При изменении местонахождения плательщика налогов, в результате которого изменяется административно-территориальная единица и контролирующий орган, в котором он состоял на учете, происходит снятие с учета в контролирующем органе по предыдущему местонахождению и взятие на учет по новому местонахождению. В связи с этим возникает вопрос: куда в таком случае следует уплачивать налоговые обязательства — по новому или по старому месту учета?
Ответ на этот вопрос дали налоговики в комментируемом письме. Они отметили, что согласно ч. 8 ст. 45 Бюджетного кодекса Украины (далее — БКУ) при смене местонахождения плательщиков налогов уплата определенных законодательством налогов и сборов после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.
Таким образом, по мнению контролеров, при смене места регистрации субъекта хозяйствования — плательщика налогов налоговые обязательства до конца года уплачиваются по старому местонахождению, где он учитывается по неосновному месту учета ( п. 7.3 разд. VII Порядка № 1588*).
* Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588.
Этот вывод, по мнению налоговиков, подтверждает и п. 10.13 разд. X Порядка № 1588. В нем указано, что юрлица — плательщики налогов до окончания года учитываются в контролирующем органе по предыдущему местонахождению (неосновному месту учета) с признаком того, что они являются плательщиками налогов до окончания года, а в контролирующем органе по новому местонахождению (основному месту учета) — с признаком того, что они являются плательщиками налогов со следующего года.
Выводы налоговиков понятны. В то же время применяются они не ко всем без исключения плательщикам налога. Как указано в категории 119.09 ЗІР ГФСУ, нормы ст. 45 БКУ и п. 7.3 разд. VII Порядка № 1588 не распространяются на плательщиков налогов, которые являются:
• юрлицами — несубъектами хозяйствования согласно нормам ХКУ;
• обособленными подразделениями юрлица;
• самозанятыми лицами (физические лица — предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность).
Для указанных плательщиков уплата налогов и подача отчетности осуществляются по новому местонахождению с даты взятия на учет в контролирующем органе по новому местонахождению.
Кроме этого, при определении места уплаты налогов субъекту хозяйствования, который меняет местонахождение, следует учитывать и требования профильных нормативно-правовых актов, регулирующих правила взимания отдельных налогов и сборов.
Так, например, когда речь идет о месте подачи отчетности и уплаты ЕСВ, то следует ориентироваться на положения п. 7 разд. III Порядка формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина от 14.04.15 г. № 435 (ср. ). В нем, в частности, речь идет о том, что когда страхователь (юрлицо, физическое лицо — предприниматель или лицо, занимающееся независимой профессиональной деятельностью) в отчетном периоде изменяет местонахождение или место регистрации, или местожительство (вне пределов территориального обслуживания фискального органа, в котором он состоял на учете), то отчетность за этот отчетный период (с первого до последнего календарного числа отчетного периода) подается в фискальный орган по новому месту взятия на учет.
То есть в случае «переезда» субъекта хозяйствования в течение бюджетного года, перед тем как принимать решение: куда уплачивать рассчитанные налоги/сборы и подавать отчетность, следует учитывать все перечисленные выше требования.
Что касается места уплаты налогов за филиалы, то об этом читайте в «БН», 2016, № 32, с. 27.