Темы статей
Выбрать темы

Сроки хранения документов

Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
В процессе деятельности любого предприятия создается и обрабатывается огромное количество различных документов. При этом законодательство требует от каждого предприятия независимо от формы собственности обеспечивать сохранность документов в течение определенного периода времени. В сегодняшней «Шпаргалке бухгалтера» мы напомним сроки хранения основных бухгалтерских документов.

Основным нормативно-правовым актом при определении сроков хранения документов, их отборе на постоянное или длительное (свыше 10 лет) хранение либо для уничтожения с 01.01.13 г. является Перечень типовых документов, создаваемых во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Минюста от 12.04.12 г. № 578/5 (далее — Перечень № 578).

Перечень № 578 предназначен для использования всеми предприятиями независимо от уровня и масштаба деятельности, а также формы собственности. Для физических лиц — предпринимателей положения Перечня № 578 носят рекомендательный характер (п. 1.4 Перечня № 578).

Рассмотрим основные правила исчисления сроков хранения документов, установленные Перечнем № 578.

Все сроки хранения дифференцированы по двум группам организаций:

• организации, в деятельности которых создаются документы, подлежащие включению в Национальный архивный фонд* (далее — НАФ). Сроки хранения документов для них приведены в графе 3 Перечня № 578 (п. 2.4);

* Национальный архивный фонд — совокупность архивных документов, которые отражают историю духовной и материальной жизни украинского народа и других народов, имеют культурную ценность и являются достоянием украинской нации ( ст. 1 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 24.12.93 г. № 3814-XII, далее — Закон № 3814).

• организации, в деятельности которых не создаются документы НАФ (именно в эту категорию попадает большинство коммерческих предприятий). Сроки хранения документов этих организаций приведены в графе 4 Перечня № 578 (п. 2.5).

Основные правила определения сроков хранения документов приведем в табл. 1.

Таблица 1. Основные правила определения сроков хранения документов

Срок хранения документов

Пояснение

Постоянно

Документы с таким сроком хранения относятся к НАФ и подлежат постоянному хранению

До ликвидации организации

Такие документы бессрочно хранятся на предприятии, а в случае его ликвидации подлежат повторной экспертизе ценности, по результатам которой те из них, которые затрагивают права граждан, передаются по описям дел в местные архивные учреждения, созданные органами власти АР Крым, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления для хранения архивных документов, не относящихся к НАФ. Если такие местные архивные учреждения на соответствующей территории не созданы, указанные документы передаются в государственные архивные учреждения, архивные отделы горсоветов

Пока не исчезнет необходимость

Срок хранения этих документов предприятие определяет самостоятельно, но он не может быть меньше одного года

ЭПК

Отметка «ЭПК», которая предусмотрена Перечнем № 578 рядом со сроком хранения некоторых видов документов, означает, что решение о внесении их в НАФ или уничтожении таких документов для организаций — источников формирования НАФ принимают экспертно-проверочные комиссии (далее — ЭПК) государственного архива

Точка отсчета:

• после окончания срока действия договора;

• после утверждения;

• после замены новыми;

• после снятия изделий с производства;

• после введения объекта в эксплуатацию

Примечания, приведенные в графе 5 Перечня № 578, комментируют и уточняют сроки хранения документов. Такие оговорки означают, что сроки хранения документов, перечисленные в графах 3 и 4 Перечня № 578, начинают отсчитываться с указанного момента

Согласно п. 2.10 Перечня № 578 исчисление сроков хранения документов проводится с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2015 году, началось с 1 января 2016 года.

Внимание! Сроки хранения документов, определенные Перечнем № 578, являются минимальными, их нельзя сокращать ( п. 1.7 Перечня № 578), однако они могут быть продлены, если потребность в этом обусловлена специфическими особенностями работы конкретной организации.

