Готовим автомобиль к зиме: основные моменты

В избранном В избранное
Печать
Елена БЕЛЯЕВА, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2015/№ 45
Как подготовить автомобиль к зиме? Этим вопросом ежегодно с приближением холодов задается каждый владелец «железного коня», который хочет прожить зиму без приключений. Ведь зима — очень сложное время для эксплуатации автомобиля. Именно в этот период проявляются слабые места машины, которые приносят непредвиденные проблемы и дополнительные денежные затраты. Поэтому подготовка авто к зиме является неотъемлемой и обязательной частью его эксплуатации. И заняться этой подготовкой нужно заранее, не дожидаясь, пока выпадет первый снег или дорога покроется льдом. Правильно учесть затраты по переводу авто на зимний драйв вам поможет наша статья.

Зимний сезон: когда встречаем и когда провожаем?

Календарная зима начинается 1 декабря и заканчивается последним днем февраля. Но в действительности холода наступают намного раньше и затягиваются почти всегда до апреля.

Как вы понимаете, для эксплуатации авто важны не календарные даты, а реальные погодные условия. Поэтому «границы» зимнего сезона для ТС определены в  п.п. 11 п. 6 разд. I Правил № 550 (см. рис. 1).

Рис. 1. Временные границы зимнего сезона

Таким образом, если в начале ноября в течение 7 суток подряд дневная (максимально высокая) температура держится на уровне не выше + 4 0С и официальные климатические прогнозы (представленные на сайте Украинского гидрометеоцентра) не обещают потепления, то на 8-е сутки можно открывать зимний сезон, не дожидаясь 30 ноября.

Руководитель предприятия издает распоряжение о начале зимнего сезона для автотранспорта.

Сезонное ТО — обязанность, а не роскошь

Кто проводит. Работы, связанные с подготовкой автомобиля к зиме, можно объединить одним общим понятием «сезонное техническое обслуживание», которое проводится дважды в год: весной и осенью ( п. 3.11 Положения № 102).

Проводить ТО (в том числе сезонное) обязаны владельцы ТС и лица, которые эксплуатируют ТС (в частности, арендаторы). Эта обязанность закреплена в ст. 36 Закона о дорожном движении.

Состав сезонного ТО. С началом зимнего сезона предприятие должно принять соответствующие меры материально-технического обеспечения в соответствии с  п. 6 приложения 7 к Правилам № 550. Нужно провести сезонное ТО согласно эксплуатационной документации производителя автомобиля. Перечень работ по сезонному ТО приведен в  приложении В к Положению № 102. Он не является исчерпывающим и может дополняться. Кроме того, нужно приобрести необходимые эксплуатационные материалы для проведения ТО и безопасного режима эксплуатации ТС водителем (см. рис. 2 на с. 20).

Кто выполняет. Если предприятие располагает соответствующими специалистами и оборудованием, оно может подготовить свой автопарк к зиме самостоятельно ( ст. 22 Закона об автотранспорте). Но такое встречается достаточно редко. Чаще всего предприятия прибегают к услугам сторонних организаций (СТО).

Рис. 2. Состав сезонного ТО

Проведение работ сторонней организацией необходимо подкрепить документально: договором; актом приема-передачи ТС (его составных частей (систем)) после предоставления услуг по ТО и ремонту; нарядом-заказом; документом, подтверждающим оплату услуг; счетом-фактурой; налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН (если СТО — плательщик НДС) ( п. 7 разд. V Правил № 615).

Учет расходов на сезонное ТО

Обслуживание или улучшение? Сезонное ТО входит в комплекс мероприятий по ТО ( п. 3.1 Положения № 102), а потому оно наравне с другими его видами (ежедневное обслуживание, первое техобслуживание (ТО-1)и второе техобслуживание (ТО-2)) не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений ТС ( п. 3.8 Положения № 102). Стало быть, расходы на проведение таких операций не капитализируют, а относят на расходы.

Так, в бухучете затраты на сезонное ТО предприятие вправе включить в расходы периода. При этом относить такие расходы следует именно на тот объект учета, где непосредственно используется ТС (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 22, 28, 63, 65, 66, 68).

Что касается НДС, то сумма налога, уплаченная в составе стоимости работ (материалов) при проведении сезонного ТО, включается в НК по правилу первого события (конечно, при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН).

Меняем шины. Замена шин относится к сезонному ТО. В учете «шинные» операции будут отражены так, как показано в табл. 1.

Таблица 1. Отражение в учете операций по замене шин

Операция

Бухгалтерский учет

Пояснение

дебет

кредит

1. Покупка шин:

• вместе с авто

152

631, 685

«Родные» шины и запаска входят в стоимость приобретенного автомобиля. Их замена отдельно в учете не отражается

105

152

• отдельно

207

631, 685

Вновь приобретенные шины предприятие относит в состав запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части»

• на сумму НДС

641

631, 685

Покупатель шин имеет право на НК независимо от того, переданы шины в эксплуатацию или нет

2. Установка шин на автомобиль:

Вариант 1. Стоимость шин списывают на расходы одновременно с их установкой на автомобиль

23, 91, 92, 93, 94

207

В дальнейшем ведут аналитический учет шин в разрезе мест (ТС) использования и материально ответственных лиц. Для этого применяют карточку учета пробега (наработки) пневматической шины по форме приложения 5 к Нормам № 488

Вариант 2. Стоимость шин списывают на расходы после того, как шины отработают свой ресурс

2071 «Запасные части в обороте»

2072 «Запасные части на складе»

Купленные шины учитывают на субсчете 207 до момента их списания ввиду непригодности. При таком варианте установка шин на авто не приводит к отражению расходов. Расходы появятся только в момент списания шин

3. Работы по замене шин:

• стоимость материалов, работ/ услуг, расходы на оплату труда

23, 91, 92, 93, 94

20, 22, 28, 63, 65, 66, 68

Заменить шины можно на предприятии (при наличии соответствующего оборудования) или воспользоваться услугами СТО (специализированной мастерской)

• на сумму НДС

641

63, 68

Предприятие получает право на НК при наличии НН

4. Весной зимние шины возвращены на склад:

Вариант 1

Снятие шин находит отражение только в аналитике и в карточке учета пробега (наработки) пневматической шины

Вариант 2

2072

2071

Отражаем движение шин в учете

5. Списание шин:

Вариант 1

Расходы были отражены при установке шин на автомобиль. Списание шин к возникновению расходов не приводит

Вариант 2

23, 91, 92, 93, 94

207

При установке шин на автомобиль расходы не признавались.

Списание шин сопровождается отражением расходов

 

Обратите внимание! Шины могут быть списаны:

1) если их фактический пробег достиг предельных норм (ориентир — Нормы № 420 и  Нормы № 488).

Важно! Если производитель шин установил (к примеру, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций шин в определенных условиях их эксплуатации, то нормы, установленные Минтрансом, не применяются ( п. 3.8 Норм № 488). Применяют нормы, установленные производителем.

Шины, которые выработали установленный для них средний ресурс, но при этом находятся в технически удовлетворительном состоянии, списывать не обязательно;

2) если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, из-за которых шины не могут быть допущены к эксплуатации или не подлежат ремонту. В этом случае шины списывают на основании акта независимо от соответствия их фактического ресурса установленным нормам ( п. 3.2 Норм № 488).

Досрочное списание шин нельзя рассматривать как нехозяйственное их использование. Соответственно начислять НДС в соответствии с  п. 198.5 НКУ нет оснований.

Меняем эксплуатационные жидкости и фильтры. Особенности учета замены эксплуатационных жидкостей и фильтров приведем в табл. 2.

Таблица 2. Замена эксплуатационных жидкостей и фильтров

Что заменяем?

Особенности учета

Антифриз

Чтобы двигатель автомобиля зимой не вышел из строя (не «разморозился»), предприятие должно залить в систему охлаждения антифриз(1). Заливка антифриза подпадает под такой вид работ сезонного ТО, как промывка системы охлаждения. А потому в учете затраты, понесенные на выполнение этой операции, можно отнести на расходы периода в зависимости от того, где именно используется авто (Дт 23, 91, 92, 93, 94)

Масло и смазки

Ситуация аналогична замене антифриза.

Работы по замене масла (смазки) относят к сезонному ТО. Расходы на проведение таких работ включают в расходы текущего отчетного периода в зависимости от сферы использования автомобиля (Дт 23, 91, 92, 93, 94)

Фильтры

Замена воздушного, топливного и масляного фильтров на автомобиле производится практически при каждом сезонном ТО. И хотя в  Положении № 102 нет упоминания о том, что во время ТО субъекты хозяйствования могут беспрепятственно заменять фильтры, на наш взгляд, замену фильтров вполне можно привязать к сезонному ТО. Причин тому несколько:

1) перечень работ, приведенный в  Положении № 102, не является исчерпывающим. Поэтому замену фильтров можно связать с ТО как работу по поддержанию авто в рабочем состоянии;

2) выполняя какой-либо вид ТО, предприятие имеет право при необходимости заменить соответствующие детали и узлы (фильтры), поскольку такая замена не запрещена законодательно и производится для поддержки работоспособности и исправности автомобиля;

3) сезонная замена масла практически всегда сопровождается заменой топливного и масляного фильтров. А поскольку замена масла относится к сезонному ТО, то и замену фильтров, которая проводится при замене этой жидкости, можно считать одной операцией.

Учитывая вышесказанное, замену фильтров можно отнести в состав расходов текущего отчетного периода в зависимости от того, где используется автомобиль

(1) Обратите внимание! Термин «антифриз» тождественен понятию «тосол». А тосол, как утверждает Госпредпринимательства (письмо от 21.06.04 г. № 4123), относится к нефтепродуктам, т. е. горюче-смазочным материалам (ГСМ). А раз антифриз считается ГСМ, то и учитывать его нужно аналогично. В частности, используя антифриз при сезонном ТО, предприятие должно ориентироваться на Нормы расходов ГСМ.

 

Выводы

  • Владельцы и арендаторы ТС обязаны проводить сезонное ТО.

  • Расходы на осуществление сезонного ТО относят на расходы отчетного периода в зависимости от направления использования ТС, в отношении которого проводится ТО.

  • Замена шин, которые учитываются в составе стоимости автомобиля, не влияет на бухучет. Стоимость шин, приобретенных отдельно от автомобиля, учитывают в составе запасов и списывают на расходы двумя способами:

  • • или сразу при установке на автомобиль;

    • или после того, как шины выработают свой ресурс.

  • При замене антифриза, масла и смазки при сезонном ТО предприятие должно ориентироваться на нормы расхода ГСМ, установленные для соответствующих ТС.

Документы и сокращения статьи

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Правила № 550 — Правила эксплуатации колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.13 г. № 550.

Правила № 615 — Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 28.11.14 г. № 615.

Правила № 795 — Правила эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 02.07.08 г. № 795.

Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.13 г. № 549.

Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.06 г. № 488.

Нормы № 420 — Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Минтранса от 08.12.97 г. № 420.

Нормы расходов ГСМ — Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

ТО — техническое обслуживание.

ТС — транспортное средство.

НН — налоговая накладная.

НК — налоговый кредит.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить