На сегодняшний день ни один субъект хозяйствования не представляет свою деятельность без электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) должностных лиц. Без нее нельзя подать отчетность контролирующим органам, зарегистрировать налоговые накладные и т. п.
В то же время, если взять повседневную жизнь, то ЭЦП использует небольшая когорта людей. В ближайшем будущем, как свидетельствует опыт иностранных стран, все может кардинально измениться. Поэтому, чтобы и Украина шла в ногу с современными тенденциями, Кабмин комментируемым постановлением утвердил порядок внесения средств ЭЦП в бесконтактный электронный носитель, содержащийся в паспорте гражданина Украины. Речь идет о биометрическом паспорте (далее — ID-паспорт). Правительство фактически создало почву для использования ID-паспорта как носителя ЭЦП. Указанные услуги будет предоставлять аккредитованный центр сертификации ключей МВД.
Это даст возможность владельцу ID-паспорта подписывать личные электронные документы. Что же касается использования ID-паспорта для подписи документов от имени субъекта хозяйствования, то для таких целей его использовать вряд ли удастся. Ведь для подписания, например, налоговой отчетности используют ЭЦП должностных лиц (директора и бухгалтера), а не физического лица — гражданина.
Комментируемое постановление вступает в силу через месяц со дня опубликования.