В самом общем виде все документы, образующиеся в деятельности предприятий, в зависимости от сроков их хранения можно разделить на такие группы:

1) документы постоянного хранения. К таким документам, в частности, относятся документы НАФ;

2) документы с установленным сроком хранения, после истечения которого они могут быть уничтожены. Документы этой группы, в свою очередь, делятся на:

а) документы длительного (свыше 10 лет) хранения, в частности, документы по личному составу;

б) документы временного (до 10 лет включительно) хранения.

Учтите! Сроки хранения типовых документов на электронных носителях соответствуют срокам хранения аналогичных документов на бумажных носителях.

Документы «старше» трех лет, не проверенные контролерами

Условием уничтожения некоторых документов является не только истечение установленного срока их хранения, но и окончание проверки налоговыми органами. Это касается документов (в основном бухгалтерской документации), в примечании к сроку хранения которых (графа 5) указано: «При условии окончания проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а для органов исполнительной власти, государственных фондов, бюджетных организаций, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, предприятий и организаций, которые получали средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов либо использовали государственное или коммунальное имущество, — ревизии, проведенной органами государственного финансового контроля по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности. В случае возникновения споров (разногласий), возбуждения уголовных дел, открытия судами производства по делам — хранятся до принятия окончательного решения».

В связи с этим нередко возникает вопрос: можно ли уничтожить документы, срок хранения которых истек, если за время их хранения налоговых проверок на предприятии не было?

Обращаем внимание: на наш взгляд, предусмотренная Перечнем № 578 оговорка о необходимости хранения отдельных категорий документов в течение определенного периода, но при обязательном условии завершения проверки налогового органа, должна толковаться в свете требований пп. 44.3 и 44.4 НКУ.

Напомним, что в соответствии с указанными нормами налогоплательщики обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухучета, финотчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока подачи такой отчетности ( п. 44.3 НКУ). Если такие документы связаны с предметом проверки, которая уже началась, либо проведением процедуры административного обжалования, принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее 1095 дней.

Другими словами, если на момент окончания срока хранения документов проверка не начата и прошло 1095 дней после подачи налоговой отчетности за период, к которому относятся эти документы, то их можно уничтожить. Если же истечение срока хранения документов приходится на период проведения проверки предприятия, для уничтожения документов придется дождаться ее окончания, как того и требует п. 44.4 НКУ. Также не нужно спешить с уничтожением документов, если проверка проведена, но начата процедура обжалования ее результатов. В таком случае нужно дождаться окончательного решения по жалобе.

Заметим. В  п. 102.1 НКУ установлен удлиненный срок проведения проверок контролируемых операций ( ст. 39 НКУ) — 2555 дней вместо 1095. Однако специальных сроков хранения документов по таким операциям не установлено. То есть, к сожалению, законодатель не согласовал право контролеров проверять контролируемые операции в течение 2555 дней (7 лет) с обязанностью налогоплательщика хранить документы 1095 дней.

В обратной ситуации, когда проверка проведена, но предусмотренные сроки хранения документов еще не истекли, передавать документы для уничтожения нельзя. Более того, если до момента окончания сроков хранения документов будет снова проведена налоговая проверка, налогоплательщик не может отказать проверяющим в доступе к документам на том основании, что они уже становились предметом проверки.

Однако вынуждены предупредить: налоговики исходят из куда более строгого прочтения указанной нормы. По их мнению, в случае, когда проверка не проводилась более 1095 дней, плательщики обязаны обеспечить дальнейшее хранение непроверенных документов и сдать их в архив (см. письмо ГНСУ от 18.05.12 г. № 13920/Ж/17-1216).

Также против уничтожения документов до проведения проверки налоговыми органами и Государственная архивная служба Украины (см. письмо от 30.10.12 г. № 01.2/3388).

Кроме того, следует помнить о том, что сроки хранения некоторых документов превышают 3 года (см. табл. 2). К примеру, документы о применении РРО, документы о выплате доходов физлицам и удержании с них налогов, документы о недостаче продукции (сырья и материалов), договоры о перевозке грузов, аренде транспортных средств нужно хранить не менее 5 лет. А расчетно-платежные ведомости (личные счета) работников, личные дела работников — не менее 75 лет. Уничтожать такие документы до истечения установленного срока их хранения нельзя даже в том случае, если они уже были проверены контролерами.

