Темы статей
Выбрать темы

«Сдаемсу!!!», или Правила применения налогового компромисса

Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
Достаточно важной задачей, нависшей над законодателями еще с прошлого года, был поиск дополнительных источников для пополнения бюджета страны. Одним из таких источников должно было стать введение так называемого налогового компромисса. Этот механизм не только позволяет залатать дыру в бюджете, но и «замолить» субъектам хозяйствования грехи перед бюджетом. И вот свершилось. С 17.01.15 г. этот механизм наконец заработал. О нем мы кратко уже упоминали в «БН», 2015, № 4, с. 5, 6 и № 6, с. 7. Сегодня же поговорим об этом подробно.

Что такое «налоговый компромисс»?

Вообще-то под «компромиссом» понимают согласие с кем-нибудь в чем-либо, которое достигается взаимными уступками для достижения определенной цели.

Налоговый компромисс четко вписывается в эту общую концепцию. Дело в том, что суть этого компромисса сводится к тому, что:

• налогоплательщики и/или их должностные (служебные) лица идут на компромисс, т. е. каются в своих «налоговых» грехах (в занижении налога на прибыль или налоговых обязательств по НДС) и уплачивают мизерные 5 % от суммы занижения налоговых обязательств (остальные 95 % автоматически считаются погашенными), а вместо этого получают освобождение от юридической ответственности за неуплату налогов;

• государство, как вы поняли, тоже идет на компромисс, прощает плательщикам налогов 95 % суммы недополученных налогов и освобождает их от ответственности, а в ответ получает средства для пополнения бюджета в виде части не­уплаченных налоговых обязательств.

Как видим, и волки сыты (дополнительные поступления в бюджет), и овцы целы (плательщики налога избавятся от ответственности за занижение налоговых обязательств). Как именно применяется налоговый компромисс, описано в подразд. 92 разд. XX НКУ и Методрекомендациях № 13. Итак, дальше поговорим именно об этом.

 

Кто им пользуется

Налоговым компромиссом могут воспользоваться любые субъекты хозяйствования, которые завышали до 01.04.14 г. (п. 1 подразд. 92 разд. XX НКУ):

• налоговые расходы и таким образом избегали уплаты налога на прибыль (ведь чем больше расходы, тем меньше прибыль, и, соответственно, меньше налог к уплате);

• свой налоговый кредит и тем самым уменьшали суммы уплаты НДС.

Внимание! В Методрекомендациях № 13 налоговики уточняют: если причина завышения налогового кредита кроется в неполном декларировании налоговых обязательств, то в рамках налогового компромисса нужно/можно показать занижение налоговых обязательств по НДС. Очевидно, речь идет о случаях, когда «излишний» налоговый кредит мы впоследствии должны были компенсировать увеличением налоговых обязательств, но этого не сделали. Впрочем, как относиться к этим уточнениям, непонятно, поскольку они противоречат требованиям НКУ.

Таким образом, из числа юрлиц «покаяться» могут все, кто до 01.04.14 г. был плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом для налога на прибыль нет значения, в каком статусе плательщик находится сегодня — является плательщиком налога на прибыль или нет. А вот в случае с НДС на компромисс без проблем сможет рассчитывать действующий плательщик НДС. Что касается неплательщика НДС, то налоговики традиционно считали невозможным подачу уточняющего расчета после аннулирования НДС-регистрации. Поэтому, если речь идет о том компромиссном случае, когда требуется подача уточняющего расчета (см. ниже), возможны проблемы.

Итак, возвращаясь к тому же налогу на прибыль, вымолить себе «место в раю» могут и юридические лица — плательщики единого налога (фиксированного сельхозналога) за грехи, которые они совершили, будучи плательщиками налога на прибыль до 01.04.14 г.

К сведению! Если вы были и до 01.04.14 г. плательщиком единого налога, но при выплате дивидендов платили авансовые взносы по налогу на прибыль, то воспользоваться налоговым компромиссом по таким суммам вы не имеете права. Дело в том, что:

• во-первых, обязанность уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль не делает единоналожника плательщиком налога на прибыль. А неплательщики налога на прибыль воспользоваться налоговым компромиссом не имеют права;

• во-вторых, под компромисс подпадает только завышение расходов, которое привело к занижению налоговых обязательств (подробно об операциях, на которые распространяется налоговый компромисс, см. на с. 34)

Что касается физлиц, то поскольку они могут быть только плательщиками НДС, то и рассчитывать на налоговый компромисс должны только те, кто до 01.04.14 г. был плательщиком этого налога. При этом не имеет значения, на какой системе вы находились до 01.04.14 г. (общей или упрощенной) и на какой находитесь в настоящий момент.

Внимание! Применить налоговый компромисс можно только к «махинациям», осуществленным за любые налоговые периоды до 01.04.14 г., с учетом сроков давности. При этом под сроком давности следует понимать определение денежных обязательств в течение 1095 дней со дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, а если такая декларация была подана позже, — за днем ее фактической подачи (ст. 102 НКУ). Таким образом, можно надеяться на прощение «грехов», которые привели к занижению налоговых обязательств за период с 01.04.11 г. до 01.04.14 г. Это по логике налоговиков. Впрочем, правильнее, по нашему мнению, срок давности рассчитывать (назад) не от 01.04.14 г., а от дня инициирования нами налогового компромисса.

Важно! Воспользоваться налоговым компромиссом можно в течение 90 дней со дня вступления в силу Закона № 63, т. е. в период с 17.01.15 г. по 16.04.15 г.

 

Когда можно воспользоваться?

Воспользоваться налоговым компромиссом вышеперечисленные субъекты хозяйствования могут в случаях, предусмотренных в п.п. 2.2 Методрекомендаций № 13 и п.п. 1 и 7 подразд. 92 разд. XX НКУ (см. рисунок).

 

img 1 

 

Для того чтобы воспользоваться налоговым компромиссом, кроме желания и возможности, также нужно учитывать то, что налоговый компромисс можно применить только к занижению налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль. При этом прийти с повинной можно только в случае, когда вы:

• завысили налоговый кредит по НДС (также см. выше);

• завысили расходы, учитываемые при определении объекта обложения налогом на прибыль.

Внимание! Все другие «махинации», которые вы совершили при формировании налоговых обязательств по этим налогам, исправить путем налогового компромисса не удастся. То есть через налоговый компромисс можно только снять неправомерно включенные в базу налогообложения расходы и/или налоговый кредит за любые периоды до 01.04.14 г. (с учетом сроков давности).

Обращаем внимание! Налоговым компромиссом можно воспользоваться также и относительно несогласованных налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль, а  именно относительно тех налоговых обязательств, по которым недавно по результатам проверки получены налоговые уведомления-решения (далее — НУР), но:

• не прошло 10 дней для уплаты обязательств, указанных в таких НУР;

• продолжается административное обжалование определенных обязательств в НУР;

• продолжается судебное обжалование определенных в НУР обязательств.

К сведению! Если вы не успели запустить механизм налогового компромисса в течение 10 дней со дня поступления такого уведомления или не успели подать жалобу для административного обжалования налоговых обязательств, указанных в уведомлении-решении (не воспользовались правом на административное обжалование), то вы все равно имеете право на налоговый компромисс. Но для этого следует начать судебное обжалование: подать иск в суд и ожидать, пока суд примет его к рассмотрению. В ином случае согласованные налоговые обязательства, определенные в НУР, не изменят свой статус на несогласованные.

 

Налоговый компромисс по согласованным обязательствам

Если после оценки всех плюсов и минусов вы все же решили воспользоваться налоговым компромиссом, то сделать это можно, выполнив определенный набор действий. Эти действия различаются в зависимости от того, к каким налоговым обязательствам (согласованным или несогласованным) вы хотите его применить. Начнем с согласованных налоговых обязательств.

Чтобы воспользоваться налоговым компромиссом, в этом случае вам следует подать в контролирующий орган по основному месту своего налогового учета:

1) уточняющий расчет по НДС и/или уточняющую декларацию по налогу на прибыль предприятий за любые налоговые периоды до 01.04.14 г. с учетом сроков давности (1095 дней). Подробно о ее заполнении см. на с. 36.

При этом помните: при составлении уточняющих расчетов не учитываются суммы корректировок налогового кредита по НДС и/или расходов, которые учитываются при исчислении объекта обложения налогом на прибыль, отраженных в уточняющих расчетах (декларациях), которые одновременно отвечают таким условиям:

• они поданы в порядке, установленном ст. 50 НКУ, после 01.04.14 г.;

• ими уточняются показатели деклараций за отчетные периоды, предшествовавшие 01.04.14 г.;

• по результатам подачи таких расчетов изменение объема расчетов с бюджетом за отчетные периоды не соответствует суммам завышенных расходов, которые учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, и/или завышенного налогового кредита по НДС (в частности, но не исключительно, сформирован налоговый кредит на основании налоговых накладных, в которых проведена замена субъекта хозяйствования, в отношении которого имеются сведения (налоговая информация), что он не выполняет (не может выполнить) свое налоговое обязательство по уплате налогов и сборов и/или имеет признаки фиктивности и т. п.);

2) заявление о компромиссе, в котором указывается информация о мотивах подачи уточняющего расчета. Подаете его в произвольной форме;

3) перечень (опись) операций, по которым осуществлено уточнение показателей. Подаете в произвольной письменной форме, пока не будет утверждена форма перечня (пока еще это не сделано). Перечень должен содержать данные, позволяющие четко идентифицировать каждую хозоперацию, по которой была осуществлена «махинация», приведшая к занижению налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль. Этот документ является достаточно важной составляющей, поскольку, именно ориентируясь на него, налоговики будут принимать решение о возможности применять компромисс и именно эти операции фискалы (при необходимости) будут проверять.

К сведению! Примерные формы заявлений и перечня операций изложены на сайте территориального органа ГФС в Черкасской области (http://ck.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/181212.html).

После подачи этих документов вам придется подождать 10 рабочих дней, пока контролеры не решат, подпадают ли такие операции под компромисс.

Если подпадают, то налоговики принимают следующее решение: следует ли дополнительно проверять результаты, отраженные в уточняющей декларации, или можно поверить «на слово». Свое заключение они направят вам письмом с уведомлением о вручении или вручат его лично под роспись.

Если проверка проводится. Вообще-то, исходя из положений подразд. 92 разд. XX НКУ и Метод­рекомендаций № 13 вопрос о проверке возникает только тогда, когда до этого она не проводилась или не включала уточняемые периоды. Поэтому, если вы претендуете на налоговый компромисс до момента проверки уточняемого периода (вы только получили сообщение о проверке) или решили самостоятельно без угрозы проверки уточнить свои данные (но проверка этого периода не происходила), то скорее всего контролеры захотят заглянуть к вам «на чай».

Заметим, что такая проверка может быть выездная или невыездная и проводиться по процедуре, установленной НКУ, за исключением того, что (пп. 3.5 — 3.8 Методрекомендаций № 13):

1) проверять будут исключительно вопросы, касающиеся компромиссных сумм;

2) срок проведения проверок не может превышать 70 календарных дней со дня подачи документов для проведения налогового компромисса;

3) в результате проверки вы получите:

• или НУР по результатам компромиссной проверки. НУР направляется только при выявлении нарушения (вы неправильно определили сумму занижения в уточненной декларации).

Внимание! Сумма доначисленных обязательств в НУР, полученном по результатам такой проверки, только уточняет (исправляет или доначисляет) определенную вами сумму в уточняющей декларации, но не лишает вас права на компромисс. То есть ни штрафов, ни пени с таких сумм не будет. Просто рассчитывать 5 % нужно будет от суммы, определенной контролерами в таком НУР, а не от указанной вами в уточняющей декларации.

В то же время, если вы начнете обжаловать сумму, определенную налоговиками в НУР в ходе проверки в рамках налогового компромисса, то можете забыть о компромиссе;

• или справку об отсутствии таких нарушений. Такая справка подтверждает правомерность сумм, указанных в уточненной декларации.

После получения справки или НУР, чтобы согласиться на налоговый компромисс, вы должны уплатить 5 % заниженных налоговых обязательств в течение 10 дней с даты поступления таких документов. В случае невыполнения налоговики будут считать, что вы отказались от компромисса, а потому накажут вас по полной, т. е. взыщут всю сумму занижения и штрафные санкции (п. 3.11 Методрекомендаций № 13).

Проверка не проводится. Если же вы претендуете на компромисс во время проверки, которая не связана с налоговым компромиссом, то налоговики могут решить не проводить отдельной проверки (например, могут воспользоваться результатами уже проведенной или продолжающейся на сегодняшний день). В этом случае они пришлют вам решение об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки. Такое решение указывает на то, что налоговики согласовали налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете. А потому вы должны уплатить 5 % от суммы обязательств, определенных в уточняющей декларации, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем поступления такого сообщения. Остальные 95 % считаются погашенными, в том числе штраф и пеня.

Если вы в 10-дневный срок не уплатите 5 % от определенной заниженной суммы обязательств по налоговому компромиссу, то налоговики будут считать это невыполнением условий налогового компромисса и взыщут с вас недоплату, штраф и пеню без послаблений (п. 3.11 Методрекомендаций № 13).

Важно! Если вы претендуете на налоговый компромисс во время или после проведения проверки (но до поступления НУР), то вам все равно при выявлении нарушений поступит НУР по результатам проверки, не связанной с применением процедуры налогового компромисса. При этом в нем будут определены только денежные обязательства, которые не связаны с доначислением налога на прибыль и НДС за нарушения в рамках достигнутого налогового компромисса.

То есть в этом НУР будут определены заниженные налоговые обязательства, штраф и пеня за другие нарушения налогового законодательства (например, занижение налоговых доходов или налоговых обязательств по НДС и т. п.), на которые компромисс не распространяется.

 

Налоговый компромисс по несогласованным обязательствам

Если речь идет о замаливании грехов по несогласованным суммам налоговых обязательств, определенным в НУР (продолжается процедура судебного и/или админ­обжалования, или со дня получения такого уведомления не прошло 10 дней), то, чтобы воспользоваться налоговым компромиссом, вам следует подать в контролирующий орган по основному месту налогового учета в произвольной письменной форме заявление о компромиссе по НУР.

Внимание! Если обжалуете НУР в административном порядке, уведомьте о подаче заявления о применении налогового компромисса налоговый орган, в который подали жалобу. Если речь идет о судебном обжаловании, то суд уведомлять не нужно. Это сделают сами налоговики путем подачи в суд ходатайства о примирении.

В таком заявлении целесообразно указывать дату, номер НУР, состояние согласования, соответствующий фискальный или судебный орган, где находится на обжаловании НУР, сумму налога на прибыль и/или НДС, по которой налогоплательщик желает достичь налогового компромисса (с указанием налоговых (отчетных) периодов, операций, по которым были осуществлены доначисления в акте проверки, контрагентов и т. п.).

К сведению! Примерную форму заявления ищите на сайте территориального органа ГФС в Черкасской области (http://ck.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/181212.html).

Важно! Уплатить 5 % от суммы занижения налогового обязательства вам следует в течение 10 дней со дня подачи заявления о компромиссе по НУР (п. 3.12 Методрекомендаций № 13), поскольку именно со дня подачи такого заявления налоговые обязательства, включенные вами в налоговый компромисс, считаются согласованными.

В то же время решение о том, что такие суммы и в самом деле подпали под компромисс, вы узнаете только через 10 дней со дня подачи заявления. То есть фактически выходит, что 5 % от суммы занижения вы должны уплатить до дня принятия решения о распространении налогового компромисса на ваши «махинации».

Конечно, проблем не будет, когда налоговики, проанализировав материалы, разрешат применять налоговый компромисс к суммам занижения налоговых обязательств. Но если этого не произойдет, то что будет с суммой уплаты 5 % занижения, неизвестно.

Понятно только то, что суммы занижения, по которым не будут уплачены компромиссные 5 %, становятся несогласованными, а следовательно, вы имеете право воспользоваться процедурой обжалования. Хотя как быть с тем, что 10 дней со дня поступления уведомления-решения, которые дают право на подачу заявления для админобжалования, истекли и на такие суммы уже должны начисляться финсанкции, остается загадкой.

Достижение налогового компромисса (принятие решения налоговиков о распространении компромисса на ваши «махинации», а также уплата 5 % от суммы занижения налоговых обязательств) на стадии административного обжалования является основанием для оставления жалобы без рассмотрения (в целом или в части), а на стадии судебного обжалования — причиной прекращения судебного разбирательства путем примирения сторон.

 

Заполнение уточняющей декларации

Как было сказано выше, уточняющая декларация для применения налогового компромисса подается только в отношении уже согласованных налоговых обязательств, т. е. максимум в отношении тех обязательств, по которым налоговики вынесли НУР по результатам осуществления проверки, но если 10 дней со дня поступления НУР не прошли.

Важно! Подавая уточняющую декларацию, вам не нужно ориентироваться на положения ст. 50 НКУ, т. е. начислять сам штраф на размер занижения налогового обязательства.

На сегодняшний день еще не утверждены специальные формы для подачи уточняющих деклараций для применения налогового компромисса. Поэтому пока этого не произойдет, подавать уточняющие декларации следует по действующей на момент подачи форме. Такая декларация подается как отдельный документ вместе с перечнем (описью) операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации, и заявлением о компромиссе.

Учитывая то, что уточняющая декларация подается не по специализированной форме, а по обычной, при ее заполнении нужно учитывать следующие особенности:

1) для налога на прибыль:

• уточняющая декларация подается как отдельный документ, а не в составе отчетной (отчетной новой) декларации. При этом, если исправляются данные в приложениях, то вместе с декларацией подаются и приложения;

• в заглавной части форм уточняющих налоговых деклараций (расчетов, отчетов) по этому налогу следует под словом «Уточнююча» («Уточнюючий») добавить слова «Податковий компроміс» и слева от них проставить отметку, например, «X». Такие манипуляции говорят о том, что эта декларация подается с целью применения налогового компромисса.

Внимание! Для электронной декларации в процессе разработки находятся соответствующие поля для таких отметок;

• сама форма заполняется по тому же принципу, что и в случае исправления ошибок, допущенных в прошлых периодах, но с учетом того, что суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль рассчитываются в размере 5 % от суммы занижения и отражаются в специальной графе уточняющей декларации. Для обычных предприятий это стр. 24;

• сам штраф и пеня не начисляются;

2) для НДС:

• подаете отдельный уточняющий расчет по НДС за каждый отдельный отчетный период, причем с учетом срока исковой давности;

• в случае уточнения показателей декларации, требующих подачи отдельных приложений к декларации, уточняющий расчет по НДС подается плательщиками налога вместе с такими приложениями;

• чтобы уточняющий расчет по НДС стал пригодным для применения налогового компромисса, в его заглавной части в графе 2 проставляете отметку «ПК». Аналогичная отметка проставляется и в крайней правой графе строки 0110 «Загальна»;

• если в результате уточнения происходит увеличение налоговых обязательств по НДС (в начале статьи мы уже говорили о «подозрительной» логике Методрекомендаций № 13, согласно которым возможно в рамках компромисса исправлять занижение налоговых обязательств по НДС), то положительное значение отражаете в гр. 6 стр. 9 разд. I. Если речь идет об уменьшении налогового кредита по НДС, то указываете отрицательное значение гр. 6 стр. 17 разд. II и увеличение сумм налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее поданной налоговой отчетностью за соответствующие периоды в стр. 18 и 25.

При этом в гр. 6 стр. 25 указываете не всю сумму заниженного налогового обязательства по НДС, а только 5 % такой суммы ((гр. 4 уточняющего расчета по НДС - гр. 5 уточняющего расчета по НДС) x 5 %).

Важно! Показатели уточняющих расчетов по НДС с целью применения налогового компромисса не переносятся в налоговую отчетность по НДС за отчетный период, в котором такие расчеты поданы, а отражаются в лицевых счетах плательщика налогов.

 

Выводы 

  • Налоговый компромисс дает возможность налогоплательщикам и/или их должностным (служебным) лицам избежать юридической ответственности за неуплату налогов путем занижения налоговых обязательств по налогу на прибыль и/или НДС за любые налоговые периоды до 01.04.14 г. с учетом сроков давности (1095 дней). Для этого они должны сознаться в таких нарушениях и уплатить в бюджет мизерные 5 % от суммы занижения налоговых обязательств. Остальные 95 % автоматически будут считаться погашенными.

  • Воспользоваться налоговым компромиссом можно в течение 90 дней со дня его введения, т. е. в период с 17.01.15 г. по 16.04.15 г.

  • Налоговый компромисс распространяется только на случаи занижения налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль. Но только в случае, когда такие ошибки были допущены из-за завышения налогового кредита по НДС или налоговых расходов, учитываемых при определении объекта обложения налогом на прибыль.

Документы статьи

Закон № 63  Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» от 25.12.14 г. № 63-VIII.

Методрекомендации № 13 — Методические рекомендации относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса, утвержденные приказом ГФСУ от 17.01.15 г. № 13.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше