Инвентаризация-2015. Часть I (проводим по-новому)

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2015/№ 42
Конец осени и начало зимы — традиционное время для проведения инвентаризации в преддверии составления годовой финансовой отчетности. В этом году бухгалтерам впервые придется проводить инвентаризацию по новому «инвентаризационному» Положению № 879, которое определило общие принципы проведения инвентаризации для хозрасчетников и бюджетников и заменило собой старую добрую Инструкцию № 69. Но не так страшен волк, как его малюют. С нашей помощью ваша инвентаризационная кампания пройдет без сучка и задоринки. Итак, смело за дело!

Что, когда и как инвентаризируем

А надо ли?

Первый вопрос, который надо выяснить, прежде чем что-то начинать: можно ли этого не делать? В плане проведения годовой инвентаризации, к сожалению, вынуждены огорчить: проводить ее нужно обязательно.

Во-первых, финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, где используется денежный измеритель, основываются на данных бухучета ( ч. 2 ст. 3 Закона о бухучете). Чтобы обеспечить достоверность данных бухучета и составленной на его основе финансовой отчетности, предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. Во время инвентаризации должны быть проверены и документально подтверждены наличие объектов учета, их состояние и оценка ( ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете).

Во-вторых, обстоятельства, когда инвентаризация проводится обязательно, приведены в основном «инвентаризационном» документе — теперь это Положение № 879. С перечнем этих случаев вы можете ознакомиться в табл. 1 (см. ниже). Среди них упоминается, в частности, и подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности. Именно на этой инвентаризации мы сегодня и сосредоточимся.

Таблица 1. Случаи обязательного проведения инвентаризации

Случай, когда инвентаризация обязательна

Когда и в каком объеме проводят инвентаризацию

Перед составлением годовой финансовой отчетности

Если Инструкция № 69 предписывала проводить инвентаризацию не ранее 1 октября, то Положение № 879 обязывает это сделать до даты баланса. Причем для разных видов активов и обязательств установлены свои периоды проведения инвентаризации (см. табл. 2 ниже)

Смена МОЛ, а также смена руководителя коллектива (бригадира), выбытие из коллектива (бригады) больше половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности

На день приема-передачи дел в объеме активов, которые находятся на ответственном хранении

Установление фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей

На день установления таких фактов в объеме, определенном руководителем предприятия

По судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который по закону имеет право требовать проведения инвентаризации (к примеру, при налоговой проверке — п.п. 20.1.9 НКУ)

В срок и в объеме, которые указаны в надлежащим образом оформленном документе этих органов, но не раньше дня получения предприятием соответствующего документа

В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия

На день после окончания указанных явлений в объеме, определенном руководителем предприятия

В случае прекращения предприятия

Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (сплошная инвентаризация)

В случае перехода на составление финансовой отчетности по МСФО

Пункт 7 разд. I Положения № 879 предписывает проводить инвентаризацию на дату перехода на составление отчетности по МСФО

Получение отказа поставщика удовлетворить претензию о недогрузке товаров или получение от покупателя претензии о недогрузке товаров

Проводят выборочную инвентаризацию тех товаров, на которые заявлены указанные претензии

Другие случаи, предусмотренные законодательством

«Благодаря» Положению № 879 теперь перечень случаев, когда инвентаризацию проводят обязательно, не является исчерпывающим

Таблица 2. Сроки проведения годовой инвентаризации

Вид активов и обязательств

Сроки проведения инвентаризации

Необоротные активы (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов ОС, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в длительные рейсы и т. п.)

Период до трех месяцев до даты баланса, т. е. не ранее 1 октября

Запасы (кроме НЗП и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженность

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

Незавершенные капитальные инвестиции

Период до двух месяцев до даты баланса, т. е. не ранее 1 ноября

НЗП, полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование

Объекты ОС, в частности, автомобили, морские и речные суда, которые отбудут в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия

 

Важно! Инвентаризацию некоторых объектов разрешено проводить реже, чем один раз в год. Решение об этом принимает руководитель предприятия. Давайте посмотрим, какие же объекты попали в число исключений (см. табл. 3 на с. 42).

Таблица 3. Периодичность инвентаризации

Объекты

Когда инвентаризируют

Земельные участки, здания, сооружения и другие недвижимые объекты

Один раз в три года

Инструменты, приборы, инвентарь (мебель)

Ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет

Библиотечные фонды

По установленному графику в течение года

Библиотечные фонды объемом от 100 до 500 тыс. единиц

В течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц

Библиотечные фонды объемом более 500 тыс. единиц

В течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц

Редкие книжные издания

Ежегодно

 

Учтите! Установленные на предприятии сроки проведения инвентаризации не могут превышать сроки, определенные Положением № 879.

Внимание! Инвентаризацию отдельных объектов учета следует проводить по специфическим правилам, установленным профильными документами:

• наличности и документов, хранящихся в кассе предприятия, — Положением № 637;

• нефти и нефтепродуктов — Инструкцией № 281;

• нематериальных активов — Методрекомендациями № 1327 и  Порядком № 732.

Что касается инвентаризации драгоценностей, то специальная Инструкция от 06.04.98 г. № 84 утратила силу летом этого года. Вместо этого приказом от 22.06.15 г. № 587 Минфин установил, что учет драгоценных металлов и камней хозсубъекты должны вести на основании внутренних инструкций, разработанных самостоятельно с учетом методрекомендаций, утвержденных Минфином. Такие методрекомендации увидели свет совсем недавно «благодаря» приказу Минфина от 15.09.15 г. № 780.

Инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней, которые содержатся в приборах, оборудовании и других изделиях, проводят одновременно с инвентаризацией этих активов.

Важно! Предприятия, которые находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения АТО, должны провести обязательную инвентаризацию тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Инвентаризацию проводят по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета, и отражают ее результаты в бухучете соответствующего отчетного периода ( п. 8 разд. I Положения № 879).

Организация процесса инвентаризации

Инвентаризационные комиссии

Чтобы обеспечить инвентаризационный процесс, на предприятии необходимо создать инвентаризационную комиссию.

Обратите внимание! В  Положении № 879 не сказано, что эта комиссия является постоянно действующей. Входить в нее могут:

• представители аппарата управления предприятия;

• представители бухгалтерской службы. Заметьте! В инвентаризационную комиссию теперь можно включать не только своих бухгалтеров, но и представителей аудиторской фирмы или физлицо-предпринимателя, ведущего бухучет на предприятии на договорных началах ( п. 1 разд. II Положения № 879);

• опытные работники предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры).

Также по решению руководителя предприятия в состав комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозобщества, представители структурного подразделения (службы) по внутреннему аудиту.

Возглавляет инвентаризационную комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем предприятия.

Важно! В  Положении № 879 закреплено, что в случае если руководитель сам ведет бухучет, он самостоятельно возглавляет инвентаризационную комиссию. То есть он утверждает состав комиссии из одного лица. К слову, подобный подход Минфин предлагал и ранее (см. «БН», 2014, № 43, с. 7).

На предприятиях с большим объемом инвентаризационных работ по-прежнему можно создавать рабочие инвентаризационные комиссии, которые проводят инвентаризацию ТМЦ в местах хранения и производства. В состав рабочих комиссий могут быть включены члены «главной» инвентаризационной комиссии.

Если на предприятии не созданы такие комиссии (это характерно для небольших предприятий), то их функции выполняет «главная» инвентаризационная комиссия.

Основные функции «главной» и рабочих инвентаризационных комиссий представим в табл. 4.

Таблица 4. Функции инвентаризационных комиссий

«Главная» инвентаризационная комиссия

Рабочая инвентаризационная комиссия

1. Организует проведение инвентаризаций и инструктирует членов рабочих инвентаризационных комиссий.

2. Осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия.

3. Проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачету пересортицы ценностей во всех местах их хранения.

4. При установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проводит по решению руководителя повторную инвентаризацию.

5. Рассматривает причины выявленных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету вследствие пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе

1. Осуществляет инвентаризацию активов в местах их хранения и производства.

2. Вместе с бухгалтерской службой участвует в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли.

3. Оформляет протокол, в котором приводится информация, требующаяся при составлении протокола инвентаризационной комиссии

 

Приказ о проведении инвентаризации

Руководитель предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации. В нем определяют: дату, на которую проводится инвентаризация, сроки ее проведения, виды активов и обязательств, которые инвентаризируются. Как правило, этим же приказом утверждается состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Обратите внимание! Сроки и порядок проведения инвентаризации можно прописать в приказе об учетной политике. Тогда издавать приказ о проведении ежегодной инвентаризации не нужно. Приказом руководителя может назначаться лишь состав инвентаризационных комиссий.

Важный нюанс! МОЛ нельзя включать в состав инвентаризационной комиссии, поскольку оно является проверяемым лицом. Теперь это четко закреплено в  п. 2.4 разд. II Положения № 879.

Этой же нормой запрещено назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии одного и того же работника два года подряд, если инвентаризация будет проводиться у тех же МОЛ.

Инвентаризация должна проводиться полным составом инвентаризационной комиссии в присутствии МОЛ (кассира, заведующего складом и т. д.). Без МОЛ инвентаризация возможна только в случае его смерти, болезни и т. д. Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Поэтому, если член инвентаризационной комиссии отсутствует, например, в связи с болезнью или командировкой, то руководитель предприятия может его заменить. Для этого нужно издать приказ об утверждении нового состава комиссии.

Подготовка к инвентаризации

О проведении плановой инвентаризации следует заблаговременно предупредить МОЛ, которые должны подготовить ТМЦ к инвентаризации: сгруппировать, рассортировать и разложить по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета ( п. 5 разд. II Положения № 879). Если проводится внезапная инвентаризация, такая сортировка ТМЦ производится в присутствии инвентаризационной комиссии.

До начала инвентаризации необходимо:

• проверить исправность всех весоизмерительных приборов;

• завершить обработку всех документов по учету движения активов и сформировать последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении активов;

• определить остатки на дату инвентаризации.

Председатель инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) визирует все приходные и расходные документы, которые прилагаются к реестрам (отчетам), с указанием «До інвентаризації на (дата)». Для бухгалтерии эти документы являются основанием для определения остатков активов на начало инвентаризации по данным учета.

МОЛ дают в инвентаризационной описи расписки о том, что до начала инвентаризации:

• все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию;

• все ценности, которые поступили под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны.

Ко дню окончания снятия фактических остатков бухгалтерия предприятия должна закончить обработку всех документов по приходу и расходу ценностей, сделать соответствующие записи в регистрах аналитического учета и вывести остатки на день инвентаризации.

Как правило, сначала бухгалтерия составляет инвентаризационные описи материальных ценностей предприятия в разрезе МОЛ и мест хранения, а уже потом инвентаризационная комиссия проверяет их наличие по инвентарным номерам и наименованиям.

Перед составлением годовой финотчетности проводят сплошную инвентаризацию. Ее определение теперь дано в  п. 6 разд. I Положения № 879. Так, сплошная инвентаризация охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, которые переданы в прокат, аренду или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния. Также инвентаризации подлежат:

• активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности, ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении — это объекты оперативной аренды ОС, матценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже;

• условные (непредусмотренные) активы и обязательства предприятия — это залоги, гарантии, обязательства и т. д.;

• бланки документов строгой отчетности;

• другие активы.

Внимание! Во время инвентаризации Положение № 879 предписывает проверять и документально подтверждать не только наличие и состояние активов и обязательств, но и соответствие их критериям признания активами, а также правильность их оценки. При этом в процессе инвентаризации, кроме прочего, следует выявлять ( п. 5 разд. I Положения № 879):

• неиспользованные суммы обеспечений;

• активы и обязательства, не соответствующие критериям их признания.

Для анализа результатов инвентаризации активов и обязательств на предмет их соответствия критериям признания и оценки, требованиям НП(С)БУ, международных стандартов и других актов законодательства предприятия могут создавать уполномоченные комиссии (назначать ответственных лиц) ( п. 20 разд. II Положения № 879).

Инвентаризацию проводят отдельно по местонахождению ценностей и по каждому МОЛ, на хранении у которого находятся эти ценности.

Действия, которые нужно выполнить при подготовке к инвентаризации, изобразим на рисунке.

Подготовка к инвентаризации

Особенности инвентаризации некоторых объектов

Основные средства

После выполнения подготовительных процедур инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие объектов ОС и осматривает каждый объект.

Если выявлены объекты, которые не значатся в учете или данные о которых отсутствуют в учете, то в инвентаризационную опись вносят такие объекты (сведения и технические показатели). При этом инвентаризационная комиссия обязана выяснить, когда и по чьему распоряжению возведены (приобретены) неучтенные объекты, куда списаны расходы на их возведение (приобретение), и отразить это в протоколе.

Выявленные объекты оценивают по справедливой стоимости.

Обратите внимание! Чтобы по всем правилам провести переоценку ОС для целей бухучета, нужно привлечь специалиста-оценщика ( ст. 7 Закона об оценке). В то же время признание активом объектов ОС, выявленных в ходе инвентаризации, на которые отсутствуют приходные документы, и его оценка не являются переоценкой. Поэтому привлекать сторонних специалистов (соответственно, оплачивать их услуги) хозрасчетным предприятиям не обязательно.

При выявлении объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью, которые пригодны для использования, инвентаризационная комиссия передает соответствующие материалы руководителю предприятия.

ОС, которые ремонтируются на других предприятиях, вносят в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт.

На ОС, которые не пригодны к эксплуатации и не подлежат восстановлению, составляют отдельную инвентаризационную опись. В ней указывают время ввода объекта в эксплуатацию и причины, которые привели к негодности этих объектов (порча, полный износ и т. п.). Списывают такие объекты в порядке, установленном законодательством.

Допускается составление групповых инвентаризационных описей МНМА, выданных в индивидуальное пользование работникам. В описях указывают лиц, ответственных за эти предметы (на которых заведены личные карточки). Работники подтверждают правильность данных своей подписью.

Нематериальные активы

При инвентаризации объектов НА их наличие устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или по документам, которыми оформлены (т. е. подтверждаются) имущественные права. В частности, с целью идентификации объектов НА инвентаризационная комиссия убеждается в наличии и действительности документов, удостоверяющих правомерность приобретения прав собственности, прав использования объектов интеллектуальной собственности, — патентов, свидетельств, дипломов, лицензий, договоров и т. п.

В Инвентаризационную опись (ф. № НА-4, утвержденная приказом № 732) вносят объекты НА, идентифицированные (выявленные) в ходе инвентаризации.

Кроме того, в ходе инвентаризации выясняют, отвечают ли имеющиеся активы критериям отнесения к НА, установленным П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», а также оценивают фактическое состояние инвентаризируемых объектов (пригодны к дальнейшему использованию или нет). НА, которые не пригодны к дальнейшему использованию и не отвечают требованиям П(С)БУ 8, подлежат списанию с баланса на основании оформленного Акта выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-3).

ТМЦ

При инвентаризации ТМЦ их перевешивают, обмеривают, подсчитывают в присутствии МОЛ в порядке размещения активов в помещении, где они хранятся.

Если ТМЦ хранятся в разных изолированных помещениях у одного МОЛ, то инвентаризацию проводят последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывают и комиссия переходит в следующее помещение.

Инвентаризационные описи составляют отдельно на ТМЦ:

• находящиеся в пути;

• не оплаченные в срок покупателями отгруженные товары (продукцию);

• находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке).

Количество ТМЦ, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части таких ТМЦ.

На приходных документах на ТМЦ, поступившие в ходе инвентаризации, МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии делает отметку «после инвентаризации». На расходных документах о ТМЦ, отпущенных со склада в ходе инвентаризации, с разрешения руководителя предприятия МОЛ также делает отметку «после инвентаризации» со ссылкой на дату инвентаризационной описи, где записаны эти ТМЦ. Если же ТМЦ еще не были внесены в инвентаризационную опись, то их заносят в отдельную опись.

Внимание! Положение № 879 разрешает не составлять инвентаризационные описи на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые учитываются в оперативном учете (т. е. выданы работникам в индивидуальное пользование). Фактическое наличие этих предметов у МОЛ проверяют путем сопоставления с ведомостью оперативного учета. Выявленную недостачу оформляют актом.

Расчеты

При инвентаризации расчетов предприятия-кредиторы должны передать всем дебиторам выписки об их задолженности. Эти выписки предъявляют инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности задолженности.

Предприятия-дебиторы обязаны подтвердить задолженность или заявить свои возражения.

В результате сверки на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, другими дебиторами и кредиторами должны оставаться исключительно согласованные суммы.

В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались невыясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в суммах, которые следуют из записей в бухучете и признаются ею правильными.

Заинтересованная сторона обязана передать материалы о расхождениях на решение соответствующих органов (в суд).

К акту инвентаризации расчетов прилагают справку о дебиторской и кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, с указанием названия и адреса дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности.

Наличка

Инвентаризацию кассы инвентаризационная комиссия проводит в такой последовательности:

• сначала записывает последние номера приходного и расходного кассовых ордеров;

подсчитывает фактическое наличие в кассе наличных средств, денежных документов, ценных бумаг, чековых книжек и т. п.;

• проверяет правильность оприходования и списания наличности, оформления денежных документов;

сравнивает фактическое наличие наличности, денежных документов, ценных бумаг и т. п. с данными бухучета (по кассовой книге). Если предприятие применяет РРО, то сумму имеющейся наличности сравнивают с суммой, указанной в дневном Х-отчете РРО (в расчетных книжках и Книге учета расчетных операций);

оформляет Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств.

Важно! Сведения о наличности в иностранной валюте вносят в Акт инвентаризации с указанием названия и суммы инвалюты, курса НБУ на начало рабочего дня инвентаризации, суммы инвалюты в пересчете в гривни ( п. 6.1 разд. II Положения № 879). К примеру, приказом по предприятию инвентаризация назначена по состоянию на 20 ноября. Тогда для пересчета наличной инвалюты в гривни для целей заполнения Акта инвентаризации принимают курс НБУ на 20 ноября.

По результатам инвентаризации кассы составляют Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств ( приложение 7 к Положению № 637) в двух экземплярах. Выявленные недостачи или излишки средств (ценностей) в кассе комиссия отражает в таком Акте и выясняет обстоятельства их возникновения.

Для этого МОЛ дает письменные объяснения причин, в результате которых возникли недостачи или излишки. Также в Акт заносится решение по этому поводу, принятое руководителем предприятия.

Выводы

  • Перед составлением годовой финансовой отчетности предприятие обязано провести сплошную инвентаризацию активов и обязательств. Сделать это нужно до даты баланса.

  • Для отдельных видов активов и обязательств установлены свои периоды проведения инвентаризации.

  • Проводят инвентаризацию только полным составом рабочих инвентаризационных комиссий или «главной» инвентаризационной комиссии исключительно в присутствии МОЛ.

  • Во время инвентаризации проверяют и документально подтверждают не только наличие, состояние и оценку активов и обязательств, но и соответствие критериям признания их активом.

  • Разрешено не составлять инвентаризационные описи на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые учитываются в оперативном учете (т. е. выданы работникам в индивидуальное пользование).

  • При составлении Акта инвентаризации наличность в инвалюте пересчитывают в гривни по курсу НБУ на начало рабочего дня инвентаризации.

Документы и сокращения

Положение № 879 — Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879.

Инструкция № 69 — Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69 (утратила силу).

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Методрекомендации № 1327 — Методические рекомендации по бухучету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина от 16.11.09 г. № 1327.

Порядок № 732 — Порядок применения типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденный приказом Минфина от 22.11.04 г. № 732.

Инструкция № 281 — Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденная приказом Минэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.08 г. № 281/171/578/155.

МСФО — международные стандарты финансовой отчетности.

МОЛ — материально ответственные лица.

НЗП — незавершенное производство.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

НМА — необоротные материальные активы.

НА — нематериальные активы.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить