Нацбанк разъяснил некоторые правила ведения кассы предпринимателем. Мы дополнили разъяснения НБУ и предлагаем вашему вниманию небольшую напоминалку на эту тему.
Что такое касса? Согласно п. 1.2 Положения № 637* «касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов». При этом НБУ отмечает, что Положение № 637 не содержит требования относительно обустройства кассы и хранения наличных средств у ФЛП. А значит, у предпринимателя кассой может считаться то место, где он:
• проводит наличные расчеты (принимает деньги от покупателей с помощью РРО или расчетных книжек (РК), выплачивает зарплату, командировочные и т. п.);
• хранит наличные средства, книги учета расчетных операций (КУРО), Книгу учета доходов или Книгу учета доходов и расходов (Книги УД/УДР)**.
** Формы и порядки ведения утверждены приказом Минфина Украины от 15.12.11 г. № 1637 и приказом Миндоходов Украины от 16.09.13 г. № 481.
Если ФЛП ведет передвижной образ работы, то касса может «курсировать» вместе с ним.
Правильно приходуем наличные. По мнению ВСУ и налоговиков, оприходование наличности — это совокупность таких действий: фиксация полной суммы наличности в чеках РРО и КУРО (если есть РРО). Плюс в случае с ФЛП — в Книге УДР. Также здесь нужно учитывать, что предприниматель не обязан выписывать приходные и расходные кассовые ордера при приеме и выдаче наличных. К слову, интересную позицию ВАдСУ относительно записи в КУРО вы можете найти на с. 8 номера.
Важно: Нацбанк подчеркивает, что отсутствие записи о получении наличности в Книге УДР для общесистемщика является нарушением порядка оборота наличности и ее неоприходованием. Вдохновение он черпает из п. 1 Порядка № 481***, согласно которому ФЛП-общесистемщики обязаны вести Книгу УДР, в которой по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход, на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах. Заметим, что оприходованием наличности считается проведение учета наличности на полную сумму фактических поступлений в кассовой книге либо Книге УДР и КУРО ( п. 1.2 Положения № 637).
Поэтому, если предприниматель применяет РРО или РК, приходовать наличные он будет через РРО или РК, в КУРО и Книге УДР. Если же РРО и РК нет, то оприходованием наличных для него будет считаться проведение наличных в Книге УДР (УД).
Помните: согласно п. 2.6 Положения № 637 своевременно оприходованной наличностью считается наличность, оприходованная в день поступления. Единоналожники (которые не применяют РРО) заполняют Книгу УД (УДР) ежедневно (по итогам дня), а значит, оприходованная наличность должна попасть туда в день поступления. Если предприниматель находится на общей системе, то в общем случае наличные расчеты он должен производить с применением РРО. Это в скором времени коснется и многих ЧПЕНов группы 3 (с 01.07.15 г. их обяжут применять РРО, кроме торговли на рынках и передвижной торговли). При этом оприходованием наличности будет считаться отражение этих сумм в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО и в Книге УДР (УД).
Будьте бдительны: за неполное/несвоевременное оприходование грозит штраф в 5-кратном размере неоприходованной суммы ( абз. 3 п. 1 Указа Президента Украины от 12.06.95 г. № 436/95).