Субсидия по обновленной процедуре: light-версия

В избранном В избранное
Печать
Ольховская Александра, эксперт по вопросам оплаты труда, Бондаренко Ксения, эксперт по социальным вопросам
Бухгалтерская неделя Май, 2015/№ 18-19
Время неумолимо. Ведь только недавно говорили о запланированных повышениях тарифов на жилищно-коммунальные услуги — они уже на пороге. Кажется, еще позавчера с экранов телевизоров Правительство пообещало компенсировать груз коммуналки субсидиями, а обновленно-упрощенный порядок заработал с 01.05.15 г. Да что там — уверены, вы достали из почтового ящика бланки заявлений и деклараций для предоставления субсидии. А там… куча вопросов по заполнению. Проблемы возникают и, собственно, при оформлении субсидии. Где искать правду? В этой статье! В ней мы собрали субсидиарные топ-вопросы и ответили на них вместе с экспертом по социальным вопросам.

Документы для оформления субсидии

Основное ноу-хау, связанное с оформлением субсидии, — уменьшение количества документов, необходимых для ее назначения. Теперь гражданин, чтобы воспользоваться такой льготой, должен заполнить заявление о назначении жилищной субсидии (приложение 1 к постановлению № 106) и декларацию о доходах и расходах (приложение 2 к постановлению № 106)*. Кстати, количество строк в самих документах значительно сократилось — теперь каждый документ помещается на одну страницу. Но вы и сами все увидели, ведь бланки документов разослали по почте в апреле.

* Если правом на субсидию решит воспользоваться лицо, арендующее жилье, ему еще нужно подать договор найма (аренды) жилья.

Подают заявление и декларацию в орган соцзащиты населения по месту регистрации наиболее приемлемым способом: отправляют по почте, лично, через уполномоченное лицо исполнительного органа сельского (поселкового) совета. И все. Органы соцзащиты населения не имеют права требовать дополнительные документы. Специалисты указанных органов самостоятельно сверяют сведения, отраженные в заявлении и декларации, с данными непосредственно от ПФУ, ГФСУ и т. п. Орган соцзащиты населения принимает решение о назначении субсидии в течение 10 дней после получения пакета документов (п. 13 Положения № 848). А когда лицо узнает, что оно пользуется субсидией? После получения сообщения от органа соцзащиты населения, в котором указывается размер платы за ЖКУ, которую домохозяйство должно уплачивать (так называемая «обязательная плата»), и размер субсидии отдельно по каждому виду ЖКУ.

Кажется, идеальный вариант для любого пользователя ЖКУ: заполнил два документа, отправил и ожидаешь субсидию. Но мы попробовали заполнить документы, и нас постигло разочарование. С заявлением более или менее можно справиться, с разд. I декларации также. А вот когда доходишь до разд. II и III декларации, возникает масса вопросов. Итак, наш опыт и помощь — для вас, дорогие читатели.

 

В разд. II декларации речь идет об отражении сведений о доходах, а в разд. III — об отражении расходов на приобретение товаров (услуг, имущества) стоимостью более 50000 грн. За какой промежуток времени показывать полученные доходы и осуществленные расходы?

Информация, касающаяся периода времени, расшифрована в инструкциях о порядке заполнения документов.

В разд. II декларации показывайте доходы всех зарегистрированных в квартире (доме) лиц, полученные за предыдущий календарный год. Следовательно, в случае обращения с мая 2015 года указывайте доходы за 12 месяцев 2014 года.

Но из этого правила есть существенное исключение: лицо может получить субсидию на основании доходов за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения. Для этого, кроме заявления и декларации, следует подать справки о доходах всех лиц, зарегистрированных в жилом помещении за указанные 6 месяцев (п. 12 Положения № 848). В таком случае при обращении в мае 2015 года для получения субсидиарной льготы в разд. II декларации отражайте доходы за ноябрь 2014 года — апрель 2015 года. Этот «бонус» в отражении доходов актуален для лиц, у которых значительно сократились размеры доходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом.

В разд. III декларации показывайте расходы на покупки стоимостью более 50000 грн., если они осуществлены в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии. Например, разовая покупка дома (квартиры, автомобиля) стоимостью более 50000 грн. Поэтому при обращении за субсидией в мае 2015 года в этом разделе показывайте упомянутые выше покупки, если факт их приобретения приходится на май 2014 года — апрель 2015 года. Нюанс! Если субсидию предоставляют на основании доходов за 6 месяцев, то в разд. III декларации все равно показывают расходы на значительные покупки, если они имели место в течение 12 месяцев перед месяцем обращения для получения такой льготы.

 

В разд. II декларации о доходах и расходах необходимо показать доходы каждого из зарегистрированных в квартире (доме). Где взять сведения о таких доходах?

Действительно, в названном разделе декларации необходимо отразить полученные доходы. Но на практике далеко не все помнят об их точных суммах (включая копейки). Что делать? Выход только один — брать справки о полученных доходах от источников их выплат.

Внимание! В декларации прописывайте зарплату и другие доходы, с которых взимался НДФЛ, но указывайте суммы за вычетом этого налога. При этом, к сожалению, все другие удержания (ВС, ЕСВ) войдут в сумму зарплаты (других доходов, с которых взимаются такие взносы) для целей получения субсидии.

Смотрите, если лицо получает исключительно зарплату, то лучший способ для него — обратиться к работодателю с просьбой предоставить справку. Не забудьте предупредить работодателя о том, что вам необходимо получить справку, в которой будет отражена не только сумма начисленной зарплаты, но и размер удержанного с нее НДФЛ.

Вы получаете не только зарплату, но и другие доходы? Что же, о доходах и удержанной с них сумме НДФЛ лучше узнать в налоговой инспекции. Такая возможность действительно предусмотрена разд. Х Положения № 779. Чтобы получить такую информацию, обратитесь с паспортом в налоговую инспекцию по месту своего проживания, или по месту получения доходов, или по местонахождению другого объекта налогообложения. Дальше заполните заявление по форме, приведенной в приложении 13 к Положению № 779. Кстати, получить подобные сведения имеет право и уполномоченное лицо налогоплательщика, если предоставит доверенность, удостоверенную в нотариальном порядке. Фискалы предоставят сведения с разбивкой доходов по кодам в течение 5 рабочих дней с даты обращения.

За уточнением начисленных сумм по банковским депозитам обращайтесь в отделение банка. Для достоверности данных о размере пенсии вы можете обратиться в ваше управление Пенсионного фонда.

Помните! Полученные справки о доходах адресовать органу соцзащиты населения в общем случае не нужно. Они вам понадобятся исключительно для заполнения декларации, если вы достоверно не знаете сумму полученных доходов.

 

Нужно ли в составе доходов отражать единовременные выплаты (например, помощь от профорганизации)?

Методика № 486 осталась действующей. В ней перечислены доходы, учитываемые (п. 5) при определении совокупного дохода домохозяйства.

Так вот, согласно этой Методике принимают во внимание постоянные, систематические выплаты. Следовательно, единовременные выплаты, такие как помощь от профсоюза, не отражайте в разд. II декларации.

 

Нужно ли в разд. II декларации показывать полученную сумму пособия по беременности и родам?

Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 5 Методики № 486. Этим пунктом предусмотрено, что в составе доходов необходимо учитывать сумму пособия в связи с временной нетрудоспособностью без ее деления на выплату за счет учреждения и соцстраха. Проводим параллель и приходим к выводу, что сумма пособия по беременности и родам также должна войти в совокупный доход, исчисляемый для целей назначения субсидии. Следовательно, такое пособие показывайте в разд. II декларации.

Еще несколько слов: не нужно выделять пособие по беременности и родам в отдельный вид дохода при заполнении разд. II декларации. Оно и в самом деле выплачивается за счет соцстраха. Однако непосредственно работнице такое пособие начисляет работодатель. Вот и имеем: сумму пособия по беременности и родам, как и суммы больничных, нужно отражать в составе доходов, выплаченных работодателем.

Нюанс! Из суммы такого пособия не удерживают НДФЛ (однако взимают ЕСВ). Обратите внимание на этот момент при получении справки от работодателя или налоговой инспекции. То есть вы в составе зарплаты фактически покажете начисленную сумму пособия по беременности и родам.

Будьте внимательны! Случается, что сумма пособия по беременности и родам частично приходится на 2014 год и частично — на 2015 год. В настоящий момент в разд. II декларации отражайте сумму такого пособия, которая приходится именно на 2014 год, если вы выбрали этот период времени для отражения доходов. Об этом распределении вы сможете узнать именно у своего работодателя.

 

В разд. II декларации отразили недостаточно точную сумму (например, расхождение между фактическим и отраженным доходом составляет 10 грн.). Отразится ли это на назначении субсидии?

С 01.05.15 г. сумма субсидии, перечисленной (выплаченной) излишне в результате осознанного предоставления гражданином документов с недостоверными сведениями или неуведомления гражданином об изменениях, влияющих на назначение субсидии, возвращается им в двойном размере по требованию органа, назначившего субсидию (п. 20 Положения № 848).

Такая ответственность заставляет подойти к заполнению заявления и декларации предельно серьезно. Но на практике не исключены случаи, когда лицо из-за незнания или неточности отражает сумму дохода, отличающуюся на несколько гривень от фактически полученной. Например, бухгалтер ошибся при составлении справки о доходах.

Считать ли это сокрытием реальных доходов? По нашему мнению, нет. Как действовать, если декларация с такими недостаточно точными доходами уже подана? Паниковать и бежать в орган соцзащиты населения не нужно. Смотрите, специалист указанного органа назначит вам субсидию на основании доходов, отраженных в декларации. А уже затем запросит сведения от ГФСУ, ПФУ и на основании этих данных при необходимости откорректирует ранее назначенную вам сумму субсидии.

Наш совет: если вы сомневаетесь относительно точности сумм доходов, показываемых вами в декларации, то лучше покажите немного завышенную сумму ваших доходов. Таким образом вы оградите себя от подозрения в умышленном сокрытии доходов, а дальнейшие пересчеты все урегулируют. Однако лучше для вас — отразить достоверные сведения.

 

В квартире фактически зарегистрированы:

пенсионер Стеценко А. М. — совокупный размер доходов состоит исключительно из пенсии и составляет за 2014 год 15605,76 грн.;

трудоспособное лицо Стеценко В. А. — общая сумма зарплаты за 2014 год (без НДФЛ) составляет 6603 грн.;

трудоспособное лицо Коваль М. А. — общая сумма зарплаты за 2014 год без НДФЛ составляет 33606,96 грн., сумма процентов по банковским депозитам за 2014 год без НДФЛ — 3720 грн., сумма алиментов, полученная в пользу несовершеннолетнего ребенка, за 2014 год составила 14400 грн.;

несовершеннолетнее лицо — студент колледжа Коваль И. Д. получил за 2014 год стипендию в общем размере 6600 грн.

Как заполнить разд. II декларации?

Не будем долго вас томить и сразу приведем пример заполнения разд. II декларации (см. с. 29).

Внимание! Бывают случаи, когда среди зарегистрированных в жилом помещении имеются трудоспособные лица, которые не учатся в учебных заведениях/ не проходят срочную военную службу. При этом они получили в течение соответствующего периода доход меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц за такой период. В таком случае в расчет субсидии за каждый месяц указанного периода включается месячный доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде (п. 12 Положения № 848).

Такое правило работает при отражении доходов Стеценко В. А. Его доход за 2014 год составил 6603 грн. (без НДФЛ), что в пересчете на один месяц меньше размера прожиточного минимума трудоспособного лица в 2014 году (1218 грн.). Мы указали в разд. II декларации фактически полученный доход. В свою очередь, орган соцзащиты осуществит расчеты для получения субсидии исходя из размера прожиточного минимума для трудоспособного лица.

Пример заполненного разд. II декларации

Прізвище, ініціали

Відомості про доходи

Вид доходу

Сума доходу без урахування податку з доходів фізичних осіб, гривень

Джерело доходу

Стеценко А. М.

Пенсія

15605,76

Управління ПФУ в Київському районі м. Харкова

Стеценко В. А.

Зарплата

6603,00

Товариство з обмеженою відповідальністю «Факел»

Коваль М. В.

Зарплата

33606,96

Товариство з обмеженою відповідальністю «Ромашка»

Коваль М. В.

Відсотки за банківським депозитом

3720,00

ПАТ КБ «Банк»

Коваль М. В.

Аліменти на дитину

14400,00

Коваль Д. С.

Коваль І. Д.

Стипендія

6600,00

Коледж управління та інформаційних технологій Харківського інституту управління

 

Фигаро тут, Фигаро там: когда адрес фактического проживания не совпадает с местом регистрации

Без преувеличения, этот раздел нашей статьи заинтересует многих читателей, ведь такая ситуация встречается на каждом шагу. Сразу возникает вопрос: где учесть доходы такого лица? Раскрываем карты: первоочередным является место регистрации лица. То есть доход лица попадает в совокупный доход домохозяйства именно по месту его регистрации, которая указана в паспорте. С 01.05.15 г. по месту фактического проживания учитывают доходы граждан, которые арендуют квартиру (дом) и у них есть заключенный договор об этом (п. 13 Положения № 848).

 

Лицо зарегистрировано по одному адресу, но фактически проживает по другому (договора об аренде жилого помещения нет). Существует ли способ исключить его доход из совокупного дохода домохозяйства по месту регистрации?

Лица, которые зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически в нем не проживают, могут не учитываться при назначении субсидий. Для этого должны быть соблюдены два условия. Во-первых, объем потребления воды, газа, электроэнергии в домохозяйстве должен измеряться индивидуальными средствами учета. Во-вторых, необходимо положительное решение комиссии*. Для рассмотрения вопроса комиссией необходимо предпринять несколько шагов:

* Имеется в виду решение районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций и исполнительных органов городских и районных советов или созданных ими комиссий.

1) в заявлении о назначении субсидии подчеркнуть: «прошу розглянути мою заяву відповідними органами або утвореною ними комісією»;

2) предоставить органу соцзащиты документы, подтверждающие временное отсутствие лиц из числа зарегистрированных, в частности справки, подтверждающие место пребывания лица в другой административно-территориальной единице в связи с работой, лечением, учебой, длительной командировкой, отбыванием наказания, справки об оплате ЖКУ в другом жилом помещении (доме);

3) обеспечить доступ к домохозяйству государственного социального инспектора органа соцзащиты для составления акта обследования материально-бытовых условий семьи.

 

Лицевой счет по уплате ЖКУ в доме открыт на лицо, зарегистрированное в другой квартире. По какому адресу следует учесть его доход для исчисления субсидии?

Ответ мгновенный и лаконичный: по месту регистрации лица. При этом, если в доме имеются зарегистрированные в нем лица, то им может быть назначена субсидия, но уже на основании решения комиссии.

Пять интересных субсидиарных моментов

Мы не могли обойти некоторые важные факты по поводу оформления субсидий, которые сегодня на слуху.

Факт 1. Документы для назначения субсидии необходимо подать один раз. Уже на следующий период сведения, необходимые для назначения субсидии, органы соцстраха самостоятельно запрашивают у ГФС, ПФУ, фонда соцстраха, высших учебных заведений (п. 14 Положения № 848). О принятом решении относительно назначения (неназначения) субсидии органы соцзащиты в письменном виде будут информировать граждан в течение двух месяцев с начала нового периода.

Что это означает? Если вы пользовались субсидией в прошлом периоде, то для ее продления вам не придется повторно обращаться в органы соцзащиты населения. Действие такой льготы продлится автоматически, если не появятся преграды для ее получения (например, значительное повышение доходов).

Кстати, такое правило касается и граждан, получавших жилищную субсидию в течение отопительного периода 2014/2015 года. Таким лицам субсидию на следующий период (с 01.05.15 г.) назначат без их обращения на основании ранее поданных документов. Поэтому этим гражданам повезло — им не нужно заполнять новые бланки заявления и декларации.

Факт 2. Как видим, современный механизм предоставления субсидий построен на упрощенном подходе к назначению такой льготы органами соцстраха. Однако повышаются требования и к получателям субсидий. Они должны уведомить орган соцзащиты населения об изменении сведений, влияющих на получение субсидии, в месячный срок (п. 14 Положения № 848).


Факт 3. Субсидия назначается на 12 месяцев с месяца обращения за ее назначением (п. 14 Положения № 848). То есть если лицо подаст документы для получения субсидии в мае 2015 года, то именно с этого месяца ему и будет начисляться субсидия. Если вы подали бланки заявления и декларации по новым формам в апреле 2015 года, то, несмотря на предписания п. 14 Положения № 848, вы получите право на субсидии только с 01.05.15 г. Причина: до этой даты работает механизм предоставления субсидий, действовавший до вступления в силу поправок, внесенных постановлением № 106. Конечно, затягивать с предоставлением пакета документов не желательно.

Факт 4. Соцнормы относительно пользования жильем и соцнормативы по использованию коммунальных услуг, которые может покрывать субсидия, остаются неизменными (установлены в пп. 1 и 3 постановления № 409).

Факт 5. Формула для расчета суммы субсидии не изменяется (п. 1 постановления № 1156). Однако с 01.05.15 г. там, где использовались показатели доходов за 6 месяцев, принимают во внимание доходы за 12 месяцев предыдущего календарного года (общий случай).

Выводы

  • В декларации для получения субсидии отражайте доходы, полученные за 2014 год, а расходы на приобретение товаров дороже 50 тыс. грн. — за 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии.

  • Доходы лица для назначения субсидии учитывают в составе дохода домохозяйства по месту его регистрации.

  • Чтобы получить субсидию по новому порядку, подайте заявление и декларацию в мае 2015 года.

Документы и сокращения статьи

Постановление № 106 — постановление КМУ «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» от 28.02.15 г. № 106.

Постановление № 409 — постановление КМУ «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» от 06.08.14 г. № 409.

Постановление № 1156 — постановление КМУ «О новом размере расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии» от 27.07.98 г. № 1156.

Положение № 779 — Положение о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов, утвержденное приказом Миндоходов от 10.12.13 г. № 779.

Положение № 848 — Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848.

Методика № 486 — Методика исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, утвержденная совместным приказом Минтруда, Минэкономики, Минфина, Госкомстата и Госкомитета молодежной политики от 15.11.01 г. № 486/202/524/455/3370.

ВС — военный сбор.

ЖКУ — жилищно-коммунальные услуги.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

Теги субсидия
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить