Комментируемым Законом временно (до 31.12.18 г.) введены льготные ставки акцизного налога при приобретении подержанных легковых автомобилей и других моторных транспортных средств, предназначенных главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
Размеры ставок в зависимости от типа двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и объема цилиндров подержанных авто следующие:
Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Ставка налога в евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя |
ДВС с искровым зажиганием и с кривошипно-шатунным механизмом, объемом цилиндров: | ||
8703 21 90 | не более 1000 куб. см. | 0,102 |
8703 22 90 | свыше 1000 куб. см, но не более 1500 куб. см | 0,063 |
8703 23 90 11 8703 23 90 13 | свыше 1500 куб. см, но не более 2200 куб. см | 0,267 |
8703 23 90 31 8703 23 90 33 | свыше 2200 куб. см, но не более 3000 куб. см | 0,276 |
8703 24 90 | свыше 3000 куб. см | 2,209 |
ДВС с зажиганием от сжатия (дизелем или полудизелем), объемом цилиндров: | ||
8703 31 90 | не более 1500 куб. см | 0,103 |
8703 32 90 | свыше 1500 куб. см, но не более 2500 куб. см | 0,327 |
8703 33 90 | свыше 2500 куб. см | 2,209 |
Закон имеет четко выраженную импортную ориентацию, свидетельством тому являются ограничительные условия. Льготные ставки не могут применяться, если такие легковушки:
1) имеют происхождение из страны, признанной государством-оккупантом согласно закону Украины и/или признанной государством-агрессором по отношению к Украине;
2) ввозятся с территории такого государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины, определенной таковой согласно закону Украины;
3) произведены до 1 января 2010 года;
4) ввозятся на таможенную территорию Украины лицом для собственного использования или в пользу других лиц по договорам купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, поручения, поручительства, другим хозяйственным и гражданско-правовым договорам или по решению суда в количестве свыше 1 автомобиля в течение календарного года.
Итак, выводы очевидны. Никаких ВАЗов, ГАЗов, «Москвичей». Да и других марок легковушек и государств-производителей, если автомобили ввозятся с «запрещенных» территорий. Льготные ставки распространяются на легковушки не старше 6 лет (при ввозе в текущем году), а на конец льготного периода — 8 лет.
Норма «льготного» ввоза — одно авто в год. В случае отчуждения авто в течение 365 дней со дня его регистрации как транспортного средства, плательщик обязан уплатить акцизный налог по ставкам, установленным ст. 215 НКУ. То есть в общем порядке, а такие ставки в десятки раз выше. Для наглядности и сравнения приведем (в такой же последовательности) ставки для авто, использовавшихся свыше 5 лет: 1,438; 1,761; 2,441; 4,985; 4,985; 1,761; 2,441; 4,715. Механизм контроля предписано разработать Кабмину в месячный срок.
Правду говоря, льготные ставки вызывают двоякое ощущение. С одной стороны, хорошо, что они будут способствовать пополнению рядов автомобилистов. А с другой — за государство обидно. Выходит, что не первой свежести иномарки у нас котируются наряду с новыми отечественными. Ведь констатируем: льготные ставки на подержанные импортные авто совпадают с акцизными ставками на новые машины. К тому же лично приобрести авто за рубежом имеет возможность далеко не каждый.
Закон вступит в силу с 01.08.16 г.