С дооценкой основных средств, зато — без налоговой разницы по п. 140.2 НКУ

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Предприятие несет потери из-за неучета при обложении налогом на прибыль части процентов по займам, полученным от связанного лица — нерезидента, так как вынуждено рассчитывать налоговые разницы по п. 140.2 НКУ. Можно ли каким-то образом решить эту проблему, чтобы избежать излишних налоговых потерь? Давайте выясним вместе.

Начнем с того, что здесь не так все печально, поскольку на упомянутой в вопросе «увеличивающей» налоговой разнице в перспективе вы теряете только 5 % от сумм процентов… Но обо всем по порядку.

«Нерез-процентные» разницы

Вкратце напомним, что финоперационная «мина» (налоговая разница) заложена законодателями в п. 140.2 НКУ. Он предусматривает увеличивать финрезультат до налогообложения на сумму превышения начисленных в бухучете процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам по операциям со связанными лицами — нерезидентами, над 50 % суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и амортизационных отчислений по данным финотчетности отчетного налогового периода, в котором происходит начисление таких процентов.

Однако это касается только случаев, когда сумма долговых обязательств по операциям со связанными лицами — нерезидентами превышает сумму собственного капитала плательщика более чем в 3,5 раза (для финучреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — более чем в 10 раз).

Эти обе величины берут для целей применения указанной нормы как среднее арифметическое их значений на начало и конец налогового периода.

Сумма этой «увеличивающей» разницы отражается по строке 3.1.1 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль предприятия.

Между тем п. 140.3 НКУ содержит «уменьшающую» налоговую разницу и частично восстанавливает в этом вопросе «статус-кво», позволяя плательщику в следующем налоговом периоде уменьшить на те же дискриминированные «нерез-проценты» финрезультат до налогообложения. При этом сумма таких процентов уменьшается всего на 5 %.

Сумма этой «уменьшающей» налоговой разницы отражается по строке 3.2.1 того же приложения РІ к «прибыльной» декларации.

Таким образом, реальное авансирование бюджета налогом происходит только в первом периоде возникновения «положительной» налоговой разницы по п. 140.2 НКУ. В следующих периодах все зависит от «процентно-заемного» расклада, так как «новые» «дискриминированные» суммы процентов уже будут фактически уменьшаться на «старые» (увеличившие результат прошлого налогового периода), но «урезанные» при этом на упомянутые 5 %. То есть финрезультат уже сильно страдать не должен. А в налоговом периоде, следующем за последним, в котором будут иметь место «дискриминированные» по п. 140.2 НКУ «нерез-проценты», плательщик отразит только уменьшающую налоговую разницу за вычетом упомянутых 5 % (которые в конечном счете и составят реальные затратные потери плательщика).

Как от них избавиться?

Ну а если у вас нет желания считать упомянутые выше «финразницы» и из-за такого механизма авансировать/подкармливать бюджет налогом на прибыль, безусловно, можно попытаться каким-то образом решать с ними проблемы. Но лучше «стелить соломку» заранее и не заключать кредитные договоры/договоры займа с нерезидентами, являющимися связанными лицами с вашим предприятием. Так как проценты по договорам с иными («несвязанными») нерезидентами и любыми резидентами (даже «связанными») под это налоговое ограничение из п. 140.2 НКУ не подпадают. Кроме того, при необходимости ваш «связанный» нерезидент может выступить гарантом по такому кредиту — процентные расходы в пользу несвязанных лиц не подлежат корректировке на разницу из п. 140.2 НКУ, даже когда гарантом по данному кредиту является связанное лицо — нерезидент (см. письмо ГФСУ от 06.06.17 г. № 465/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Но эти меры большей частью превентивные, а вы, похоже, уже с этой разницей «вляпались»…

В такой ситуации можно попытаться решить вопрос путем оформления договора уступки права требования между новым кредитором (не «связанным» с вами, если он — нерезидент) и вашим нерезидентом.

Начиная с даты подписания такого договора, долговые обязательства (и проценты) по нему уже выпадут из-под действия п. 140.2 НКУ.

Это, правда, потребует «участия» НБУ, так как займы у нерезидентов можно брать только под его бдительным оком (см. подробнее в Положении о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам, утвержденном постановлением Правления НБУ от 17.06.04 г. № 270).

Кроме того, отметим, что на практике плательщики-заемщики в подобных ситуациях еще иногда прибегают к проведению в бухучете дооценки основных средств (ОС), чтобы общая сумма одолженных у связанных с плательщиком «нерезов» средств не превысила в 3,5 раза собственный капитал («3,5 СК»). Напомним, что согласно п. 19 П(С)БУ 7 «Основные средства» сумма дооценки ОС относится на кредит субсчета 411 «Дооценка (уценка) основных средств» (с дебета счета 10 «Основные средства»).

То есть на увеличение капитала в дооценках и общего размера собственного капитала плательщика (итог раздела І пассива Баланса).

Однако в налоговом периоде, в котором была проведена дооценка ОС, увеличение собственного капитала «ляжет» на конец такого отчетного периода. И в связи с тем, что для целей расчета порога «3,5 СК» берется среднеарифметическое значение собственного капитала «на начало» и «на конец», то среднеарифметический показатель вырастет только на половину суммы проведенной дооценки ОС. Но, возможно, этого уже будет достаточно, чтобы избежать разницы по п. 140.2 НКУ. Зато в следующем(их) отчетном(ых) периоде(ах) при расчете показателя «3,5 СК» учтется уже вся сумма дооценки ОС.

Ну и, естественно, при этом плательщик должен соблюсти все необходимые формальности, связанные с проведением дооценки ОС (включая и проведение профессиональной оценки дооцениваемых ОС*, что может влететь «в копеечку»). Ведь такая дооценка ОС будет слегка «попахивать» «оптимизационностью», в связи с чем она вполне может попасть под пристальное внимание фискалов при проверке. В этом плане рекомендуем перечитать наш материал по переоценке ОС «Переоценка основных средств: учитываем все нюансы» // «БН», 2016, № 1-2.

* См. ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.01 г. № 2658.

Что же касается возможной амортизационной «выгоды» вследствие расчета в бухучете суммы амортизации уже с дооцененной стоимости ОС, то ее, к сожалению, призвана свести «на нет» «амортизационная» налоговая разница, предусмотренная ст. 138 НКУ (см. обновленную с этого года редакцию п.п. 138.3.1 НКУ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше