоятельными и полноправными участниками налоговой системы. С начала этого года они были понижены в статусе. Оба ресурсных платежа стали составляющими одного нового налога — рентной платы (см. «БН», 2015, № 1 — 2, с. 35). При этом впихивание таких ресурсных платежей в состав одного налога никоим образом не повлияло на порядок их взимания.

Иными словами, сбор за спецводопользование и плата за недра изменили только свою оболочку. Сердцевина (правила их взимания) осталась неизменной.

Поэтому, если вы используете в своей деятельности воду и/или ее добываете, то, как и в прошлом, так и в этом году вам придется уплатить те же два вида ресурсных платежа, но с другими названиями ( ст. 251 НКУ):

• рентную плату за специальное использование воды (далее — рента за спецводопользование);

• рентную плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (далее — рента за недра).

Как взимается рента за спецводопользование, поговорим дальше, а о взимании ренты за недра вы можете прочитать на с. 29.

 

Рента за спецводопользование

Преобразование сбора за спецводопользование в одну из составляющих рентной платы не изменило общего подхода к взиманию этого налога, поэтому детально рассматривать его не будем. А только освежим в памяти основные постулаты взимания этого ресурсного платежа в части использования воды с изъятием ее из водного объекта (см. таблицу).

Постулаты взимания ренты за спецводопользование

Показатель

Характеристика

Плательщики

Водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юрлица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юрлица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также ФЛП, которые ( п. 255.1 НКУ):

используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи);

используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Внимание! Плательщиками выступают, в частности, единоналожники — как юридические, так и физические лица, поскольку в перечне налогов и сборов, от уплаты которых освобождены единоналожники (приведен в п. 297.1 НКУ), рента за спецводопользование не указана

Кто фактически уплачивает рентную плату за спецводопользование

Водопользователь, который получает воду от первичных водопользователей на основании договора на поставку воды ( абз. 2 п.п. 255.11.2 НКУ). Если воду получаете без такого договора, то плательщиком ренты является поставщик воды, а не водопользователь (подкатегория 121.01 ЗІР ГФСУ).

Внимание! Наличие договора — обязательное, но не достаточное условие для того, чтобы у водопользователя, имеющего заключенный договор на поставку воды, возникла обязанность по уплате

и подает отчетность

ренты за спецводопользование. Дело в том, что юрлица и ФЛП, использующие воду исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, освобождены от уплаты этого платежа ( п.п. 255.4.1 НКУ).

Этот вывод вполне справедлив и для арендных операций. Подробно об этом читайте в «БН», 2014, № 34, с. 33

Объект налогообложения

Фактический объем использованной воды с учетом объема потерь в системах водоснабжения ( п. 255.2 НКУ). Его определяют или по данным счетчиков, или по технологическим данным, если такие приборы (счетчики) не установлены. В то же время, если возможность установить счетчики есть, но по факту их нет, то уплатить сбор нужно в двукратном размере

Ставки

Приведены в п. 255.5 НКУ. Их размер по сравнению с прошлым годом не изменился.

Обращаем внимание! Иногда вода используется из смешанных источников водоснабжения, т. е. сформирована из разных водных объектов. Для расчета рентной платы в таком случае используйте ставки, установленные для источников, из которых формируются (наполняются) смешанные источники ( п. 255.10 НКУ).

Чтобы рассчитать ренту, вам следует распределить объем использованной воды между источниками, из которых поступала вода (сформирован этот смешанный источник). Такое распределение делают исходя из соотношения, в котором формируется смешанный источник. Найти его можно в разрешениях на спецводопользование и/или в договорах на поставку воды. Если в этих документах оно не указано, то вам придется ориентироваться на усредненное соотношение, которое можно узнать в местных органах ГФСУ. После того как вы узнали это соотношение и с его помощью распределили объем полученной воды, достаточно просто рассчитать размер платы.

При этом, по нашему мнению, получение воды из одного смешанного источника в отчетности следует отражать как получение воды из каждого источника отдельно ( п.п. 255.11.3 НКУ).

В то же время налоговики на местах считают иначе. На их взгляд, соотношение, в котором формируется смешанный источник, применяется не к объемам полученной воды, а к определению ставки платы. Поэтому в отчетности они предлагают указывать получение воды из смешанного источника как из одного водного объекта, а ставку определять самостоятельно как средневзвешенную ставку по смешанному источнику, в том соотношении, в котором сформирован такой смешанный источник

Лимиты использования воды

Действуют как во время действия сбора за спецводопользование, так и после его трансформации в рентную плату, т. е. в пределах лимита, определенного в разрешении на спецводопользование, размер платы рассчитывается в обычном размере, а за сверхлимитный объем воды налог уплачивают в повышенном (5-кратном) размере. При отсутствии такого разрешения, а следовательно, и лимита плата за весь объем использованной воды взимается как за сверхлимитное использование.

Помните! Первичные водопользователи (забирают воду непосредственно из водных объектов) персональные лимиты использования воды получают из разрешений на спецводопользование. Вторичные водопользователи, которым такие разрешения не выдаются, лимиты устанавливают в договорах на поставку воды. Их указывают в пределах лимитов, установленных в разрешении первичных водопользователей (см. письмо Минприроды от 15.03.11 г. № 5515/16/10-11-МП // «БН», 2011, № 18, с. 8)

Правила начисления

Исчисляем рентную плату путем умножения ставки на фактический объем использованной воды. Полученный размер корректируем на коэффициенты. Например, если рассчитываем плату за сверхлимитный объем использованной воды, то полученную сумму увеличиваем в 5 раз, а если речь идет о неустановке счетчика — в 2 раза

Отчетность

До сих пор, к сожалению, специальные формы для отчетности по рентной плате за спецводопользование Минфин не утвердил. Поэтому придется за I квартал 2015 года подавать прошлогоднюю форму декларации сбора за спецводопользование, утвержденную приказом МФУ от 21.12.12 г. № 1403.

Подается эта декларация ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в орган ГФСУ по месту налоговой регистрации плательщика налога (за I квартал 2015 года — не позже 11.05.15 г.).

Заметим: одновременно с декларацией следует подать также и бумажные копии разрешения на спецводопользование или договора на поставку воды (в случае внесения изменений в разрешение на спецводопользование или договор на поставку воды подается их копия). А те водопользователи, которые составляют статотчетность об использовании воды по ф. № 2-ТП (водгосп), подают и ее копию

Уплата налоговых обязательств

Вносится плата в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации, по месту налоговой регистрации плательщика. За I квартал 2015 года — не позже 20.05.15 г. ( п. 257.5 НКУ)

 

Исчисляется рента за спецводопользование нарастающим итогом с начала года (за I квартал, полугодие, 3 квартала, год). Для декларирования начисленных налоговых обязательств «обычные» водопользователи подают декларацию, утвержденную приказом МФУ от 21.12.12 г. № 1403, а именно Налоговую декларацию сбора: за специальное использование поверхностных и подземных вод <…>. Как именно заполнить такую декларацию за I квартал 2015 года, см. на рисунке ниже.

Заполнение декларации по рентной плате за спецводопользование

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить