Вначале напомним: новым п. 57 подразд. 2 разд. ХХ НКУ предусмотрено, что период с 1 апреля по 1 июля 2017 года является переходным периодом, в течение которого процедура, определенная п. 201.16 НКУ, осуществляется без фактического приостановления регистрации НН/РК в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). А теперь посмотрим, что же в связи с этим происходит на практике.
«Первая ласточка»: постановление КМУ № 190
Вот и первый «НН-блокировочный» норматив выплыл — постановление КМУ от 29.03.17 г. № 190 (далее — постановление № 190). Им закреплено, что основаниями для принятия комиссией ГФСУ* решения об отказе в регистрации НН/РК являются:
* То есть тем органом при ГФСУ, который должен будет решать судьбу «приостановленных» НН/РК.
• непредоставление плательщиком письменных объяснений о подтверждении информации, указанной в НН/РК, к которым применена процедура остановки регистрации в соответствии с п. 201.16 НКУ;
• непредоставление плательщиком копий документов в соответствии с п. п. «в» п.п. 201.16.1 НКУ;
• предоставление плательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия комиссией ГФС решения о регистрации НН/РК.
Но выплыл этот норматив, как говорится, «впереди паровоза». Дело в том, что предусмотренная п. 201.16 НКУ процедура остановки регистрации НН/РК начинается именно с этой самой остановки. А ведь порядок такой остановки (согласно «вводной» части упомянутого п. 201.16 НКУ) должен разработать тот же Кабмин…
Однако остановка регистрации НН/РК должна производиться только в случае соответствия НН/РК совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации определенных НН/РК в ЕРНН.
Конкретно разработать такие критерии (которые фактически являются «краеугольным камнем» всей этой системы «НН-блокировки») должен Минфин (п. 74.2 НКУ).
Кроме того, в последнем абзаце п.п. 201.16.1 НКУ указано, что исчерпывающий перечень документов в разрезе критериев оценки степени рисков для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН также утверждает Минфин (здесь имеется в виду перечень документов, которые плательщик должен представить фискалам для принятия решения о регистрации НН/РК в той ситуации, когда их регистрация уже была остановлена). А п.п. 201.16.3 НКУ еще требует от Минфина издать и порядок работы уже упоминавшейся нами выше «НН-разблокировочной» комиссии при ГФСУ…
Поскольку Минфин не выполнил до настоящего времени «нормативные» задания, порученные ему НКУ, Кабмин, может, и рад бы, да пока не может разработать порядок остановки регистрации НН/РК…
Проекты от Минфина
Впрочем, на днях на сайте ГФСУ появился проект минфиновского приказа**. Он объединяет в себе и критерии оценки степени рисков, и перечень документов, которые плательщик обязан представить фискалам для разблокировки регистрации конкретных НН/РК.
** http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2017-rik/71844.html.
Там же красуется и проект приказа, утверждающего порядок работы «НН-разблокировочной» комиссии при ГФСУ***.
*** http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2017-rik/71845.html.
Забавно, что эти проекты предложены для обсуждения уже в периоде, когда должен работать тестовый режим п. 201.16 НКУ… И заметим: чтобы все это начало хотя бы «те́стово» работать, Кабмин должен принять порядок приостановления регистрации НН/РК.
Таким образом, из пяти требуемых нормативов, необходимых для работы системы блокировки/разблокировки НН/РК, пока увидел свет только тот, который нужен в последнюю очередь, — постановление № 190.
Как должна работать система блокировки НН/РК
Для наглядности приведем свое видение этапов работы этой системы согласно п. 216.1 НКУ:
1) все начинается с проверки направленных на регистрацию НН/РК (и их составителя!) на соответствие критериям оценки степени рисков;
2) если НН/РК не соответствует указанным критериям (которых, повторим, еще нет), регистрацию НН/РК останавливают и плательщику «в автоматическом режиме» высылают квитанцию о такой остановке.
В этой квитанции:
• должен(ны) быть указан(ы) критерий(ии) степени рисков, на основании которого(ых) была остановлена регистрация НН/РК, а также
• предложено плательщику предоставить пояснения и/или копии документов (по исчерпывающему перечню), достаточные для принятия фискалами решения о регистрации такой «парализованной» НН/РК в ЕРНН. Представить эти пояснения и/или копии документов плательщик может в свой «родной» фискальный орган на протяжении 365 дней с даты возникновения НО, отраженного в такой НН/РК.
Не позднее следующего рабочего дня местные фискалы должны переправить эти документы в специальную комиссию при ГФСУ;
3) в течение 5 рабочих дней за днем получения документов комиссия должна принять решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или об отказе в регистрации.
Так вот, постановлением № 190 утверждены только основания для принятия комиссией решения в отказе от регистрации (см. их выше), необходимые на заключительном этапе рассмотрения дела комиссией. Проект кабминовского порядка «остановки НН/РК» по понятным причинам пока отсутствует…
Критерии рисков: что сейчас в проекте?
А вот проект Критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, вызвал у нас (и не только) ряд неизгладимых эмоций.
Обсуждать подробно положения этого документа мы сегодня не станем. Вы можете найти его по приведенной ссылке и составить собственное впечатление об этом «шедевре».
Но несколько моментов все-таки отметим.
Из-под контроля могут выпасть:
• «мелкие» плательщики — в течение месяца регистрирующие НН/РК с общей суммой менее 50 тыс. грн. (если только их директор не возглавляет еще 3 и более фирмы);
• до 2018 года некоторые крупные плательщики (уплатившие в 2016 году ПФУ и соцстрахам больше 5 млн грн.);
• плательщики, вписавшиеся в формулу:
и при этом сумма НДС зарегистрированных НН в текущем месяце с учетом представленной НН/РК не должна превысить наибольшую месячную сумму НДС в НН, зарегистрированных в ЕРНН за последние 12 месяцев, умноженную на 1,3.
Проект определяет примерно пять основных критериев риска, часть которых прописана не очень четко (возможно, с той целью, чтобы останавливать регистрацию практически любой НН/РК). Отметим, что ряд критериев привязаны к самому плательщику, а не к операции, на которую составлена НН (РК). Например, плательщик представил для регистрации в ЕРНН за текущий месяц РК для неплательщиков НДС с общей суммой этого налога (нарастающим итогом) 50 тыс. грн. и больше.
И, похоже, этим кто-то под шумок старается возродить пресловутый «стан 9», так как в «критериях плательщика» блокироваться, видимо, будет регистрация всех НН/РК, а не по каким-то конкретным операциям!
Кроме того, в проекте указано, что в случае остановки регистрации из-за несоответствий кодов товаров/услуг (это самый первый критерий) вы «имеете право» (!) подать таблицу плательщика налогов, в которой известить фискалов о «входящих» и «исходящих» кодах.
Похоже, это «придумка» для производителей, у которых априори разнятся коды «на входе» и «на выходе». Причем минфиновцам показалось мало кода УКТ ВЭД/ДК 016:2010, и они впихнули «первым номером» в таблицу еще и код КВЭД по ДК 009:2010 (ср. ). Видимо, чтобы сличать с кодами, указанными в Госреестре, и третировать плательщиков. Похоже, такие таблицы они планируют заставить подать всех «неугодных» плательщиков…
Кроме того, в этом первом критерии содержится условие о преобладании у плательщика в составе налогового кредита (более 20 %) кодов УКТ ВЭД товаров, приведенных в таблице 2 — приложении к этому проекту.
Если вы заглянете в эту таблицу, то увидите в ней около сотни товарных групп, включая ряд самых расхожих продуктов питания, почти все подакцизные товары, в том числе алкоголь (там же — пиво) и сигареты, а также нефть, газ, легковые и грузовые автомобили, стройматериалы, печатную продукцию, одежду, ткани и т. д… Даже о детских трехколесных велосипедах и самокатах не забыли! Это ж, небось, на всем этом нечестные плательщики «скрутки» делают?!..
При таком раскладе фискалы могут взять и всем торгующим преимущественно позициями, попавшими в эту таблицу 2, с ходу заблокировать все НН. Ведь у них в налоговом кредите эти позиции точно будут преобладать… Как-то жутковато становится при виде таких «критериев»…
Достаточно удручает и проект порядка работы «НН-разблокировочной» комиссии ГФСУ. В нем все (включая процедуру принятия решений) выглядит весьма забюрократизированным и вызывает реальные опасения, что решения этой комиссией будут приниматься с изрядной задержкой от установленного НКУ 5-дневного срока.
При этом, как мы говорили, с 1 апреля уже должны на практике применяться определенные нормы п. 201.16 НКУ и работать тестовый режим блокировки регистрации НН/РК. Но основная масса нормативов только-только представлена для обсуждения. Не исключаем, что это сделано умышленно — с той целью, чтобы плательщики не успели до 1 июля приспособиться работать в «НН-блокировочных» условиях.
Впрочем, скорее всего, это «хотели как лучше» закончится «как всегда»: принятием этих нормативов 1 июля, ручным режимом «отрубания» плательщиков от ЕРНН и тернистым коррупционным путем к обратному подключению…
В общем, июль обещает быть самым жарким за все время налоговой истории Украины. Если, конечно, депутаты не одумаются и не отменят все эти новации…