Темы статей
Выбрать темы

«Каждый раз под Новый год...», или Проект налоговой реформы — 2017

Дарья КРАВЧЕНКО, налоговый эксперт
Становится уже доброй традицией каждый календарный год начинать с налоговой реформы. Вот и в этот раз Кабмин внес в парламент на рассмотрение долгожданный законопроект от 07.11.16 г. № 5368, о котором уже давно говорили. Судя по всему, основное назначение данного документа заключается в том, чтобы максимально сгладить все неточности и нестыковки, имеющиеся в НКУ. Но есть и другие более интересные нововведения. Что ж, давайте с ними ознакомимся.

Администрирование

Тут изменений масса. Итак, согласно законопроекту № 5368 планируется:

1. Передать функцию по администрированию всех баз данных Минфину.

2. Обеспечить полноценное функционирование электронного кабинета налогоплательщика.

3. Изменить критерии крупных налогоплательщиков. Так, налогоплательщик будет считаться крупным, если:

• общая сумма платежей, уплаченных им в госбюджет за 12 последовательных календарных месяцев, превысит 20 млн грн.;

• или общий объем операций по поставке товаров/услуг всех видов деятельности за такой же период превысит 1 млрд грн.

4. Создать единую базу ИНК на сайте ГФСУ. При этом все ИНК, выписанные в письменном виде, будут проходить проверку ГФСУ.

5. Установить приоритет обобщающих налоговых разъяснений над ИНК. Причем право на выдачу таких консультаций будет принадлежать исключительно Минфину.

6. Передать функции по проведению проверок (документальных и фактических) областным органам ГФСУ. За местными ГНИ останется только предоставление административных услуг.

7. Установить вместо 120 % учетной ставки НБУ 100 % для пени, начисляемой в результате самостоятельного исправления ошибок. Причем такая пеня будет начисляться по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.

8. Ликвидировать налоговую милицию.

9. Установить штрафы за неподачу / несвоевременную подачу не только налоговой, но и другой отчетности, обязанность представления которой предусмотрена НКУ.

Трансфертное ценообразование

Тут изменений меньше, но несущественными их назвать трудно. Посудите сами, ведь Кабмин предлагает:

1. Изменить критерии признания сделок контролируемыми. Так, хозоперации будут признаваться контролируемыми, если одновременно выполняются условия:

• годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухучета, превышает 150 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий отчетный год;

• объем таких хозопераций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухучета, превышает 10 млн грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий отчетный год.

2. Признать контролируемыми все хозоперации с нерезидентами, которые не платят ННП (корпоративный налог), или освобождены от уплаты такого налога.

3. Использовать информацию о форвардных или фьючерсных ценах при применении метода сравнительной неконтролируемой цены (в случае осуществления контролируемой операции на основании форвардного или фьючерсного контракта).

4. Ориентироваться на показатель валовой рентабельности при установлении соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

5. Детализировать, какие конкретно данные должны быть указаны в Отчете о контролируемых операциях и в документации по трансфертному ценообразованию.

6. Запретить проведение повторной проверки по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» операций, которые уже были проверены.

7. Исключить несоответствие условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», выявленное по результатам мониторинга контролируемых операций, как основание для проведения проверки.

8. Установить штрафные санкции за несвоевременную подачу Отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию.

А также дополнительную ответственность — если такие документы не поданы в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты штрафа.

Налог на прибыль

Ну а здесь уже поинтереснее. Так как изменения, которые предусматривает законопроект № 5368, касаются:

…обычных плательщиков ННП. Для них планируется:

1. Разрешить зачислять переплату по авансовым взносам в уменьшение НО следующих отчетных периодов до полного ее погашения.

2. Установить, что при расчете амортизации нужно будет отталкиваться от стоимости основных средств и нематериальных активов без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухучета.

3. Предусмотреть:

• корректировку финрезультата до налогообложения на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств и нематериальных активов;

• уменьшение финрезультата до налогообложения на сумму первоначальной стоимости объекта непроизводственных основных средств или нематериальных активов в случае продажи объекта.

4. Уменьшить минимально допустимые сроки амортизации, проводимой по прямолинейному методу, для основных средств группы 4 (машины и оборудование) до 2 лет.

5. Уточнить положения об избежании двойного учета при определении финрезультата до налогообложения доходов или расходов, которые для целей налогообложения возникли после 01.01.15 г.

6. Ввести ННП-льготу. Так, временно (до 31.12.21 г.) плательщики ННП смогут применять ставку 0 %. Но для этого они должны:

• иметь годовой доход, не превышающий 3 млн грн., и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода зарплаты (дохода) для каждого из работников не меньше чем 2 минзарплаты,

• а также соответствовать критериям:

а) либо быть созданными после 01.01.17 г.;

б) либо являться действующими, но при условии, что в течение 3 последовательных предыдущих лет ежегодный объем доходов был задекларирован в сумме не более 3 млн грн., а среднесписочная численность работников составляла от 5 до 20 человек;

в) либо быть плательщиками ЕН в период до 01.01.17 г. При условии, что за последний календарный год у них объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до 3 млн грн., а среднесписочная численность работников — от 5 до 50 человек.

7. Исключить возможность уменьшения ННП на сумму налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

…неприбыльщиков. Для таких налогоплательщиков предполагается прописать в НКУ отдельные нормы, которые будут предусматривать:

1. Годовой отчетный период.

2. Обязанность подавать «неприбыльный» отчет вместе с годовой финотчетностью.

3. Получение неприбыльщиком-нарушителем статуса плательщика ННП с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено нарушение;

…сельхозпроизводителей, которые выбрали годовой отчетный период. Такие плательщики должны будут:

1. Подавать финотчетность за:

• первое полугодие прошлого отчетного года;

• прошлый отчетный год;

• первое полугодие текущего отчетного года.

2. Рассчитывать финрезультат до налогообложения (Фр) следующим образом:

Фр = финрезультат за минувший отчетный год - финрезультат за первое полугодие такого года + финрезультат за первое полугодие текущего отчетного года.

3. Выбирать годовой отчетный период с 1 июля прошлого года.

НДС

Согласно законопроекту для плательщиков НДС планируется:

1. Установить, что НН и/или РК, составленные и зарегистрированные в ЕРНН после 01.07.17 г., будут для покупателя достаточным основанием для формирования НК и не потребуют другого дополнительного подтверждения.

2. В противовес вышесказанному будет внедрен механизм остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, которые подпадут под критерии оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления (критерии будут определяться Минфином).

Регистрация задержанных НН/РК будет восстанавливаться только в случае прекращения процедуры остановки их регистрации.

3. Изменить срок регистрации НН/РК в ЕРНН:

• для НН/РК, составленных с 1 по 15 день (включительно) календарного месяца, — до последнего дня (включительно) месяца, в котором они были составлены;

• для НН/ РК, составленных с 16 по последний день (включительно) календарного месяца, — до 15 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, в котором они были составлены.

4. Усовершенствовать СЭА. Для этого предполагается:

• возвращать переплаты по НДС с бюджетного счета исключительно на НДС-счет;

• увеличить предельный срок регистрации НН/РК в ЕРНН до 365 календарных дней. В случае остановки регистрации НН/РК в ЕРНН указанный срок будет приостанавливаться, а штрафные санкции за задержку применяться не будут;

• установить штрафы за задержку регистрации НН/РК в ЕРНН по ст. 1201 НКУ только для тех НН, которые не подлежат выдаче покупателю, составленные на поставки товаров/услуг для операций: освобожденных от НДС; облагаемых по нулевой ставке;

• увеличить плательщикам НДС размер РЛ на сумму средств, которые были возвращены им в соответствии с п. 43.4 НКУ на НДС-счет в период с 01.01.16 г. по 01.01.17 г.

5. Создать единый Реестр заявлений на БВ. Данные Реестров, которые существуют на данный момент, объединят, и внесут в хронологическом порядке поступления заявлений.

6. Сформировать публичный Временный реестр заявлений на БВ, поданных до 01.02.16 г. и по которым по состоянию на 01.01.17 г. суммы НДС еще не возмещены.

7. Разрешить отказаться плательщикам НДС от использования «угольной» льготы начиная с первого числа отчетного периода, указанного в заявлении.

8. Обязать указывать в НН (по всем товарам/услугам без исключения):

• код товара согласно УКТ ВЭД;

• код услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг.

Если товар не импортный и не подакцизный, достаточно будет указать первые 4 цифры кода.

За ошибки при указании кода товаров/услуг штрафов не будет до 31.12.17 г.

9. Дать право переносить НК, подтвержденный документальной проверкой, при реорганизации путем присоединения или слияния с другим плательщиком НДС в состав НК правопреемника.

10. Запретить штрафовать сельхозпредприятия за занижение НО по НДС или завышение БВ по причине нарушения порядка распределения НК, за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.16 г. по 01.01.17 г.

Кстати, норму, которая ограничивает использование спецрежима по НДС 01.01.17 г., оставили без изменений. Будет ли спецрежим продлен и на 2017 год — пока сказать сложно.

11. Продлить «металлоломную» льготу до 01.01.19 г.

12. Исключить норму, позволяющую включать в НК НН с ошибками в обязательных реквизитах, если такие ошибки позволяют идентифицировать операцию.

НДФЛ

В этом разделе НКУ планируется:

1. Увеличить размер суточных при командировках за границу с 0,75 размера минимальной заработной платы до 40 евро в день.

2. Расширить перечень расходов ФЛП от осуществления хоздеятельности на:

• суммы налогов, сборов, связанных с хоздеятельностью такого ФЛП (кроме НДС для ФЛП — плательщика НДС, акцизного налога, НДФЛ с дохода от хоздеятельности, налога на имущество);

• платежи, уплаченные за получение лицензий на осуществление определенных видов хоздеятельности ФЛП;

• получение разрешения, другого документа разрешительного характера, связанного с хоздеятельностью ФЛП.

3. Предоставить ФЛП право на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей).

4. Установить минимально допустимый срок полезного использования основных средств и нематериальных активов для ФЛП.

5. Расширить перечень лиц — получателей благотворительной помощи на лечение и медобслуживание плательщика, которые являются членами семьи физлица первой степени родства, законными представителями ребенка, при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи.

6. Не включать в налогооблагаемый доход суммы, уплаченные любым юридическим или физическим лицом (а не только работодателем) в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений на получение образования.

7. Исключить условие о том, чтобы такой член семьи не получал зарплату, а также отменить ограничение относительно размера дохода в расчете на каждого обучающегося.

8. Разрешить включать в налоговую скидку налогоплательщика или членов его семьи первой степени родства суммы, полученные ими за обучение (в 2016 году такая сумма не должна превышать 1930 грн. в месяц).

Единый налог

Главное — единый налог остается в прежнем виде. Изменения в основном «косметические». Существенное только одно — при расчете общего количества наемных лиц у ФЛП-ЕН уже не нужно будет учитывать работников, призванных на военную службу по мобилизации, на особый период.

Акциз

Ну конечно, и этот раздел НКУ не остался незамеченным. Планируется:

1. Отменить необходимость регистрации плательщиками АН лиц, реализующих топливо в емкостях до 2 литров (кроме операций по реализации такого топлива его производителями).

За то, что субъекты хозяйствования до этого не регистрировались плательщиками АН и не регистрировали акцизные накладные, штрафные санкции применяться не будут (с даты возникновения обязательства по такой регистрации).

2. Ввести освобождение от обложения АН для:

• импорта табачного сырья табачно-ферментационными заводами;

• реализации табачного сырья табачно-ферментационным заводам лицами, которые производят табачное сырье на таможенной территории Украины;

• реализации ферментированного (переработанного) табачного сырья табачно-ферментационными заводами производителям табачных изделий.

3. Установить для всех мотоциклов и велосипедов с электрическим двигателем (код УКТ ВЭД 871190) ставку акциза на уровне 22 евро за 1 шт.

4. Для получения марок акцизного налога импортеру достаточно будет подать продавцу таких марок заявку-расчет (в 1 экземпляре) по форме, утвержденной Минфином, платежные документы, подтверждающие внесение платы за марки и уплату налога в соответствующий бюджет

5. Установить для бутана, изобутана (код УКТ ВЭД 2901100000) ставку акциза в размере 31 евро за 1000 л.

Местные налоги

Арендная плата за землю. Здесь предполагается изменить всего 2 момента:

1. Граница, ниже которой не может быть годовая сумма платежа, должна быть не меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории.

2. Индекс потребительских цен, который используется для расчета коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, будет увеличен до 115 %.

«Водная» рента. Согласно законопроекту:

1. Плательщиками рентной платы за специальное использование воды останутся первичные водопользователи и субъекты хозяйствования, использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

2. Объектом обложения рентной платой будет фактический объем воды, который используют водопользователи, без учета объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Рентная плата за пользование недрами.

1. В перечень плательщиков рентной платы за пользование недрами войдут также субъекты хозяйствования, которые выполняют работы, для проведения которых необходимо получение согласования Госгеонедра.

2. Дополнен перечень расходов, не учитываемых при исчислении стоимости добытого полезного ископаемого (минерального сырья) по фактической и расчетной стоимости, — на сумму расходов, связанных с операциями перепродажной подготовки, в том числе упаковкой, фасовкой (бутилированием).

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Предусмотрена возможность предоставления льгот по налогу для объектов нежилой недвижимости. Они будут устанавливаются в зависимости от вида имущества, которое является объектом налогообложения.

Транспортный налог. Минэкономразвитию вменяется в обязанность ежегодно до 1 февраля отчетного года размещать на своем официальном сайте перечень легковых автомобилей, которые являются объектом обложения транспортным налогом.

Сокращения статьи

БВ бюджетное возмещение.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

ИНК — индивидуальная налоговая консультация.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

ННП — налог на прибыль.

НО — налоговые обязательства.

РК — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше