Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Отчет о льготах — налоговая декларация: новый статус — старые проблемы

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Апрель, 2017/№ 17
В избранном В избранное
Печать
Субъекты хозяйствования, которые в I квартале 2017 года пользовались льготами по уплате налогов, обязаны подать Отчет о льготах. С начала 2017 года этот Отчет стал налоговой отчетностью, следовательно, теперь к его подаче нужно относиться более серьезно. Никто же не хочет нарваться на штраф. Сегодня напомним о том, кто, когда и как должен подать такой Отчет, и особое внимание уделим правилам отражения в нем НДС-льгот.

Отчет о льготах — налоговая отчетность

Начнем с самого главного. С начала 2017 года Отчет о суммах налоговых льгот, форма которого утверждена постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233 (далее — Отчет о льготах), стал налоговой отчетностью.

Об этом свидетельствует п. 46.1 НКУ. В нем на сегодня сказано, что под декларацией понимают не только документ, на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства (как было раньше), но и документ, в котором отражаются объемы операций, доходов (или прибылей), относительно которых налоговым и таможенным законодательством предусмотрено освобождение плательщика от обязанности начислять и уплачивать налог или сбор.

Следовательно, теперь за его неподачу налогоплательщика могут привлечь к ответственности. Об этом мы поговорим немного позже. А теперь напомним, кто и когда должен подавать этот Отчет.

Кто подает Отчет о льготах

Отчет о льготах должны подавать так называемые льготники. В их когорту попали субъекты хозяйствования — налогоплательщики, которые пользуются налоговыми льготами ( п. 1 Порядка № 1233).

Внимание! Субъектами хозяйствования с целью подачи Отчета о льготах являются ( ст. 55 ХКУ):

• юрлица — государственные, коммунальные и другие предприятия, а также другие юрлица;

• физлица-предприниматели.

Следовательно, не только юрлица, но и предприниматели, которые получают льготы по любым налогам, обязаны подавать такой «льготный» Отчет.

Заметьте: обособленные подразделения юрлиц хотя и отнесены к налогоплательщикам ( п. 15.1 НКУ), но к числу субъектов хозяйствования не относятся. Поэтому такие подразделения не составляют и не подают Отчет о льготах. За них о льготах отчитывается главное предприятие по месту своей регистрации.

Налогоплательщик подает Отчет о льготах, если использует льготу, указанную в Справочнике налоговых льгот. На сегодня действуют справочники налоговых льгот № 82/1 и № 82/2 (см. «БН», 2017, № 15, с. 7). Если ваша льгота не попала ни в один из этих справочников, то отчитываться о ней не нужно. Такой вывод следует из консультации, размещенной в категории 102.22 ЗІР ГФСУ, в которой налоговики утверждают, что в справочниках льгот приведены все налоговые льготы.

При этом если в 2016 году вы пользовались льготами, а в I квартале 2017 года льгот не было, то подавать такой отчет за I квартал не нужно. На это прямо указывает п. 3 Порядка № 1233.

В то же время следует помнить, что Отчет о льготах заполняем нарастающим итогом с начала года. Поэтому, если вы пользовались льготой в начале года (в I квартале 2017 года), а потом в следующих кварталах 2017 года пользоваться льготами перестанете, то Отчет о льготах придется заполнять и подавать до конца года. На этом акцентируют внимание и налоговики в категории 101.29 ЗІР ГФСУ.

Правила подачи

Субъекты хозяйствования подают Отчет о льготах за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев. По месту своей регистрации. То есть его подают в налоговый орган по своему месту учета как налогоплательщика.

Подается этот Отчет в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода ( п. 3 Порядка № 1233). Следовательно, ближайший Отчет о льготах за три месяца 2017 года подаете не позже 10.05.17 г.

К сведению! Как мы заметили в начале статьи, Отчет о льготах теперь является налоговой отчетностью, а потому на него распространяются правила переноса предельных сроков подачи налоговой декларации, предусмотренные в п. 49.20 НКУ.

Следовательно, если последний день срока подачи Отчета будет приходиться на выходной или праздничный день, то последним днем срока его подачи будет считаться операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

В прошлых годах празднично-выходной перенос срока подачи Отчета о льготах не действовал. Его подавали накануне выходных или праздничных дней.

Порядок заполнения

Отчет о льготах заполняется нарастающим итогом с начала года. Сумма льгот приводится в гривнях без копеек с соответствующим округлением в общеустановленном порядке. Правила заполнения Отчета о льготах приведены в п. 4 Порядка № 1233. Напомним эти правила в таблице ниже.

Общие правила заполнения Отчета о льготах

Название графы

Содержание

«Код податку, збору»

Указываете код и наименование налога/сбора, льготой по которому вы пользовались. Коды берем из приказа Минфина Украины от 14.01.11 г. № 11 «О бюджетной классификации»

«Найменування податку, збору»

«Код пільги згідно з довідником пільг»

Указываете код и наименование налоговой льготы, которой вы пользуетесь. Коды ищем в справочниках налоговых льгот. При заполнении Отчета за три месяца 2017 года берете данные из справочников № 82/1 и № 82/2

«Найменування податкової пільги»

«Сума податкових пільг»

подграфа «усього»

Приводите объем льгот по платежам, уплачиваемым как в государственный, так и в местные бюджеты

подграфа «у тому числі з державного бюджету»

Указываете объем льгот по платежам, подлежащим уплате в государственный бюджет

К сведению! Перечень налоговых платежей, уплачиваемых в общий фонд госбюджета, приведен в ст. 29 БКУ. Состав доходов местных бюджетов определяется согласно ст. 66 — 69, прим. 1 БКУ

«Строк користування податковими пільгами у звітному періоді»

подграфа «дата початку»

Указываете в каждой подграфе «число, месяц, год» начала и окончания действия льготы

подграфа «дата закінчення»

Внимание! Если срок пользования налоговой льготой установлен до начала отчетного периода и продолжается после его окончания, такой срок совпадает с датой начала и окончания указанного периода

«Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням»

подграфа «усього»

Указываете объем льгот по платежам в соответствии со справочником льгот в случае целевого использования налоговых льгот

подграфа «в тому числі з державного бюджету»

Внимание! Последние две подграфы заполняют только те субъекты хозяйствования, для которых налоговое законодательство устанавливает требование о целевом использовании полученных льгот

На первый взгляд все просто. Но если приступить к заполнению Отчета о льготах, у субъекта хозяйствования возникнет много вопросов. И все они связаны с заполнением графы «Сума податкових пільг». Детальный механизм заполнения этой графы прописан относительно:

• льгот по НДС — в Порядке № 167;

• налога на прибыль — в Методических рекомендациях относительно определения потерь бюджета от применения льгот по налогу на прибыль, доведенных письмом ГНАУ от 06.06.12 г. № 15709/7/15-1217.

Сразу заметим, что оба этих документа уже морально устарели, и, пользуясь только ими, вам не удастся рассчитать размер налоговой льготы. Они пригодятся только для определения общего механизма расчета льгот.

Что касается остальных налогов и сборов, то сумму налоговой льготы рассчитываем самостоятельно — как сумму налога/сбора, которую должен был уплатить субъект хозяйствования, если бы не пользовался льготами.

Самым актуальным при заполнении Отчета о льготах за I квартал будет определение размера льгот по НДС. Дело в том, что размер льготы по налогу на прибыль можно определить только в конце года, когда будет составлено приложение ПЗ к декларации по налогу на прибыль. Поэтому сейчас об этом говорить не будем. Детально разберем НДС-льготы.

Отчитываемся об НДС‑льготах

Особенности НДС-льгот. Если речь идет об НДС, то налоговые льготы определяются по операциям поставки товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС в соответствии с НКУ и международными договорами Украины, ратифицированными ВРУ ( п. 8 Порядка № 1233):

• освобожденным от налогообложения;

• облагаемым НДС по нулевой ставке.

В Порядке № 167 также упоминают НДС-льготы в случае применения специальных режимов налогообложения в отрасли сельского хозяйства. Но с 01.01.17 г. такой специальный режим налогообложения ушел в небытие. Поэтому НДС-льгот для сельхозпредприятий уже нет.

Внимание! Аграрии, которые получают бюджетную дотацию в соответствии с разд. V1 Закона № 1877, не должны подавать Отчет о льготах. Такая дотация не является налоговой льготой.

Кроме того, Порядок № 167 не упоминает о применении НДС-льготы по операциям по поставке лекарств, которые облагают НДС по ставке 7 %. Хотя, по существу, ставка НДС в размере 7 % является льготной ставкой. Ведь одним из вариантов предоставления налоговой льготы является установление уменьшенной ставки налога ( п.п. «в» п. 30.9 НКУ). Основной ставкой НДС полноправно считается только ставка 20 % ( п. 194.1 НКУ).

Более того, Справочник налоговых льгот № 82/1 содержит операции, облагаемые по ставке НДС 7 %. Им присвоены коды льгот 14010508 — 14010510. На этом акцентируют внимание и налоговики в категории 101.30 ЗІР ГФСУ.

В то же время не определяются как налоговые льготы операции:

• по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС (часть 1 таблицы 1 приложения Д6 к декларации по НДС);

• по поставке услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых согласно пп. 186.2 и 186.3 НКУ определено за пределами таможенной территории Украины (часть 2 таблицы 1 приложения Д6 к декларации по НДС).

То есть обязанность подавать Отчет о льготах возложена только на тех плательщиков НДС, которые по результатам деятельности за отчетный период заполняли стр. 1.2, 2, 3, 4.2 и часть 3 таблицы 1 приложения Д6 к декларации по НДС.

Освобожденные операции. Для определения суммы льготы при поставке товаров/услуг, которые освобождены от НДС (СНосв.), плательщик может воспользоваться такой формулой:

СЛосв. = (Vпост. осв. - (Vприобр. с НДС + Vприобр. без НДС)) х 20 %,

где Vпост. осв. объемы операций, освобожденных от обложения НДС. Берем данные из части 3 таблицы 1 приложения Д6 декларации по НДС;

Vприобр. с НДС объемы приобретения товаров (услуг), которые были приобретены с НДС и использованы в льготных операциях (данные из стр. 10.1 и 10.2 декларации по НДС);

Vприобр. без НДС объемы приобретения товаров (услуг), которые были приобретены без НДС и использованы в льготных операциях (данные из стр. 10.3 декларации по НДС).

Внимание! В расчет принимаются только те приобретения, которые касаются операций по поставке освобожденных товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет о льготах. Например, если предприятие в I квартале 2017 года приобрело материалы для производства освобожденных товаров и отразило их в разделе II декларации по НДС, однако не продало льготную продукцию, то стоимость таких материалов не принимает участия в расчете суммы льготы за I квартал. Такие расходы должны «подождать» продажи льготной продукции.

В то же время многие плательщики «не заморачиваются» и просто берут общие данные и рассчитывают «приблизительный» размер льготы. Конечно, при таком расчете возникает определенная погрешность за счет переходных остатков. Но она компенсируется в следующих периодах.

Раньше, для того чтобы рассчитать сумму льготы, плательщик НДС мог взять данные из соответствующих строк НДС-декларации. На сегодня такой возможности нет. Дело в том, что с 2015 года в разделе ІІ декларации по НДС объем приобретенных товаров не выделяется отдельно по направлению их использования. Объем приобретенных товаров лишь делится по размеру ставок начисленного НДС, который был уплачен при их приобретении (стр. 10.1, 10.2 или 10.3). То есть если в отчетном периоде были приобретения для нехозяйственных и освобожденных операций, то все они попадали в соответствующую строку декларации по НДС (стр. 10.1, 10.2 или 10.3).

Таким образом, чтобы определить объемы приобретения товаров (услуг), которые были использованы в льготных операциях, их придется «извлекать» из стр. 10.1, 10.2 и 10.3 в ручном режиме.

При этом если речь идет о показателе Vприобр. с НДС, то сделать это можно двумя способами.

1. Сидеть и вручную разбирать, какие объемы приобретенных товаров (услуг), которые попали в стр. 10.1 или 10.2, касаются освобожденных операций.

2. Обратиться к разделу I декларации по НДС. Как вы знаете, на сегодня к налоговому кредиту относятся суммы НДС по всем товарам (услугам), приобретенным плательщиком НДС. При этом не имеет значения, планируете вы их использовать в хозяйственных или других (нехозяйственных или освобожденных от налогообложения) операциях.

По товарам, которые используются в освобожденных операциях, плательщик НДС должен начислять налоговые обязательства ( п. 198.5 НКУ) исходя из базы обложения НДС, определенной в соответствии с п. 189.1 НКУ. При этом начислить такие обязательства следует не позже последнего дня отчетного периода путем составления сводной налоговой накладной.

Поэтому, чтобы определить показатель Vприобр. с НДС, вам следует просто заглянуть в сводную налоговую накладную, которая составлена в конце месяца (с типом причины «09»), и «обычные» налоговые накладные с типом причины «09», если они были составлены при приобретении товаров/услуг для льготных операций. Общий объем поставки в этих НН и будет показателем Vприобр. с НДС.

Конечно, для точного расчета показателя Vприобр. с НДС объемы поставки, указанные в упомянутых НН, нужно очистить от стоимости товаров/услуг, которые планировалось использовать в льготных операциях, но которые фактически остались на складе. То есть придется учесть увеличение остатков таких товаров на конец квартала.

Что же касается определения показателя Vприобр. без НДС, то здесь придется делать все вручную. То есть вам следует выбрать такие данные из первичных документов на приобретение товаров/услуг, которые были использованы в освобожденных операциях. Дело в том, что данные обо всех безНДСных приобретениях (и для налогооблагаемых, и для льготных операций) показывают в стр. 10.3 НДС-декларации, а «компенсирующие» налоговые обязательства здесь не начисляются — отсутствует «входной» НДС.

Нулевая ставка. Чтобы определить сумму льготы при поставке товаров/услуг по нулевой ставке (СЛ0 %), плательщик налога может воспользоваться такой формулой:

СЛ0 % = (Vпост, 0 % — Vприобр.) х 20 %,

где Vпост, 0 % — объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых налогом по нулевой ставке. Данные — из стр. 2 и 3 декларации по НДС;

Vприобр. — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по нулевой ставке. Отыскать их можно только в первичных документах.

Внимание! Учитывают только те расходы, которые касаются поставки товаров/услуг по начислению НДС по нулевой ставке в течение отчетного периода. То есть, как и в случае с освобожденными операциями, нужно учесть увеличение/уменьшение на конец отчетного квартала остатков товаров, приобретенных для «нулевых» операций.

НДС-льгота 7 %. К сожалению, механизм определения сумм льгот для тех, кто применяет ставку 7 %, в Порядке № 167 не приведен.

Для решения сложившейся ситуации контролеры предложили использовать такую формулу расчета (категория 101.30 ЗІР ГФСУ):

СЛ7 % = (Vпост. - Vприобр.) х (20 % - 7 %),

где Vпост. — объем поставок (база налогообложения) лекарственных средств и медизделий на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по ставке 7 % (стр. 1.2 декларации по НДС);

Vприобр. — объем операций по приобретению товаров/услуг (база налогообложения), использованных в операциях по поставке лекарственных средств и медсредств (в том числе для их изготовления), которые облагаются налогом по ставке 7 %.

Ответственность за неподачу

Как отмечалось выше, Отчет о льготах на сегодня является налоговой декларацией в понимании п. 46.1 НКУ. Поэтому за его неподачу к субъекту хозяйствования могут применить штрафные санкции, предусмотренные в ст. 120 НКУ. А именно: на вас могут наложить штраф в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

За повторное такое нарушение на протяжении года, если вас уже раз привлекли к ответственности за такой проступок, размер штрафа составит 1020 грн.

Внимание! Наказать вас могут лишь за неподачу или несвоевременную подачу Отчета о льготах. Что же касается допущенных ошибок в этом Отчете, то они к начислению штрафных санкций не приводят. Дело в том, что на основе этого Отчета не проводится начисление налоговых обязательств, а лишь происходит информирование о размере полученных льгот за период. С этим соглашаются и налоговики в категории 135.02 ЗІР ГФСУ.

Также хотим напомнить, что кроме штрафов по ст. 120 НКУ в случае неподачи Отчета о льготах должностных лиц предприятие могут привлечь к админответственности за нарушение правил ведения налогового учета ( ст. 1631 КУоАП). Размер штрафа за такой проступок может составлять от 85 до 170 грн., а при повторном нарушении в течение года — в размере от 170 до 255 грн.

Следовательно, пользуетесь льготами — не забудьте отчитаться.

Документы статьи

Закон № 1877 — Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.04 г. № 1877-IV.

Порядок № 1233 — Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.

Порядок № 167 — Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемых на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.11 г. № 167.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно