Темы статей
Выбрать темы

Школьные базары и ярмарки: организовываем торговлю правильно

Елена БЕЛЯЕВА, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Вот и наступил последний месяц лета. А значит, уже не за горами 1 сентября. Родители стараются обеспечить своих чад всем необходимым, начиная от тетрадей и канцтоваров и заканчивая школьной формой и обувью. Чтобы удовлетворить повышенный спрос на школьные принадлежности, в регионах ежегодно проводят школьные базары и ярмарки. О том, как правильно организовать торговлю на таких базарах, чтобы и прибыль получить, и закон не нарушить, мы расскажем в данной статье.

Школьный базар — что это?

Определения термина «школьный базар» вы не встретите ни в одном нормативно-правовом акте, поскольку название это условное и связано с сезонной выездной торговлей. Формы такой торговли могут быть самыми разными: выставки-продажи, ярмарки, павильоны, палатки, специализированные точки на рынках, выездная и выносная торговля и т. п. Как правило, этот вид торговли напоминает торговлю через мелкорозничную торговую сеть, т. е. одну из форм внемагазинной продажи товаров, когда помещения не имеют торгового зала для потребителей ( п. 3 Правил № 369).

Поэтому если вы собираетесь заниматься указанными видами торговли, то вам придется ориентироваться на правила осуществления мелкорозничной торговли (Правила № 369). Хотя не следует забывать и об общих правилах торговой деятельности. Если речь идет о школьных товарах, то это, в частности, Правила № 104 и Порядок № 833.

Важный нюанс! Зачастую организаторами школьных базаров выступают местные органы власти. Поэтому для того чтобы узнать, где и когда будут проводиться подобные мероприятия и что нужно для участия в них, следует обратиться в исполком местного совета.

Какие разрешения необходимы для размещения объекта торговли, расскажем далее.

Разрешения на размещение объекта торговли

Как правило, торговля на школьных базарах осуществляется через:

1) пункты некапитальной застройки — киоски, ларьки, палатки, павильоны;

2) средства передвижной сети — автомагазины, авторазвозки, лавки-автоприцепы, разноски, лотки, столики и т. п.

Эти объекты отнесены к временным сооружениям для осуществления предпринимательской деятельности. Так, согласно ч. 2 ст. 28 Закона № 3038 временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, которое изготавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без обустройства фундамента.

Временное сооружение может иметь закрытое помещение для временного нахождения людей (павильон площадью не более 30 кв. м по внешнему контуру) или не иметь такого помещения.

Чтобы торговать через пункты некапитальной застройки (киоски, ларьки, павильоны, палатки), вам понадобится получить паспорт привязки, т. е. комплект документов, в которых определено место установки временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1: 500, схема благоустройства прилегающей территории ( пп. 1.4 и 2.1 Порядка № 244). Паспорт привязки выдается бесплатно.

Подробно о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы получить паспорт привязки, вы можете узнать из статьи «Открываем летнее кафе: организационные и учетные хлопоты» // «БН», 2016, № 23, с. 21.

Не исключено, что, кроме получения паспорта привязки для временного сооружения, вам необходимо будет заключить договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) и/или договор аренды земельного участка, на котором вы планируете разместиться. В письме от 11.07.08 г. № 6-8-2111 Госземинспекция упоминала, что заключение между органом местного самоуправления или органом исполнительной власти и хозяйствующим субъектом договоров аренды так называемого твердого покрытия не освобождает от обязанности заключить договор аренды земельного участка.

Несмотря на то, что это письмо издано давно, считаем, оно не утратило актуальности. Мы, конечно, считаем эту позицию ошибочной, поскольку недопустимо дважды взимать арендную плату за один и тот же объект независимо от того, как он именуется в договорных отношениях.

Если вы будете торговать через средства передвижной сети (разноски, столики, раскладки и т. п.), то получать паспорт привязки и заключать договор аренды земли не нужно.

Важный нюанс! На период проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий временные сооружения размещаются в порядке, установленном органами местного самоуправления (п. 1.11 Порядка № 244). В этом случае, как правило, достаточно заключить с местными властями договор на осуществление временной торговой деятельности на школьном базаре. Более того, бывает так, что исполкомы сами обустраивают временные сооружения на школьных базарах и просто сдают их в аренду торговцам. В каждом регионе особенности торговли на школьных базарах свои и зависят от местных властей.

Наличные расчеты

Без РРО и РК. Чтобы определить, каким образом проводить расчеты при осуществлении торговли на школьных базарах, в первую очередь необходимо обратиться к Закону об РРО.

В ст. 9 Закона об РРО перечислены случаи, когда РРО и РК не применяются, в частности:

1) при продаже товаров предпринимателями-единоналожниками:

• группы 1 независимо от объема дохода;

• групп 2 и 3 при условии, что объем дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн. В случае превышения миллионной отметки РРО начинают применять с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения ( п. 296.10 НКУ);

2) при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров.

Указанные субъекты могут осуществлять торговлю за наличные без применения РРО и РК. Факт приема наличных (по требованию покупателя) они оформляют обычным расчетным документом (квитанцией, товарным чеком и т. п.).

Обратите внимание! От применения РРО и РК освобождены также предприятия, реализующие продукцию собственного производства (кроме предприятий торговли и общепита), в случае проведения расчетов в кассе с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке ( п. 1 ст. 9 Закона об РРО).

Согласно п. 1.2 Положения № 637 касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличности, других ценностей, кассовых документов. То есть кассой вполне можно считать рабочее место кассира (например, стол), где проводятся кассовые операции и ведется их учет.

Так что если производитель сумеет организовать продажу продукции собственного производства на школьном базаре с оформлением расчетов кассовыми ордерами, считаем, он вправе не применять РРО.

Хотя должны предупредить! В категории 109.02 ЗІР ГФСУ налоговики высказались за обязательность применения РРО в случае реализации собственной продукции на рынках через расположенные на их территории магазины, киоски, палатки, павильоны, помещения контейнерного типа.

Без РРО, но с РК. Если вы не подпадаете под освобождение по ст. 9 Закона об РРО, можете воспользоваться нормами ст. 10 этого Закона, которая позволяет в некоторых случаях проводить расчеты наличными без РРО, но с обязательным применением РК. Виды деятельности и предельный годовой объем таких операций приведены в Перечне № 1336. Сюда, в частности, попали:

• розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений. При этом годовой объем продажи через такие пункты не должен превышать 200 тыс. грн.

Если предельная отметка в 200 тыс. грн. превышена, то перейти на расчеты через РРО нужно в течение месяца после превышения этого предела (письмо ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572);

• розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Ограничение по объему выручки такое же, как и в предыдущем случае, — не более 200 тыс. грн. в год на одного субъекта хоздеятельности;

• розничная торговля на территории села, которая осуществляется предприятиями потребительской кооперации, а также сельхозтоваропроизводителями, использующими продукцию собственного производства. Здесь ограничение по объему выручки — 75 тыс. грн. на один пункт продажи товаров.

При проведении расчетов с помощью РК субъекту хозяйствования необходимо приобрести и зарегистрировать в налоговом органе КУРО и РК*. В общем случае КУРО регистрируют по основному месту учета хозсубъекта в качестве плательщика налогов ( п. 2 гл. 1 разд. II Порядка № 547).

* Подробности вы найдете в «БН», 2016, № 32, с. 33.

Если закон разрешает проводить расчеты без применения РРО, то КУРО регистрируют на хозяйственную единицу — стационарный или передвижной объект, в том числе транспортное средство, где реализуются товары или предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции. Причем хозсубъект по своему желанию может:

• или зарегистрировать несколько КУРО на одну хозяйственную единицу для использования в отдельных местах проведения расчетов;

• или использовать одну КУРО на всех местах проведения расчетов в одной хозяйственной единице.

РРО. Если, осуществляя торговлю на школьном базаре, вы должны проводить расчеты с покупателями через РРО, учтите несколько нюансов.

Обычно РРО регистрируют по основному месту учета хозсубъекта в качестве плательщика налогов.

РРО может применяться только в той хозяйственной единице, которая указана в регистрационном удостоверении.

Организация торговли

Напомним, что в мелкорозничной торговой сети запрещена продажа, в частности (п. 8 Правил № 369, п. 17 Порядка № 833):

• тканей, обуви (кроме домашней и рабочей), швейных изделий (кроме рабочей одежды и головных уборов для летнего сезона) и изделий верхнего трикотажа, требующих примерки;

• товаров, не имеющих соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида, а также поступивших без документов, удостоверяющих их качество и безопасность.

Далее остановимся на правилах продажи школьной одежды и обуви, тетрадей, учебников и учебных пособий.

Школьная одежда. Маркировка швейных, трикотажных товаров и головных уборов предусматривает наличие информации о наименовании предприятия-изготовителя, его местонахождении, товарном знаке, названии изделия, артикуле, составе материала, номере модели, размере, сорте, наименовании нормативного документа, требованиям которого должен соответствовать отечественный товар, дате выпуска (п. 2 гл. 1 разд. II Правил № 104).

В торговом (демонстрационном) зале швейные, трикотажные товары размещают по таким признакам, как размер, рост, полнота, вид, пол, сезонность.

Все костюмы, пиджаки, брюки, платья, жакеты, джемперы, свитера, юбки, блузки, мужские и женские рубашки вывешивают на открытых вешалках, пристенных или островных горках, оборудованных кронштейнами и держателями.

Субъект хозяйствования обязан обеспечить потребителю удобные условия для ознакомления, выбора и примерки одежды (п. 11 гл. 1 разд. II Правил № 104).

В нашей стране нет какого-то общего стандарта на школьную форму. Ее фасон и цвет строго не регламентированы. Но это не значит, что у производителей школьной формы полная свобода действий. Все они обязаны соблюдать Санитарные нормы и правила № 1138.

Так, согласно п. 3.14 указанного документа школьную форму разрешено изготавливать с применением смешанных тканей (с содержанием натурального волокна не менее 50 %) — для детей младших и средних классов, искусственных волокон — для детей старших классов. Блузки и рубашки для детей младших и средних классов разрешено производить с использованием натуральных тканей, для детей старших классов — с использованием искусственных тканей.

Школьная форма должна иметь покрой, который не будет ограничивать свободные движения и обеспечит тепловой комфорт организму соответственно сезону года.

Школьная обувь. В соответствии с гл. 3 Правил № 104 маркировка обуви должна включать информацию о наименовании предприятия-изготовителя, его местонахождении, товарный знак, модель, размер, полноту, знак «Ст.», дату изготовления (месяц, год), наименование нормативного документа, требованиям которого должен соответствовать отечественный товар, номер контролера отдела технического контроля.

Маркировочные данные размещают согласно требованиям нормативных документов.

В индивидуальную упаковку каждой пары обуви должна быть вложена информация (рекомендации) по ее эксплуатации и уходу за ней.

В торговом (демонстрационном) зале обувь размещают на островных и пристенных горках, в шкафах-витринах с наклонными полками, на горках с металлическими кронштейнами, консолями, штангами, стендами, полками-корзинами, полками-кассетами и т. д.

Обувь размещают по таким признакам, как характер пошива (модельная или массового производства), вид (туфли, ботинки, сапоги и т. д.), размер и полнота, материал изготовления, пол, возраст, сезонность.

Опять-таки, субъект хозяйствования обязан обеспечить потребителям удобные условия для выбора и примерки обуви. Для этого торговый зал оборудуется банкетками, подставками, зеркалами, ковриками, рожками для обуви.

Продажа обуви на торговых предприятиях, где отсутствуют условия для примерки, запрещена.

Помните! На видном месте обязательно вывешивается информация о гарантийных сроках обуви, имеющейся в продаже, их расчете с учетом сезонности.

Санитарные нормы и правила № 1138 устанавливают, что детская обувь должна иметь низкий каблук. Высота каблука для детей школьного возраста должна быть до 20 — 25 мм.

Тетради и печатная продукция. Школьные тетради исключены из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Но распространение на них Санитарных норм № 13 никто не отменял.

Так, Санитарные нормы № 13 распространяются на издания газетные, журнальные, книжные (в том числе учебники, учебные пособия), а также на другую печатную продукцию, предназначенную для использования детьми, в том числе на тетради, альбомы и блокноты для рисования, прописи, изделия, предназначенные для одноразового использования, и т. д.

Соблюдать требования данного документа обязаны издатели, изготовители и распространители издательской продукции.

Цель Санитарных норм № 13 — профилактика заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также расстройств нервно-психической сферы организма у детей. Именно поэтому соблюдение их очень важно.

Учтите! Санитарно-эпидемиологическая экспертиза качества печатной продукции для детей может проводиться не только на стадии ее изготовления, но и на стадии распространения. Это делается во избежание нарушений санитарного законодательства и предотвращения негативного влияния опасной печатной продукции на здоровье детей.

Учебники. Безусловно, наибольшим спросом пользуется учебная литература, соответствие которой государственным стандартам образования, гигиеническим и другим нормативам признано официально. О таком признании может свидетельствовать соответствующий гриф МОН или Свидетельство МОН «О признании соответствия педагогическим требованиям».

МОН устанавливает два вида грифов: 1) «Затверджено Міністерством освіти і науки України»; 2) «Рекомендовано Міністерством освіти і науки України».

Эти грифы МОН предоставляет такой учебной литературе, как, в частности, учебные программы, учебники, учебные пособия, хрестоматии, словари, энциклопедии, справочники для школьников, практикумы, учебные наглядные пособия.

Помимо этого учебно-методической литературе (практикумам, хрестоматиям, учебно-методическим пособиям, рабочим тетрадям, дидактическим материалам и т. д.) может предоставляться одобрение для использования в общеобразовательных или профессионально-технических заведениях — «Схвалено для використання у загальноосвітніх або професійно-технічних навчальних закладах».

Систему организационной работы МОН по проведению научно-методической экспертизы учебной литературы и официального подтверждения целесообразности ее использования в учебно-воспитательном процессе определяет Порядок предоставления учебной литературе, средствам обучения и учебному оборудованию грифов и свидетельства Министерства образования и науки Украины, утвержденный приказом Министерства образования и науки Украины от 17.06.08 г. № 537.

Выводы

  • На период проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий временные сооружения размещаются в порядке, установленном органами местного самоуправления.
  • Порядок применения РРО на школьных базарах осуществляется согласно Закону об РРО и аналогичен порядку торговли в обычных торговых точках.
  • При торговле школьной одеждой и обувью необходимо соблюдать Санитарные нормы и правила № 1138, тетрадями и печатной продукцией для детей — Санитарные нормы № 13.

Документы и сокращения статьи

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.11 г. № 3038-VI.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.07 г. № 104.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.11 г. № 244.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Санитарные нормы и правила № 1138 — Государственные санитарные нормы и правила «Материалы и изделия текстильные, кожаные и меховые. Основные гигиенические требования», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 29.12.12 г. № 1138.

Санитарные нормы № 13 — Государственные санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к печатной продукции для детей», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 18.01.07 г. № 13.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок № 547 — Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

МОН — Министерство образования и науки Украины.

КУРО — книга учета расчетных операций.

РК — расчетная книжка.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше