Проверки-2015: кого пускать «на чай»?

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Февраль, 2015/№ 6
Перед Новым годом законодатели в очередной раз перекроили «проверочное» законодательство. Причем потрудились на славу: моратории на проведение проверок прописали сразу в нескольких законодательных актах. Здорово. Но, как всегда, не обошлось без противоречий. К «приему» каких контролеров нужно готовиться в этом году, а каких можно не бояться? Давайте разбираться вместе.
Untitled 1
  • Мораторий на проверки — 2015: кому Закон писан

    Сначала напомним, что ст. 31 Закона о госбюджете-2014 устанавливала мораторий на проверки предприятий и ФЛП контролирующими органами (кроме ГФСУ) в течение августа — декабря 2014 года. Проверять хозсубъектов могли только с разрешения Кабмина или по заявкам самих хозсубъектов (соответствующие поправки были внесены Законом № 1622 — см. «БН», 2014, № 32, с. 8).

    С целью практической реализации этой нормы Кабмин постановлением № 408 утвердил Перечень государственных инспекций и других контролирующих органов, которым будет предоставляться разрешение КМУ на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физлиц-предпринимателей.

    В этот Перечень попали практически все контролеры. На этом основании мы делали вывод о том, что мораторий на проверки распространяется на все контролирующие органы (конечно, кроме фискалов).

    А теперь давайте проведем параллель с сегодняшним днем.

    Почему параллель? Да потому, что в п. 8 разд. III Закона № 76 законодатели фактически продуб­лировали норму из ст. 31 Закона о госбюджете-2014. Давайте их сравним и выделим отличия.

     

    Пункт 8 раздела III Закона № 76

    Статья 31 Закона о госбюджете-2014

    Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляются в течение января — июня 2015 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования о его проверке

    Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляются в течение августа — декабря 2014 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования о его проверке

     

    Как видите, нормы идентичные. Разница лишь в том, что в этот раз из-под действия моратория выведена не только ГФСУ, но и Госфининспекция.

    Таким образом, получается, что законодатели продлили действие прошлогоднего «проверочного» моратория еще на полгода (до 01.07.15 г.). А коль мы имеем дело с продлением действия старой нормы, то «правила игры» должны быть такие же, как и в прош­лом году: мораторий должен распространяться на всех контролеров. Исключения два: налоговики и Госфининспекция.

    Внимание! Под действие указанного моратория попадают все хозсубъекты (юрлица и ФЛП) независимо от системы налогообложения и объема доходов.

     

    Мораторий для юрлиц и ФЛП с годовым доходом до 20 млн грн.

    У юрлиц и ФЛП с объемом дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год особый статус (как налоговики намерены определять этот объем — см. на с. 14 сегодняшнего номера). Для них законодатели установили «проверочный» мораторий на целых два года: с 01.01.15 г. по 31.12.16 г. Основанием для проверки указанных субъектов в этот период может быть лишь разрешение КМУ, заявка самого хозсубъекта на проведение проверки, решение суда или нормы УПК (п. 3 разд. II Закона № 71):

    «3. Установить, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей с объемом дохода до 20 миллионов гривень за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования о его проверке, согласно решению суда или согласно требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины. Указанное ограничение не распространяется:

    с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют под­акцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость;

    с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица — предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций».

    И вот оно первое противоречие. Пункт 8 раздела III Закона № 76, который распространяется на всех хозсубъектов (мы о нем говорили в первом разделе), не предусматривает такие основания для проведения проверок, как решение суда или нормы УПК. В то время как в п. 3 разд. II Закона № 71 они есть.

    Не исключено, что контролеры расценят норму из Закона № 71 как более специальную для рассматриваемой категории плательщиков (с доходом до 20 млн грн. за предыдущий год) и посчитают, что они вправе прийти с проверкой в рамках действия УПК или имея на руках решение суда.

    Далее. Мораторий, установленный Законом № 71, касается всех контролеров! Никаких исключений для ГФСУ и Госфининспекции нет! Это очень важно, поскольку налоговики всегда были склонны игнорировать все проверочные моратории. К слову, налоговики уже и сами признают, что их мораторий из Закона № 71 касается в полной мере (см. с. 14 номера). То есть и налоговики сейчас, можно сказать, «со связанными руками».

    Внимание. Исключение составляют проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС. С проверкой этих аспектов деятельности контролеры вправе прийти к любому из рассматриваемой категории плательщиков (юрлицу или ФЛП).

    Важно! Под «проверочный» мораторий, установленный Законом № 71, также не попадают хозсубъекты, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют под­акцизные товары. Даже если объем дохода в прошлом году у них составлял меньше 20 млн грн., согласно Закону № 71 контролеры вправе проверять их на общих основаниях, причем уже с 01.01.15 г.

    И здесь возникает вопрос: а как же общий полугодовой мораторий (с 01.01.15 г. до 01.07.15 г.), установленный для всех хозсубъектов Законом № 76? На наш взгляд, этот мораторий должен соблюдаться всеми органами госнадзора (контроля), кроме ГФСУ и Госфининспекции. При этом налоговики могут проверять у «больших» субъектов все что хотят, у «маленьких» субъектов, работающих с подакцизными товарами, — тоже все что хотят, а у «маленьких-неподакцизных» — лицензии, НДФЛ, ЕСВ и возмещение НДС.

    Представим сказанное на рисунке ниже.

     

     

    Проверки «нерисковых» ФЛП и юрлиц-единоналожников

    Среди всех хозсубъектов законодатели отдельно выделяют:

     

     

    Для них Законом № 4448 введен «проверочный» мораторий еще с 07.04.12 г., причем действует он бессрочно. Согласно этому Закону до 01.01.15 г. указанных субъектов имели право внепланово проверять только органы санэпиднадзора и органы защиты прав потребителей на основании жалоб потребителей.

    С 01.01.15 г. перечень контролирующих органов, которые могут прийти с проверкой к «нерисковым» ФЛП и ЮРЕНам, расширен (соответствующие поправки внесены Законом № 77). Теперь у них могут проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения:

    • санитарного законодательства;

    • законодательства о труде, занятости (в том числе занятости и трудоустройстве инвалидов);

    • рекламного законодательства о вакансиях (приеме на работу);

    • законодательства об обще- обязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты материального обеспечения, страховых выплат, предоставления социальных услуг.

    Ну и органам защиты прав потребителей по-прежнему предоставлено право проводить внеплановые проверки по жалобам потребителей.

    Но. Мы считаем, что все перечисленные (разрешенные) проверки должны подпадать под действие общего моратория, который согласно Закону № 76 действует до 01.07.15 г., а также под действие двухлетнего моратория из Закона № 71 (01.01.15 г. — 31.12.16 г.).

    Соответственно в течение ближайших двух лет рассматриваемая категория плательщиков о проверках может практически забыть (конечно, при условии, что их доход за прошлый год не превысил 20 млн грн. и они не осуществляют деятельность с подакцизными товарами).

    Несколько слов скажем о налоговых проверках. Вы наверняка знаете, что Закон № 4448 неразрывно связан с Законом о проверках, а последний на налоговиков не распространяется.

    Норма, которая отменяла особое положение налоговиков и формально обязывала их соблюдать требования Закона о проверках, прожила недолго. Напомним, что эта норма появилась с 17.08.14 г. «благодаря» Закону № 1600 (см. «БН», 2014, № 36, с. 19; № 34, с. 4). А с 01.01.15 г. Закон № 71 вновь вывел органы ГФСУ из-под действия Закона о проверках.

    Таким образом, получается, что бессрочный мораторий на проведение проверок, введенный Законом № 4448, налоговиков не касается. Здесь рассматриваемой категории плательщиков следует руководствоваться общими законодательными нормами. В частности, тем же Законом № 71, который в 2015 и 2016 годах разрешает налоговикам проверять ФЛП и юрлиц с объемом дохода за предыдущий год до 20 млн грн. (не имеющих дело с подакцизными товарами) только по вопросам наличия лицензий, соблюдения НДФЛ- и ЕСВ-законодательства, а также правомерности возмещения НДС. В остальных случаях на проверку необходимо разрешение КМУ, заявка хозсубъекта, решение суда или соответствующее положение УПК (см. выше).

     

    РРО-проверки у ФЛП-ЕН

    С 01.01.15 г. ФЛП-ЕН 1 группы по-прежнему освобождены от применения РРО. Поэтому вопрос о проверках соблюдения РРО-законодательства для них не актуален.

    В число счастливчиков также попали ФЛП-ЕН (независимо от группы), которые осуществляют деятельность на рынках и продают товары в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети.

    Все остальные ФЛП-ЕН 2 и 3 групп обязаны будут перейти на применение РРО: ФЛП-ЕН 2 группы — с 01.01.16 г., ФЛП-ЕН 3 группы — с 01.07.15 г.

    В связи с этим 01.07.15 г. заканчивается действие моратория на проверки плательщиков ЕН 2 и 3 (ФЛП) групп по вопросам соблюдения порядка применения РРО. Хотя, по логике, для ФЛПЕН 2 группы действие моратория на РРО-проверки должно было бы прекратиться 01.01.16 г.

    Особые привилегии предоставлены единоналожникам 2 и 3 (ФЛП) групп, которые начнут применять РРО раньше: в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. Они смогут избежать РРО-проверок вплоть до 01.01.17 г.

    А теперь все вышесказанное обобщим в таблице.

     

    Показатель

    Виды и период действия ограничений на проведение проверок

    01.01.15 г. — 30.06.15 г.

    (общий мораторий)

    01.01.15 г. — 31.12.16 г.

    (мораторий для «малышей»)

    07.04.12 г. —

    (бессрочный мораторий «нерисковых»)

    01.01.15 г. — 01.07.15 г.

    (РРО-мораторий)

    1

    2

    3

    4

    5

    Нормативно-правовой акт, устанавливающий «проверочные» ограничения

    Пункт 8 раздела III Закона № 76

    Пункт 3 раздела II Закона № 71

    Закон № 4448

    Пункт 3 раздела II Закона № 71

    На основании чего возможна проверка

    Разрешение КМУ, заявка самого хозсубъекта

    Разрешение КМУ, заявка самого хозсубъекта, решение суда или нормы УПК

    Какие хозсубъекты попадают под действие ограничений

    Все юрлица и ФЛП независимо от системы налогообложения и объема дохода

    Юрлица и ФЛП с объемом дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год

    ФЛП (общесистемщики и единоналожники) и юрлица-единоналожники, которые не зарегистрированы плательщиками НДС и деятельность которых отнесена к средней или низкой степени риска

    ФЛП-ЕН 2 и 3 групп (за некоторыми исключениями), которые обязаны перейти на применение РРО с 01.01.16 г. и с 01.07.15 г. соответственно.

    Если они начнут использовать РРО в период с 01.01.15 г. до 01.07.15 г., то запрет на РРО-проверки будет продлен до 01.01.17 г.

    Какие контролирующие органы обязаны соблюдать «проверочные» ограничения

    Все органы госнадзора (контроля), кроме ГФСУ и Госфининспекции

    Все органы госнадзора (контроля), кроме проверяющих (фактически это налоговики), которые имеют право проверять наличие лицензий, полноту начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещение НДС

    Все кто попадает в сферу Закона о проверках (налоговики не попадают).

    Перечень госорганов, которым как исключение предоставлено право проверять эту категорию плательщиков, приведен в ст. 3 Закона № 4448 (с последними поправками). В период с 01.01.15 г. по 31.12.16 г. все эти госорганы должны попадать под действие мораториев, установленных Законом № 76 и Законом № 71

    Налоговики, которые в указанный период не имеют право проверять соблюдение РРО-законодательства

    Хозсубъекты, на которых действие ограничений не распространяется

    Хозсубъекты (юрлица и ФЛП), которые ввозят в Украину и/или производят и/или реализуют подакцизные товары

    ФЛП (общесистемщики и единоналожники) и юрлица-единоналожники, которые зарегистрированы плательщиками НДС и/или деятельность которых отнесена к высокой степени риска

     

    Подытожим. Как видим, сегодня достаточно много ограничений для проверок. При этом, считаем, применять их нужно по правилу «максимального ограничения». То есть на интересующий нас момент времени выбираем самый жесткий из перечисленных запретов и по нем судим, допускать проверяющих к проверке или давать «от ворот поворот».

     

    Документы статьи

    УПК — Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.12 г. № 4651-VI.

    Закон о проверках — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

    Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.14 г. № 71-VIII.

    Закон № 76 — Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.14 г. № 76-VIII.

    Закон № 77 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.14 г. № 77-VIII.

    Закон о госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.14 г. № 719-VII.

    Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.14 г. № 1622-VII.

    Закон № 1600 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования» от 22.07.14 г. № 1600-VII.

    Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.12 г. № 4448-VI.

    Постановление № 408 — Постановление КМУ «Вопросы внедрения ограничений на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами» от 13.08.14 г. № 408.

  • Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

    Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

    Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

    Как отключить