(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 30
  • № 29
  • № 28
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
18/28
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Июль , 2015/№ 27

Аптечка на предприятии: что положить и как учесть?

http://tinyurl.com/y2ov95td
Конечно, хорошо, когда сотрудники бодры духом и телом. Но от небольших неприятностей и производственных травм никто не застрахован. В таком случае поможет аптечка с элементарным набором медикаментов. Что в ней должно находиться? Как списать (выкинуть) просроченные лекарства? Как правильно отразить в учете приобретение аптечки и ее пополнение? На эти вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Нужна ли вообще аптечка

В письме Исполнительной дирекции Фонда «несчастного случая» от 16.08.05 г. № 261-05-3 отмечено, что в настоящее время нет единого нормативного документа по охране труда, который обязывал бы предприятия иметь медицинские аптечки. Справедливости ради отметим, что с тех пор ситуация не изменилась.

В то же время из других НПА вытекает необходимость обеспечения рабочих мест аптечками.

Итак, работодатель обязан создать на каждом рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с НПА, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере охраны труда ( ст. 13 Закона об охране труда).

С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, в частности принимает срочные меры для помощи пострадавшим. За нарушение этих требований работодатель несет непосредственную ответственность.

Также при наступлении несчастного случая непосредственный руководитель работ (уполномоченное лицо предприятия) обязан, в частности, срочно организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему ( п. 8 Порядка № 1232). Именно здесь и пригодится аптечка.

Отсюда вывод: аптечка на предприятии все-таки нужна.

Автомобильная аптечка

К эксплуатации ТС выдвигают определенные требования. Так, в частности, в автомобиле обязательно должна находиться аптечка первой медицинской помощи: запрещается эксплуатация ТС без медицинской аптечки (с нанесенными на нее сведениями о типе ТС, для которого она предназначена, на мотоцикле с боковым прицепом, легковом, грузовом автомобиле, колесном тракторе, автобусе, микроавтобусе, троллейбусе, автомобиле, перевозящем опасный груз) ( п.п. «є» п.п. 31.4.7 ПДД).

Аптечка, соответствующая требованиям госстандарта ДСТУ 3961-2000 «Аптечка медична автомобільна», должна располагаться в закрепленном состоянии в месте, определенном предприятием-производителем. Если конструкцией ТС такого места не предусмотрено, аптечка должна находиться в легкодоступном месте.

Полезно знать! Инспекторы ГАИ настаивают на том, что автомобильная аптечка — это часть комплектности ТС. Соответственно они имеют право проверять ее согласно п.п. «б» п. 2.4 ПДД. При этом за отсутствие аптечки (о ее составе читайте ниже) они грозят штрафом за вождение ТС, имеющих технические неисправности, с которыми согласно установленным правилам эксплуатация запрещена, — от 340 до 425 грн. (ч. 1 ст. 121 КоАП), а если речь идет о ТС, предоставляющем услуги по перевозке пассажиров, — от 680 до 850 грн. (ч. 2 ст. 121 КоАП).

В то же время можно поспорить: отсутствие или неправильная комплектация аптечки не является технической неисправностью. Поэтому максимальный штраф — предупреждение по ст. 125 КоАП.

Заметим, что суды нередко поддерживают оштрафованных водителей, признавая их нарушения малозначимыми (постановление Черниговского райсуда Запорожской области от 21.09.12 г. по делу № 0826/841/2012), либо же ограничиваются предупреждением, в частности, из-за нарушений самого инспектора ГАИ (постановления Кременецкого райсуда Тернопольской области от 07.08.13 г. по делу № 601/1862/13-а, от 23.07.14 г. по делу № 601/1498/14-а).

А теперь давайте разберемся в том, чем именно нужно укомплектовать аптечку.

Что положить в аптечку

Сразу скажем: точного перечня медпрепаратов, средств и приборов, которые должны находиться в аптечке на предприятии, нет. В то же время некоторые отраслевые нормативные документы, которые требуют наличия аптечки, расписывают ее содержимое. Это, например, приложение 5 к Правилам безопасности при работах на кабельных линиях связи и проводового вещания (НПАОП 64.2-1.07-96), приложение 10 (часть 4) к Правилам безопасности систем газоснабжения Украины (НПАОП 0.00-1.20-98), Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим в результате несчастного случая, произошедшего во время обслуживания энергетического оборудования (СОУ-Н МПЕ 40.1.03.702:2005).

Также перечень лекарств, которые должны находиться в автомобильной аптечке утвержден приказом МОЗ от 07.07.98 г. № 187. Причем здесь приведены перечни для двух видов аптечек в зависимости от количества пассажиров:

аптечка № 1 (для пассажирских легковых транспортных средств с количеством пассажиров до 9 человек и грузового транспорта) — состоит из 16 наименований медпрепаратов и изделий медицинского назначения, а также прилагаемой к ним инструкции по пользованию средствами автомобильной аптечки;

аптечка № 2 (для пассажирских транспортных средств с количеством пассажиров более 9 человек) — состоит из 24 наименований медицинских препаратов и изделий медицинского назначения, а также инструкции по их применению.

Нюанс для автоаптечек: рекомендуем покупать автомобильные аптечки отечественного производства (поскольку зарубежные аналоги могут отличаться комплектацией), обращая при этом внимание на срок годности лекарств.

Мы обобщили указанные рекомендации и приводим примерный перечень содержимого аптечки предприятия (см. схему ниже). При этом количество и дополнительные препараты могут варьироваться в зависимости от количества работников и специфики деятельности хозсубъекта. Фонд «несчастного случая» в упомянутом выше письме от 16.08.05 г. № 261-05-3 отмечает: перечень необходимых лекарств, которыми должны комплектоваться медицинские аптечки, определяется характером вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте.

Примерный перечень лекарств и предметов, которые должны содержаться в аптечке

Важный момент: нужно определить ответственного, который будет закупать медикаменты и следить за сроком их годности. Разумно, если таким человеком будет член службы охраны труда предприятия. Об организации службы охраны труда Госгорпромнадзор Украины говорил в письме от 15.01.15 г. № 188/0/8.1-03/6/15 («БН», 2015, № 5, с. 9).

Как выкинуть старые лекарства

Лекарства с истекшим сроком годности ни в коем случае нельзя использовать. Но просто так выкинуть их в мусорное ведро тоже запрещено. Их нужно утилизировать в порядке, прописанном Правилами утилизации. Наличие лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию, определяют органы госконтроля и/или должностные (уполномоченные) лица хозсубъектов в сфере оборота лекарств и оформляют актом, форма которого приведена в приложении 1 к Правилам утилизации.

Неликвидные лекарства нужно передать предприятиям, которые имеют лицензию на обращение с опасными отходами (прямо или через поставщиков, если есть такая возможность). Подсказка: некоторые аптеки принимают просроченные лекарства для передачи их на утилизацию.

Также органам госконтроля по месту осуществления деятельности нужно подать информацию о передаче лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию, на утилизацию или обезвреживание (приложение 2 к Правилам утилизации).

Важно: списание просроченных лекарств нужно документально оформить — актом списания. В этот же акт можно включить перечень использованных медпрепаратов. Такие акты разумно составлять периодически (например, раз в месяц или в квартал).

Как видите, все не так уж просто. У вас может возникнуть вопрос: обязаны ли хозсубъекты, которые знакомы с лекарствами только ради пополнения аптечки (не производят и не продают их), придерживаться Правил утилизации? Ответ: да, обязаны. Согласно п. 3 Правил утилизации они обязательны для всех хозсубъектов, которые осуществляют деятельность, связанную с оборотом лекарственных средств, утилизацией и обезвреживанием отходов. При этом к обороту лекарств относятся виды деятельности, связанные не только с производством и торговлей, экспортом/импортом, но и с хранением, транспортировкой, приобретением и использованием лекарств. Так что купили медпрепараты (даже если не использовали), будьте добры следовать букве Правил утилизации.

Учет покупки и пополнения аптечки

Уже неоднократно в наших публикациях мы говорили о том, что использование активов в хозяйственной деятельности с 01.01.15 г. больше не является яблоком раздора в вопросе налоговых расходов. С начала 2015 года расчет налога на прибыль ориентируется на бухгалтерский учет.

Но хозяйственность все еще нужна для того, чтобы включать сумму НДС в НК, а также для целей «налоговой» амортизации высокодоходных плательщиков налога на прибыль, которые используют налоговые разницы.

Мы подскажем вам аргумент «за»: выше мы отмечали, что аптечка на предприятии необходима в рамках охраны труда, а наличие аптечки при эксплуатации транспортного средства является обязательным согласно ПДД.

Важный нюанс: не все лекарства и/или медизделия могут облагаться НДС по льготной ставке 7 %. Поэтому, заполняя декларацию по НДС, внимательно разносите суммы НК в стр. 10.1.1 и 10.1.2.

Что касается отражения такой покупки в учете, то для предприятия, приобретающего укомплектованную аптечку впервые, она окажется объектом МНМА, т. е. предметом, срок полезного использования которого больше 1 года, но стоимость которого не дотягивает до статуса ОС. Как правило, в бухучете такой стоимостный предел принимается равным 2500 грн. (ориентир на определение ОС из п.п. 14.1.138 НКУ), хотя такой подход не является обязательным и на усмотрение предприятия стоимостный предел, отделяющий объекты МНМА от ОС, может устанавливаться в другом размере.

Итак, зачислив приобретенную аптечку на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы», необходимо начислить по ней амортизацию одним из выбранных методов: методом «50 % на 50 %» (т. е. в размере 50 % стоимости в первом месяце использования, и в размере остальных 50 % стоимости — в месяце списания) либо же методом «100 %» (т. е. в размере 100 % стоимости в первом месяце использования, п. 27 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Дальнейшее пополнение аптечки лекарственными средствами и изделиями медназначения следует отражать по дебету субсчета 209 «Прочие материалы».

Как выбрать правильные статьи затрат для начисления амортизации аптечки и списания закупленных лекарств? Если речь идет об автомобильной аптечке, то все зависит от направления использования автотранспорта (автомобиль, обслуживающий админперсонал, — административные расходы и счет 92, а доставляющий продукцию потребителям — расходы на сбыт и счет 93). Если же говорим об аптечке, которая хранится на предприятии, то за основу можно взять либо направление деятельности самого предприятия (например, в торговом предприятии это будут расходы на сбыт и счет 93) либо работников конкретного подразделения (например, расходы на приобретение аптечки для производственного цеха попадут в общепроизводственные расходы на счет 91).

Пример. Приобретена «универсальная» аптечка для офиса стоимостью 150,00 грн. (в том числе НДС — 9,81 грн. по ставке 7 %). Затем запасы аптечки пополнили новыми лекарствами.

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1. Получили аптечку

153

631

140,19

2. Отразили НК на основании НН

641

631

9,81(1)

3. Перечислили оплату за аптечку

631

311

150,00

4. Аптечку передали ответственному лицу (в эксплуатацию)

112

153

140,19

5. При передаче аптечки в эксплуатацию начислили амортизацию

92

(91, 93, 949)(2)

132

140,19(3)

6. Получили новые медпрепараты

209

631

81,31

7. Отражен НК на основании НН

641

631

5,69

8. Оплатили медпрепараты для пополнения аптечки (по мере использования лекарств и истечения по некоторым из них срока годности)

631

311

87,00

9. Закупленные медпрепараты передали в аптечку

92

(91, 93, 949)

209

81,31

(1) Считаем, что сама аптечка и ее содержимое облагаются по ставке НДС 7 %.

(2) В зависимости от направления использования.

(3) Предприятие начисляет амортизацию по МНМА методом «100 %».

 

Выводы

  • Работодатель обязан срочно организовать оказание первой медпомощи работникам. Для этого ему необходима аптечка.

  • Наличия аптечки в автомобиле требуют ПДД (без нее ТС нельзя эксплуатировать).

  • Точный перечень содержимого аптечки прописан только для автомобильной аптечки. Для «стационарных» аптечек нужно руководствоваться отраслевыми стандартами или обобщить их и положить в аптечку: обезболивающие, «сердечные» препараты, предметы для локализации травм.

  • За состоянием аптечки и сроком годности лекарств следит ответственное лицо (например, член службы охраны труда).

  • Избавляться от просроченных лекарств нужно по Правилам утилизации.

  • В учете аптечка отражается как МНМА (субсчет 112), а отдельные лекарства к ней — как запасы (субсчет 209).

Документы и сокращения статьи

Закон об охране труда Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Порядок № 1232 — Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 30.10.11 г. № 1232.

ПДД — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1306.

Аптечка № 1 — Перечень лекарственных средств, которые должны быть в медицинских аптечках первой медицинской помощи для пассажирских легковых с количеством пассажиров до 9 человек и грузовых транспортных средств (автомобильная аптечка — 1), утвержденный приказом МОЗ Украины от 07.07.98 г. № 187.

Аптечка № 2 — Перечень лекарственных средств, которые должны быть в медицинских аптечках первой медицинской помощи для пассажирских транспортных средств с количеством пассажиров свыше 9 человек (автомобильная аптечка — 2), утвержденный приказом МОЗ Украины от 07.07.98 г. № 187.

Правила утилизации — Правила утилизации и уничтожения лекарственных средств, утвержденные приказом МОЗ Украины от 24.04.15 г. № 242.

НПА — нормативно-правовой акт.

ТС — транспортное средство.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

ОС — основное средство.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
аптечка, предприятие добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье