В данном письме налоговики обратили внимание на продажу товаров через рекламные интернет-страницы, что, по сути, является популярной нынче интернет-торговлей. И, нужно сказать, ГФСУ сделала полезные выводы.
Во-первых, если потребитель по сети Интернет заказал товар и расчет за него произвел с применением платежных систем Portmone, Liqpay и других, субъект хозяйствования обязан выдать расчетный документ установленной формы (чек РРО) и соответствующим образом оформленный гарантийный талон.
Уточним. В данном случае идет речь о расчетах через указанные платежные системы с использованием платежной карты. Ведь именно в таком случае можно говорить о расчетной операции в понимании Закона об РРО и обязанности применять РРО. Если же расчеты проводятся с использованием электронных денег (которые не относятся ни к наличным, ни к безналичным расчетам), то РРО не нужен.
Во-вторых, в чеке указываются обязательные реквизиты, в том числе наименование и код субъекта хозяйствования, адрес магазина, который осуществил реализацию, и тому подобное, что дает возможность определить, с кем произведены расчеты за товары (услуги), и при необходимости обратиться для обмена некачественного товара.
Обязанность выдать чек РРО и его реквизиты, это, конечно, хорошо. Но как же передать покупателю этот чек? Вариантов немного: если возможен личный контакт с покупателем, то чек можно передать при встрече и передаче товара, а если товар доставляется почтой или курьером, то чек нужно вложить в упаковку вместе с товаром.
И еще одно замечание. ГФСУ в письме от 30.03.15 г. № 6556/6/99-99-22-07-03-15 // «БН», 2015, № 16, с. 8 отметила: если у вас нет личного контакта с покупателем (например, продали нематериальные товары или услуги, которые покупатель скачал с сайта), но платеж пришел через ваш сайт (эквайринг), чек РРО сформировать надо бы. Но не обязательно его передавать покупателю — достаточно электронного документа о приеме платежа.
В-третьих, субъекты хозяйствования, которые используют рекламные интернет-страницы для продажи товаров, работ (услуг), регистрируют РРО на общих основаниях по адресу размещения таких магазинов, а в случае доставки собственной курьерской службой могут зарегистрировать РРО на транспортное средство, которым осуществляется доставка. Заметим, что не запрещено регистрировать РРО и по адресу размещения интернет-магазина.
Но в любом случае курьеру следует использовать портативный РРО из числа тех, которые разрешены к применению Государственным реестром регистраторов расчетных операций.
Здесь же заметим еще один важный «курьерский» момент. Могут быть разные варианты оформления чека в зависимости от того, оплатил покупатель товар сразу на полную сумму или частично, либо же оплачивает при получении:
• 100 % предоплата — продавец выбивает чек на всю сумму и вкладывает в упаковку товара, а курьер передает товар и чек;
• частичная предоплата, остаток — наличными курьеру — продавец выбивает чек РРО на то количество товара, которое соответствует сумме аванса (если товар неделимый, в графе «Количество» указывается дробь — соотношение аванса и полной стоимости товара). Этот чек вкладываем в упаковку. Курьера нужно снабдить переносным мини-РРО, чтобы он мог выбить чек на оставшуюся сумму покупки (оставшееся количество товара);
• вся оплата наличными курьеру при получении — курьера нужно снабдить переносным мини-РРО, чтобы он мог выбить чек на сумму покупки.
Все это в свое время подтвердили налоговики в письме ГФСУ от 01.10.15 г. № 20887/6/99-99-22-07-03-15.
Важно помнить об освобождении от РРО, которым умело пользуются современные интернет-торговцы. Да, речь идет о случае, когда товар, заказанный в интернет-магазине, выдает ФЛП — плательщик единого налога группы 2 или 3. А они вправе сейчас работать без РРО, только если не превысили миллионный объем дохода за календарный год.