Темы статей
Выбрать темы

Корректировка финотчетности на индекс инфляции

Карпова Влада
Подскажите, нужно ли корректировать финотчетность за 2015 год на индекс инфляции в соответствии с требованиями П(С)БУ 22 «Влияние инфляции»?

Спешим вас успокоить: такую корректировку пока делать не нужно. Так, согласно п. 4 П(С)БУ 22 показатели годовой финочетности предприятия подлежат корректировке на инфляционную составляющую при условии достижения значения кумулятивного прироста инфляции 90 и более процентов.

Кумулятивный прирост инфляции определяют как произведение индексов инфляции за период, который состоит из трех последних лет, включая отчетный ( п. 3 П(С)БУ 22). Индексом инфляции считают индекс инфляции, обнародованный центральным органом исполнительной власти в сфере статистики.

В то же время это определение нуждается в пояснениях. Под индексами инфляции, очевидно, подразумеваются индексы потребительских цен, которые Госслужба статистики Украины публикует в процентах*. Однако если перемножить «процентные» индексы, получатся неадекватные результаты. Исходя из этого следует использовать коэффициенты, т. е. разделить «статистические» индексы на 100.

* http://www.ukrstat.gov.ua/.

Кроме того, если перемножить индексы, то получим не прирост (увеличение) инфляции, а ее значение за несколько лет. Для определения прироста инфляции нужно получившееся значение коэффициента опять перевести в проценты и отнять от этого показателя 100 %.

И, наконец, самое интересное — Госслужба статистики Украины публикует несколько индексов потребительских цен, среди которых можно выделить такие:

1) к предыдущему месяцу;

2) к соответствующему периоду предыдущего года;

3) к декабрю предыдущего года.

Какой из этих индексов следует использовать, официальные органы не разъяснили. По нашему мнению, при расчете кумулятивного прироста инфляции нужно применять третий индекс. А именно: индекс инфляции к декабрю предыдущего года, поскольку данный показатель выражает годовой индекс инфляции. Именно этот индекс приводят официальные органы как индекс инфляции (см., к примеру, «Урядовий кур’єр», 2016, № 4, с. 3, письмо Госслужбы статистики от 11.01.16 г. № 11.1-5/6-16).

В этом случае расчет кумулятивного прироста инфляции (Инфлприр) можно выразить в формульном виде так:

Инфлприр = (І1 : 100 х І2 : 100 х І3 : 100) х 100 - 100,

где І индекс инфляции за первый год из расчетного периода (три года, включая отчетный);

І индекс инфляции за второй год расчетного периода;

І индекс инфляции за отчетный год.

Тогда для составления финотчетности за 2015 год кумулятивный прирост инфляции можно рассчитать так:

Инфлприр = (100,5 : 100 х 124,9 : 100 х 143,3 : 100) х 100 - 100 = 79,88 %.

Внимание: кумулятивный прирост инфляции еще не превысил «пороговое» значение (90 %), поэтому корректировать финотчетность за 2015 год на инфляционную составляющую не нужно.

Если инфляция будет продолжать расти теми же темпами, то вполне возможно, что такую корректировку в скором будущем придется делать.

Между тем такая обязанность возложена только на тех юрлиц, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность ( п. 2 П(С)БУ 22). То есть корректировку на инфляционную составляющую делают ( ч. 4 ст. 14 Закона о бухучете):

• публичные акционерные общества;

• предприятия — эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью;

• профессиональные участники фондового рынка, банки, страховщики и другие финансовые учреждения.

Остальным предприятиям по поводу корректировки финотчетности на индекс инфляции можно не беспокоиться, даже если кумулятивный прирост инфляции достигнет 90 %.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше