Комментируемыми законами ВРУ в очередной раз оказала поддержку импортерам, поставляющим товары оборонного назначения на территорию Украины, освободив ряд операций и товаров от уплаты ввозной пошлины и НДС.
Ввозная пошлина. Согласно Закону № 365 освобождение от уплаты ввозной пошлины получили некоторые материалы, узлы, агрегаты, оборудование и комплектующие изделия, которые ввозятся на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта.
Законодатели определили ряд условий, при одновременном выполнении которых действует описанное освобождение. Итак:
• коды импортируемых товаров согласно УКТ ВЭД совпадают с кодами в ч. 8 ст. 287 ТКУ;
• ввозимые товары должны быть предназначены для использования в производстве продукции оборонного назначения;
• заказчиком такой продукции должен быть государственный заказчик. Кто это будет, пока не ясно. Его еще определит КМУ.
Вместе с тем, в законе прописаны и четкие ограничения. Так, освобождение от ввозной пошлины не распространяется на товары, перечисленные в ч. 8 ст. 287 ТКУ, которые:
• либо имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом и/или государством-агрессором по отношению к Украине;
• либо ввозятся с территории государства-оккупанта (агрессора).
Обратите внимание! Порядок ввоза и подтверждения целевого использования товаров, которые подпадают под действие льготы, еще не определен. Как всегда, это предстоит сделать КМУ в течение 1 месяца с момента вступления в силу данного Закона. До этого момента об освобождении не может быть и речи.
НДС. Что касается НДС, то Закон № 366 в свою очередь освободил от обложения НДС:
• операции по ввозу на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта товаров, определенных ч. 8 ст. 287 ТКУ;
• первую поставку на таможенной территории Украины товаров, определенных частью восьмой ст. 287 ТКУ.
Но и здесь не обошлось без ограничений. Применить льготу плательщики НДС смогут только в случае:
• использования указанных товаров в производстве продукции оборонного назначения;
• если заказчиком такой продукции является государственный заказчик, определенный КМУ.
При нарушении же целевого использования плательщик НДС должен:
• увеличить налоговые обязательства по результатам отчетного периода, в течение которого было совершено нарушение, на сумму НДС, которая должна была бы быть уплачена в момент ввоза таких товаров или начислена по операции поставки;
• уплатить пеню согласно требованиям НКУ;
• понести финансовую, административную и уголовную ответственность согласно законодательству.
Внимание! Порядок ввоза, поставки и целевого использования товаров, определенных ч. 8 ст. 287 ТКУ, еще должен утвердить КМУ. Однако для решения данной задачи законодатели дали ему уже 3 месяца. До наступления этого счастливого момента льгота работать не будет.
Не забыли нормотворцы напомнить и о государстве-агрессоре.
Внимание! Запрещено применять НДС-льготу к операциям по ввозу и поставке товаров, которые:
• либо имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом и/или государством-агрессором по отношению к Украине;
• либо ввозятся с территории государства-оккупанта (агрессора).
Оба закона вступили в силу 29.05.15 г. (опубликованы 28.05.15 г. в газете «Голос України», 2015, № 93).