После оккупации Крыма многие субъекты хозяйствования перерегистрировались на материковой части Украины. При этом с перевозкой первички на материк, как правило, никто не заморачивался. Как быть теперь с первичными документами, которые все еще хранятся на территории свободной экономической зоны «Крым» (СЭЗ «Крым»)?
Контролеры к этому вопросу подходят формально. В п. 44.3 НКУ прописана обязанность хранить первичку не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой она использовалась.
В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения указанных документов необходимо:
• в 5-дневный срок со дня такого события письменно уведомить контролирующий орган по месту учета в порядке, установленном НКУ для подачи налоговой отчетности;
• восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления сообщения контролерам.
Заметьте: при этом в НКУ не предусмотрено освобождение от обязанности восстановления документов, которые хранятся на территории СЭЗ «Крым».
Чтобы восстановить такие документы, налоговики советуют воспользоваться порядком действий, прописанным в п. 6.10 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. То есть:
• письменно сообщить о случившемся правоохранительным органам;
• приказом назначить комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения;
• результаты работы комиссии оформить актом, копию которого направить органу, в сфере управления которого находится предприятие, а также ГНИ в 10-дневный срок.
Внимание! Если вы нарушите данное требование — вас ждет ответственность в виде штрафа в размере 510 грн. А при повторном же нарушении — в размере 1020 грн. ( п. 121.1 НКУ).