Пункт 94 разд. VIII Закона о ЕСВ освобождал хозсубъектов, находящихся в зоне АТО, от их ЕСВ-обязанностей (уплаты ЕСВ, подачи отчетности и т. п.) с 14.04.14 г. и до окончания АТО либо военного или чрезвычайного положения. Также было установлено, что штрафные и финансовые санкции, предусмотренные Законом о ЕСВ, в указанный период к таким плательщикам применяться не должны.
Во исполнение данной нормы Кабмин распоряжением от 30.10.14 г. № 1053-р утвердил Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция. Действовал этот Перечень в период с 30.10.14 г. по 04.11.14 г., т. е. буквально 6 дней, после чего был приостановлен распоряжением КМУ от 05.11.14 г. № 1079-р.
Это привело к тому, что ЕСВ-льгота для хозсубъектов из АТО, прописанная в п. 94 разд. VIII Закона о ЕСВ, фактически не действовала, так как территория АТО была не определена. Шанс воспользоваться этой льготой указанные хозсубъекты получили с 02.12.15 г., когда начал действовать новый Перечень, утвержденный распоряжением КМУ от 02.12.15 г. № 1275-р.
Но не тут-то было. С 01.01.16 г. законодатели отменили п. 94 разд. VIII Закона о ЕСВ и лишили ЕСВ-льгот плательщиков из зоны АТО (см. Закон Украины от 24.12.15 г. № 911-VIII).
Что мы получили в итоге?
Для плательщиков, которые находились на учете в органах доходов и сборов на территории проведения АТО, ЕСВ-льгота фактически не работала. Наравне со всеми они обязаны были начислять и уплачивать ЕСВ, а также подавать ЕСВ-отчетность в обычном порядке. За несвоевременную уплату ЕСВ такие плательщики несут ответственность на общих основаниях.
Таков неутешительный вывод комментируемого письма.