Темы статей
Выбрать темы

Возвращаем товар, поставленный в 2011 году: есть ли право на корректировку

Кравченко Дарья
Предприятие хочет составить расчет корректировки (РК) к налоговой накладной (НН) 2011 года по причине возврата товара покупателем. Можно ли это сделать?

На наш взгляд, в данном случае поставщик имеет полное право провести корректировку налоговых обязательств (НО). Но за него придется побороться с налоговиками. Сейчас объясним почему.

К сожалению, позиция контролеров по данному вопросу такова: если изменение суммы компенсации стоимости товаров/услуг или возврат поставщиком предоплаты товаров/услуг происходит по истечении 1095 дней, то поставщик — плательщик НДС не может уменьшить НО («ВНСУ», 2012, № 42, с. 79).

Сформировалось такое мнение у контролеров еще до вступления в силу НКУ. При этом в подкрепление своей позиции они ссылались на нормы п. 102.5 НКУ и указывали на то, что проведение НДС-корректировки возможно только в рамках срока давности, установленного этой нормой, — 1095 дней. Причем отсчет указанного срока, по их мнению, должен был начинаться с периода, в котором были определены НО по НДС.

Мы с такой позицией были не согласны по двум причинам:

1. Пункт 102.5 НКУ и установленный им 1095-дневный срок никакого отношения к возврату товара не имеют. Он используется в случае:

• доначисления НО контролирующим органом (а не налогоплательщиком; п. 102.1 НКУ);

• подачи заявления о возврате излишне уплаченных денежных обязательств или об их возмещении ( п. 102.5 НКУ).

Заметьте: срок исковой давности, равный 1095 дней, установлен и для случая самостоятельного исправления ошибок налогоплательщиком ( п. 50.1 НКУ).

2. Статья 192 НКУ не увязывает право продавца уменьшить НО по НДС путем их корректировки с каким-либо сроком исковой давности. Так:

п. 192.1 НКУ дает продавцу — плательщику НДС полное право уменьшить НО в случае возврата товара покупателем;

п. 192.2 НКУ ограничивает это право только в том случае, когда поставщик на момент возврата товара уже не является плательщиком НДС.

Понимая это, налоговики кое-что подкорректировали в своей позиции. Нет, она, конечно, не изменилась. Просто теперь они стали ссылаться не на п. 102.5 НКУ, а на нормы ГКУ. А точнее, на п. 1 ст. 256 ГКУ, устанавливающей срок исковой давности (срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса). И он также имеет продолжительность 3 года ( ст. 257 ГКУ).

Более того, если такой срок закончился при возврате покупателем товаров по истечении 1095 дней, фискалы расценивают такую сделку как операцию по поставке, по которой должны быть начислены НО (категория 101.07 ЗIР ГФСУ).

Но тут есть маленький нюанс. Течение исковой давности согласно ГКУ (в отличие от срока, установленного НКУ) начинается с даты, определенной условиями договора как конечная дата оплаты таких товаров/услуг.

То есть с того момента, когда покупатель не выполнил свои обязательства по договору. В нашем случае — не оплатил товары.

Более того, согласно нормам ГКУ контрагенты вправе самостоятельно:

• увеличивать срок исковой давности по договоренности сторон ( ст. 259 ГКУ);

• привязать его к определенной дате или событию.

Если же срок исполнения в договоре не установлен, то течение срока исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства ( ст. 261 ГКУ).

Вывод: даже если у вас истек срок в 1095 дней с даты отгрузки товара, это вовсе не означает, что истек срок исковой давности по данной операции. Поэтому вы можете смело корректировать НО. Но предупреждаем: за такой вариант придется побороться. Возможно, проще будет оформить обратную продажу и провести зачет взаимных однородных требований.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше