Это касается всех
Извлечение по форме № 2-ВР. Из всех приложений Положения № 1130 только Приложение 13, а точнее Извлечение из реестра плательщиков НДС по форме № 2-ВР (далее — Извлечение), подверглось корректировке. И судя по всему, это связано с введением СЭА. Так, новая форма Извлечения:
• разбита на своеобразные блоки. Их всего три и они перенесены из «старой» формы: сведения о плательщике НДС, сведения о регистрации субъектом спецрежима, сведения о выдаче Извлечения;
• более не содержит поля «Місцезнаходження (місце проживання) платника»;
• требует указывать реквизиты НДС-счетов в СЭА (обычного — в блоке со сведениями о плательщике НДС, спецНДС-счета — в блоке со сведениями о регистрации субъектом спецрежима). Более того, реквизиты НДС-счетов включены в перечень обязательных реквизитов формы ( п. 7.5 Положения № 1130);
• не содержит примечаний. Комментарий относительно действительности Извлечения перенесен в общую часть формы над подписью ответственного лица.
Способ получения Извлечения. Получить Извлечение можно, как и раньше, тремя способами (главное — поставить отметку в соответствующем поле формы № 1-ЗВР):
• по почте;
• непосредственно в контролирующем органе (условия получения Извлечения в данном случае теперь прописаны в последнем абзаце п. 7.6 Положения № 1130);
• на электронную почту (при подаче запроса в электронной форме).
Появились лишь некоторые нюансы. Так:
1. Если вы захотели получить Извлечение по почте, обязанность сделать все возможное, чтобы вам его вручить, лежит теперь только на почтовых работниках.
Налоговики в этом процессе теперь не участвуют ( п. п. 3 п. 7.6 Положения № 1130).
В случае, если доставить вам Извлечение не удалось — оно попадет в ваше учетное дело и будет там лежать, пока:
• налоговые органы не установят ваше местонахождение;
• вы лично не придете за ним (в любое время до даты аннулирования регистрации или изменений в данных плательщика НДС или самой налоговой).
2. Если вы захотели получить Извлечение непосредственно в налоговом органе, но не воспользовались такой возможностью в течение 2 дней после поступления запроса, налоговики его вам не вышлют (как было ранее), а будут хранить его в вашем учетном деле, пока вы его не заберете ( п. п. 2 п. 7.6 Положения № 1130).
Сокращаются сроки («5»→«3»). Внимание! С 5 рабочих дней до 3 рабочих дней сокращается:
• срок регистрации плательщиком НДС по многостороннему соглашению о распределении продукции ( п. п. 3 п. 3.5 Положения № 1130);
• срок обращения налоговиков к плательщику НДС с просьбой подать новое заявление по форме № 1-ПДВ по причине выявленных ошибок в «старом» заявлении ( п. 3.9 Положения № 1130);
• срок внесения контролерами записи в Реестр субъектов специального режима налогообложения или предоставления письменного отказа ( п. 6.5 Положения № 1130);
• срок снятия сельхозпредприятия с регистрации в качестве субъекта спецрежима по процедуре перерегистрации ( п. 6.22 Положения № 1130);
• срок предоставления ответа на запрос о получении справки из Реестра плательщиков НДС ( п. 7.7 Положения № 1130).
Расширены полномочия контролеров. Так, со вступлением в силу Приказа № 747 налоговики получили право самостоятельно принимать решение об:
• аннулировании регистрации плательщика НДС на основаниях, прописанных в п. п. «б» — «з» п. 184.1 НКУ (при наличии подтверждающих документов; п. 5.5 Положения № 1130). Причем сделать это может только контролирующий орган по месту постановки на учет плательщика НДС ( п. 5.6 Положения № 1130);
• исключении сельхозпредприятий из Реестра субъектов спецрежима ( п. 6.23 Положения № 1130).
«Пара мелочей». И еще несколько штрихов:
• выбрано более корректное основание для запроса контролерами данных у плательщиков НДС с целью подтверждения соответствия лица статусу плательщика НДС (вместо п.п. 20.1.6 теперь будет п.п. 20.1.2 НКУ; п. 3.8 Положения № 1130);
• исправлена формулировка одного из оснований для перерегистрации плательщиков НДС — в связи с изменением налогового номера (а не кода ЕДРПОУ; п. 4.1 Порядка № 1130).
Совместная деятельность
Потеря статуса. Напомним, что с 01.01.15 г. из текста НКУ исключен п. 153.14 НКУ, который определял порядок обложения ННП договоров о совместной деятельности. А это значит, что расчет объекта налогообложения по ННП в 2015 году ведется раздельно каждым из участников совместной деятельности на основании данных бухучета.
В итоге статус плательщика налогов для совместной деятельности стал зависеть исключительно от факта регистрации уполномоченного лица плательщиком НДС.
Поэтому если на дату вступления в силу Приказа № 747 уполномоченное лицо так и не зарегистрировалось плательщиком НДС, оно автоматически теряет свой статус плательщика налогов (п. 3 Приказа № 747):
• с 01.01.15 г. — если оно не было зарегистрировано как плательщик НДС по таким договорам или аннулирование его регистрации как плательщика НДС проведено до указанной даты;
• с даты аннулирования его регистрации как плательщика НДС по таким договорам, если такое аннулирование проведено после 01.01.15 г.
Снятие указанных договоров с учета в контролирующих органах осуществляется по самостоятельному решению таких органов (без подачи заявления) в соответствии с п. 11.34 Порядка № 1588.
Такое облегчение ведения учета уполномоченных лиц способствовало и упрощению постановки их на учет в контролирующих органах.
Так, если в общем случае для регистрации плательщиком НДС лицо обязано находиться на учете в контролирующем органе по основному месту учета ( п. 3.2 Положения № 1130), то в случае с договорами о совместной деятельности и договорами управления имуществом все намного проще.
Стать на учет можно одновременно с постановкой на учет самого договора. Для этого уполномоченное лицо должно одновременно подать в контролирующий орган ( п. 3.5 Положения № 1130):
• сам договор о совместной деятельности или договор управления имуществом;
• заявление по форме № 1-ПДВ ( п. 4.6 Порядка № 1588).
В случае положительного решения вы станете плательщиком НДС и получите справку о постановке на учет по форме № 4-ОПП ( п. 3.10 Порядка № 1588).
Спецоснование для спецрежимников
Не обошли изменения и спецрежимные предприятия.
Для них добавлено еще одно основание для аннулирования регистрации как плательщиком НДС, так и субъектом спецрежима — по добровольному решению самого плательщика в случае подачи в течение предыдущих 12 месяцев заявления об аннулировании регистрации ( пп. 6.21 и 6.24 Положения № 1130).
Но для этого нужно выполнить 2 условия:
• общая стоимость облагаемых товаров/услуг, которые предоставляются таким лицом, за последние 12 календарных месяцев должна быть меньше 1 млн грн. (граничная сумма, определенная ст. 181 НКУ);
• при полной уплате суммы налоговых обязательств по НДС согласно требованиям разд. V НКУ.
Документы и сокращения статьи
Положение № 1130 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина Украины от 14.11.14 г. № 1130.
Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.11 г. № 1588.
Приказ № 747 — приказ Минфина Украины «Об утверждении Изменений к Порядку учета плательщиков налогов и сборов и Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» от 31.08.15 г. № 747.
ННП — налог на прибыль.