Несоблюдение правил и сроков хранения документов может повлечь за собой штрафные санкции.

Сроки хранения основных документов в организациях, в деятельности которых не создаются документы НАФ, приведем в табл. 2.

Таблица 2. Сроки хранения документов

Вид документов

Срок хранения

Примечание

Постановления, решения, протоколы, стенограммы заседаний коллегиальных органов (правлений, дирекций, советов директоров и т. п.) и контрольных органов (наблюдательного совета, опекунского совета, ревизионной комиссии) предприятия

До ликвидации

организации

Протоколы, стенограммы общих собраний, съездов, конференций высшего органа (трудового коллектива, участников, учредителей, акционеров, пайщиков) предприятия по месту проведения

Уставы, положения (типовые) организации и изменения к ним по месту разработки и утверждения

Учредительные документы (учредительный акт, учредительный договор (устав), положение) и изменения к ним; список учредителей (участников); выписка из Единого госреестра и т. п.

Свидетельства о госрегистрации организации

Документы (решения, протоколы, акты, балансы, заключения, отчеты, уведомления, выписки из госреестра, заявления, справки, докладные записки и т. п.) о создании организации, ее реорганизации, ликвидации (банкротстве), переименовании, передаче из одной отрасли в другую, переводе в другую местность

Контракты о правах и обязанностях с руководителем организации

Лицензии

Документы (свидетельства, акты, договоры) на право собственности на землю, сооружения, имущество; на право владения, пользования, распоряжения имуществом; на право регистрации и перерегистрации фирменных названий, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.

Финансовая отчетность и примечания к ней:

а) сводные годовые

До ликвидации

организации

б) годовые

в) квартальные

3 года

При отсутствии годовых — до ликвидации организации

г) месячные

1 год

При отсутствии годовых, квартальных — до ликвидации организации

Документы (протоколы, акты, отчеты, ведомости переоценки и определения изношенности основных средств) о переоценке основных фондов, нематериальных активов, незавершенного строительства

До ликвидации организации

Коллективные договоры, изменения и дополнения к ним (по месту составления)

Договоры о купле-продаже земельных участков, зданий и документы (проектно-изыскательские заключения, справки, перечни, разрешения на строительство и т. п.) к ним

До ликвидации организации

Охранные документы (свидетельства, патенты) на объекты права интеллектуальной собственности

Договоры о передаче прав на объекты права интеллектуальной собственности

Штатные расписания и перечни изменений к ним по месту составления и утверждения

75 лет

Положения о структурных подразделениях организации; об отделениях, филиалах и представительствах; о коллегиальных исполнительных (коллегия, дирекция, правление, совет директоров, совет арендаторов) и совещательных органах

Должностные и рабочие инструкции работников, работающих на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда

Расчетно-платежные ведомости (лицевые счета) работников, аспирантов, студентов

Списки работающих на производстве с вредными условиями труда

Табели, наряды работников, задействованных на работах с вредными условиями труда

Списки (штатно-учетный состав) работников организации

Журналы, картотеки учета приема, перемещения, увольнения работников (в том числе временных)

Документы (протоколы о намерениях, договоры, соглашения, планы, отчеты, акты, справки, рекомендации) по установлению производственных, научных, культурных связей между организациями

10 лет

Документы о зарубежных, научных командировках в пределах Украины

Об участии в ликвидации последствий техногенных катастроф и аварий — 75 лет

Документы (протоколы, акты, оценочные заключения, описи, определения судов, исполнительные листы) об отчуждении имущества из-за неуплаты налогов и сборов (обязательных платежей)

Аналитические документы (таблицы, доклады, докладные записки и т. п.) к годовым отчетам и балансам

Документы (протоколы, представления, анкеты, акты) об установлении персональных окладов, надбавок, доплат

При отсутствии приказов об установлении и изменении окладов — 75 лет

Контракты о правах и обязанностях с членами коллегиальных и других органов организации

5 лет

По окончании срока действия договора

Должностные и рабочие инструкции работников организации

После замены новыми

Доверенности на осуществление отдельных видов деятельности, выданные филиалам, представительствам организации

По окончании действия доверенности

Сведения об участии организации в качестве учредителя в других организациях

После отмены участия

Договоры кредитные, поручительства, залога, гарантии, перевода долга

По окончании срока действия договора или погашения кредита.

При условии завершения проверки налоговыми органами

Документы (расчеты, справки, таблицы, письма) о налогах и сборах (обязательных платежах), об отчислениях в бюджеты с прибылей

Документы (решения, уведомления, справки, отчеты, заявления, письма) о списании, реструктуризации, рассрочке задолженности по страховым взносам, ЕСВ и другим платежам

Годовые отчеты ФЛП-ЕН

При условии завершения проверки налоговыми органами.

Квартальные отчеты — 3 года

Документы (отчеты, расчеты, перерасчеты, расчетные книжки) о применении РРО

5 лет

Документы (справки, отчеты, расчеты) о суммах выплаченных доходов и удержанных с них налогов и сборов (обязательных платежей) в пользу физлиц юрлицами и ФЛП

Документы (протоколы, постановления об административных правонарушениях, квитанции об уплате штрафов, письма) об административных правонарушениях налогового законодательства и законодательства о сборе и учете ЕСВ (страховых взносов)

После наложения админвзыскания

Декларации, отражающие отчетность всех плательщиков налогов, и документы (расчеты, отчеты, ведомости, заявления, заявки, справки, карточки, письма, перерасчеты, платежные документы, вызовы) к ним

Налоговое уведомление

Документы (расчеты, заявления, решения, списки, ведомости, письма) об освобождении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), предоставлении льгот, кредитов, отсрочек от уплаты, рассрочки на уплату либо отказе в их предоставлении

Отчеты об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Документы (заявления, решения, справки, письма) об оплате отпусков в связи с обучением, получении льгот по налогам и т. п.

Документы (планы, отчеты, протоколы, акты, справки, докладные записки) документальных ревизий, проверок и аудита финансово-хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионной работы, в том числе проверок кассы, правильности взимания налогов и т. п.

Документы (справки, акты, обязательства, письма) по растратам, недостачам, хищениям

Документы (акты, ведомости) о переоценке товарно-материальных запасов, незавершенного производства

Книги, журналы, карточки учета договоров, соглашений кредитных, поручительства, залога, гарантии, перевода долга

По окончании срока действия последнего договора, соглашения.

При условии завершения проверки налоговыми органами

Документы (отчеты, ведомости, списки, справки) о наличии вакантных должностей, высвобождении работников, приеме работников

5 лет

Документы (заявления, обоснования, разрешения, справки) о трудоустройстве иностранных граждан

Документы (акты, предупреждения, письма) по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения

Документы (отчеты, справки, заключения, докладные записки) о переводе работников на сокращенный рабочий день или неполную рабочую неделю

В случае тяжелых, вредных, опасных условий труда — 75 лет

Документы (расчеты, таблицы, справки, докладные записки, предложения) о пересмотре и применении норм выработки, расценок, тарифных сеток и ставок, совершенствовании разных форм оплаты труда

Расчеты, ведомости о создании системы аккордной оплаты труда

Документы (докладные записки, справки, доклады, отчеты, акты) об условиях труда женщин и несовершеннолетних на производстве

Переписка об оформлении командировок за границу

По возвращении

из-за границы

Документы (доклады, докладные записки, справки, ведомости, заявления, планы, списки) о подготовке кадров новых профессий, специальностей, квалификаций, повышении квалификации и переподготовке кадров

Договоры об обучении

По окончании срока действия договора

Договоры, соглашения, контракты о поставке/сбыте, купле-продаже продукции и протоколы расхождений по ним

5 лет

По окончании срока действия договора, соглашения, контракта

Спецификации, сертификаты на отгрузку и отправку продукции, материалов (сырья), оборудования

Импортного оборудования — до окончания эксплуатации

Документы (акты, ведомости, справки, письма) о недостаче, растрате продукции, материалов (сырья)

Договоры об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств

По окончании срока действия договора.

В случае наступления страхового случая относительно причинения ущерба жизни и здоровью — 75 лет.

В случае наступления страхового случая относительно причинения ущерба имуществу — 10 лет

Договоры о перевозке грузов, аренде транспортных средств

По окончании срока действия договора

Документы о командировках в пределах Украины

3 года

Об участии в ликвидации последствий техногенных катастроф и аварий — 75 лет

Переписка претензионная о поставках, подрядах и услугах

По экспорту и импорту — 10 лет

Документы (заявки, акты, свидетельства, справки, ведомости, отчеты) о покупке (продаже) иностранной валюты

При условии завершения проверки налоговыми органами.

Документы, содержащие информацию о финансовых операциях, подлежащих финмониторингу, — 5 лет

Переписка с органами ГНС о нарушениях при взимании налогов и сборов (обязательных платежей) и обжаловании действий администрации

После принятия решения

Ведомости на выплату денег

При отсутствии расчетно-платежных ведомостей (лицевых счетов) — 75 лет

Доверенности (в том числе аннулированные) на получение денежных сумм и ТМЦ; на получение зарплаты и других выплат

При условии завершения проверки налоговыми органами

Документы (копии отчетов, извлечения из протоколов, заключения, заявления, справки, списки работников) о выплате пособий, пенсий, оплате больничных листов из фонда соцстрахования

Расчетные ведомости уплаты взносов в разные фонды

При условии завершения проверки налоговыми органами

Документы (акты, ведомости, письма) о взаиморасчетах между организациями

Протоколы взаимозачетов

При условии завершения проверки налоговыми органами

Договоры, соглашения (аудиторские, хозяйственные, операционные и т. п.)

По окончании срока действия договора, соглашения.

При условии завершения проверки налоговыми органами

Договоры о полной материальной ответственности

3 года

После увольнения материально ответственного лица

Документы (акты, процентовки, справки, счета) о приеме выполненных работ

При условии завершения проверки налоговыми органами

Первичные документы и приложения к ним, фиксирующие факт выполнения хозяйственных операций и ставшие основанием для записей в регистрах бухучета и налоговых документах (кассовые, банковские документы, ордера, уведомления банков и переводные требования, выписки банков, корешки квитанций, банковских чековых книжек, наряды на работу, акты о приеме, сдаче и списании имущества и материалов, квитанции и накладные по учету ТМЦ, счета-фактуры, авансовые отчеты и т. п.)

Налоговые накладные

Гарантийные письма

Документы (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, акты инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости) об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, денежных средств, материальных ценностей и т. п.

При условии завершения проверки налоговыми органами

Учетные регистры (главная книга, журналы, мемориальные ордера, оборотные ведомости, инвентарные карточки, разработочные таблицы и т. п.)

Книги, журналы, карточки учета:

— договоров аудиторских, хозяйственных, операционных и т. п.

По окончании срока действия последнего договора, соглашения.

При условии завершения проверки налоговыми органами

— кассовых документов (счетов, кассовых ордеров, доверенностей, платежных документов, накладных и т. п.)

При условии завершения проверки налоговыми органами

Документы (докладные записки, справки, проекты, предложения, отчеты) о состоянии и совершенствовании действующих систем оплаты труда, материального и морального стимулирования и контроля за их применением

Списки рабочих профессий по разрядам и системам оплаты труда

Документы (расчеты, справки, списки, письма) об установлении и применении систем премирования

Документы (предписания, акты, заключения, докладные записки, письма) об обеспечении работников специальной одеждой и обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием

Документы (отчеты, акты, ведомости) об учете трудовых книжек и вкладышей к ним

Переписка об оформлении командировок в пределах Украины

3 года

Документы (заявления, планы, справки, списки, письма) о предоставлении, приобретении, учете, распределении и реализации путевок в санаторно-курортные заведения

Больничные листы, корешки больничных листов

Документы (декларации, лицензии, разрешения, спецификации и другие товаросопроводительные документы) таможенного оформления грузов, продукции, имущества, валюты

При условии завершения проверки налоговыми органами

Акты приема продукции и материалов (сырья), поступивших на склады

Документы (карточки, кладовые и амбарные книги, описи, приходные и расходные накладные, ордера, лимитно-заборные карты, счета, требования, распоряжения) по учету прибыли, расходов, наличия, остатков материалов (сырья), продукции и оборудования на складах, базах

Документы (акты, сличительные ведомости, описи, книги регистрации) о проведении инвентаризации имущества

Документы (договоры, соглашения, акты) о приеме и сдаче зданий, помещений в аренду

По окончании срока действия договора

Путевые листы и наряды на машины

3 года

При условии завершения проверки налоговыми органами

Документы (заправочные листы, лимиты, заявки, ведомости, оперативные отчеты, письма) о расходовании бензина, ГСМ, запасных частей

Журналы (книги) учета путевых листов

Табели учета использования рабочего времени

1 год

Списки (ведомости), карточки учета на выдачу специальной одежды, обуви, лечебно-профилактического питания

Документы (графики, заявления, ведомости) о предоставлении и использовании ежегодных, творческих, социальных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы

Заявления о предоставлении дополнительных отпусков в связи с обучением

По окончании учебного заведения

Документы (акты, ведомости, сертификаты, журналы, письма) о наличии, движении, возврате, списании и использовании тары

Документы (квитанции, корешки квитанций, заявки, письма) о проведении подписки на периодические и непериодические издания

Ответственность

Административную ответственность за нарушение законодательства о НАФ и архивных учреждениях предусматривает ст. 921 КоАП.

Кроме того, нарушение сроков хранения бухгалтерских документов влечет админответственность по  ст. 1642 КоАП, так как является нарушением установленного порядка ведения бухучета (см. письмо ГлавКРУ от 16.12.02 г. № 02-18/724).

Нарушение требований к хранению документов может также квалифицироваться контролерами как нарушение порядка ведения налогового учета ( ст. 1631 КоАП).

За необеспечение надлежащего состояния первичного учета, которое может, в частности, найти проявление в необеспечении сохранности документов, на основании которых он ведется, закреплена ответственность в  ст. 1863 КоАП.

В некоторых случаях нарушение требований по хранению документов влечет за собой привлечение виновных лиц даже к уголовной ответственности.

Виды нарушений и предусмотренные за них меры ответственности приведем в табл. 3.

Таблица 3. Ответственность за нарушения в сфере хранения документов

Вид нарушения

Ответственность

Нормативно-правовой акт

Административная ответственность

1. Отсутствие бухучета или ведение его с нарушением установленного порядка

Штраф от 136 до 255 грн. (за повторное нарушение в течение года — штраф от 170 до 340 грн.)

Ст. 1642 КоАП

2. Отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета

Штраф от 85 до 170 грн. (за повторное нарушение в течение года — штраф от 170 до 255 грн.)

Ст. 1631 КоАП

3. Необеспечение надлежащего состояния первичного учета

Штраф от 170 до 255 грн. (за повторное нарушение в течение года — штраф от 255 до 425 грн.)

Ст. 1863 КоАП

Уголовная ответственность

4. Умышленное уничтожение, повреждение либо сокрытие официальных документов, а также совершение этих же действий в отношении частных документов, находящихся на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, совершенное по корыстным мотивам либо в других личных интересах

Штраф до 850 грн. либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 357 УКУ

5. Действия, указанные в п. 4 данной таблицы, если они повлекли нарушения в работе предприятия, учреждения или организации либо были совершены в отношении особо важных документов

Штраф до 1190 грн. или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на такой же срок

Ч. 2 ст. 357 УКУ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше