Комментируемым приказом утверждены новые типовые формы по учету и списанию основных средств (далее — ОС) субъектами государственного сектора и Порядок их составления. Этот Порядок применяется при оформлении типовых форм по учету и списанию ОС распорядителями бюджетных средств, службой Госказначейства и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования (далее — субъекты госсектора).
Однако Минфин говорит о возможности применения новых форм юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Напомним, что на сегодняшний день действует приказ Минстата от 29.12.95 г. № 352, которым утверждены и с 01.01.96 г. введены в действие типовые формы первичной учетной документации по учету ОС. Выходит, что теперь есть основания говорить об альтернативе выбора: можно продолжать применять «минстатовские» формы, а можно перейти на «минфиновские».
Обращаем внимание, что параллельно остается действующим и приказ Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70, которым ранее были утверждены и с 01.01.98 г. введены в действие типовые формы по учету и списанию ОС, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкция по их составлению. При таких условиях выходит, что у субъектов госсектора появляется альтернатива выбора применения той или иной формы. Впрочем, не исключаем, что это только временное явление, возможно, в скором времени следует ожидать отмены «старых» приказов. Как говорят: поживем — увидим.
Итак, первые впечатления от «долгорождавшихся» Минфином форм учета ОС по сравнению с введенными ранее. Даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы сказать: «минфиновские» формы по большей части похожи на формы «казначейско-статистического» издания. Из отличий отметим, в частности, следующие.
(1) Количество форм увеличилось до 15.
(2) Введена отдельная форма Акта введения в эксплуатацию основных средств, применяемая для оформления хозяйственных операций по зачислению объектов незавершенных капитальных инвестиций в состав ОС, которые приобретены, созданы (изготовлены), а также для введения в эксплуатацию безвозмездно полученных ОС.
(3) В то же время видоизменена форма Акта приема-передачи основных средств, в частности, количество граф уменьшено с 12 до 10. Этот Акт применяется для оформления операций по бесплатному получению и передаче объектов ОС, кроме бесплатной передачи объектов ОС, являющихся объектами права государственной и коммунальной собственности.
(4) Предусмотрены отдельные формы актов для передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС и приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС. До этого использовалась одна форма Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.
(5) Операции по списанию группы ОС должны оформляться также по отдельному Акту.
(6) Акт списания ОС, кроме уменьшения количества граф, получил и дополнительное назначение. Он применяется для оформления операций по выбытию объектов ОС (кроме транспортных средств, изъятой из библиотеки литературы) не только в случае полной ликвидации, но и при выбытии части объекта ОС при частичной ликвидации.
(7) Форм «Опис інвентарних карток з обліку основних засобів» и «Інвентарний список основних засобів» Минфин не устанавливает. При необходимости вести их можно в произвольной форме.
(8) Определенным аналогом Ведомости начисления износа на ОС являются две новые формы: Расчет амортизации ОС (кроме прочих НМА) и Расчет амортизации прочих НМА.
Комментируемый приказ действует со дня опубликования.