В комментируемом письме налоговики ответили на два вопроса:
1) облагать ли НДФЛ и военным сбором (ВС) суммы компенсации, выплачиваемой работнику за использование его автомобиля в служебных целях?
2) как отразить в НДС-учете стоимость топлива, приобретаемого предприятием для эксплуатации (использования) автомобиля работником в служебных целях?
НДФЛ- и ВС-обложение. Что касается первого вопроса, то здесь без сюрпризов. Контролеры остались на своих прежних позициях, подтвердив, что компенсация за использование автомобиля работника в хоздеятельности предприятия включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход такого плательщика как дополнительное благо. Кстати, аналогичный вывод содержится и в разъяснении, размещенном в категории 103.04 ЗІР ГФСУ.
Соответственно, такое допблаго на общих основаниях облагается:
• НДФЛ (п.п. «а» и п.п. «г» п.п. 164.2.17 НКУ);
• ВС (п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Поэтому, согласно п.п. 168.1.1 НКУ предприятие как налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика (наемного работника — собственника автомобиля), обязано удержать НДФЛ с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 НКУ. Для НДФЛ она составит 18 %, для ВС — 1,5 %.
Сумму выплаченной работнику компенсации следует отразить в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «126».
НДС-учет топлива. И здесь контролеры порадовали. Фискалы, проанализировав нормы НКУ, пришли к вполне логичному выводу: плательщик НДС, который в соответствии с условиями договора* обеспечивает арендованное имущество (автомобиль) горюче-смазочными материалами для ведения хозяйственной деятельности, имеет право отнести в состав налогового кредита (НК) суммы «входного» НДС, уплаченные (начисленные) в связи с осуществлением таких расходов. Конечно, при наличии правильно оформленных и зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных (НН).
* Обратите внимание! Использование автомобиля в служебных целях должно быть подтверждено соответствующим договором и первичными документами (путевыми листами).
С таким заключением нельзя не согласиться. Ведь начиная с 01.07.15 г. плательщики НДС обязаны относить в состав НК суммы НДС, уплаченные/начисленные при приобретении или изготовлении товаров/услуг (п.п. «а» п. 198.1 НКУ).
Помешать этому может только отсутствие такой НН в ЕРНН или наличие ошибок в обязательных реквизитах НН (п. 198.6 НКУ).
Выходит, что с 01.07.15 г. п. 198.3 НКУ уже не устанавливает связи между правом плательщика НДС сформировать НК по операции и хозяйственностью осуществленных расходов.
В то же время в НКУ все еще есть п.п. «в» п. 198.5, требующий начислить «компенсирующие» налоговые обязательства (НО) исходя из стоимости приобретенных товаров/услуг, если они используются/начинают использоваться не в рамках осуществления хоздеятельности.
Внимание! Нехозяйственным использованием горюче-смазочных материалов, по мнению контролеров, считается также использование таких материалов сверх установленных норм.
Для определения границ нехозяйственного расхода топлива фискалы советуют обращаться к Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 (ср. ). Свои нормы расхода топлива устанавливать нельзя.
Нюанс. Если линейные нормы расходов, а также временные нормы расходов для определенной марки автомобиля в указанном документе отсутствуют, предприятие может заказать их в ГосавтотрансНИИпроекте, подав соответствующее заявление.
Предупреждаем: если этого не сделать, то сверхлимитным будет считаться 100 % использованного топлива. Поэтому на всю его стоимость придется начислить «компенсирующие» НО.