Теоретически контролеры могут оштрафовать за задержку регистрации в ЕРНН налоговой накладной (НН), выписанной в 2015 году. Ведь для применения штрафных (финансовых) санкций к налогоплательщикам у контролеров есть 1095 дней (ст. 114 и 102 НКУ).
Но! С НН-2015 не все так просто. Дело в том, что возможность применить штраф за задержку регистрации таких НН зависит от периода, в котором они были составлены.
Например, в случае нарушения сроков регистрации НН/ РК в ЕРНН, составленных до 01.10.15 г., нормы «штрафного» п. 1201.1 НКУ вообще не применялись ( п. 35 подразд. 2 разд. XX НКУ).
А это значит, что если вы опоздали с регистрацией НН, дата составления которых приходится на период с 01.07.15 г. по 30.09.15 г. — штрафы согласно п. 1201.1 НКУ вам не грозят.
Но хотим предупредить: порой налоговики склонны ориентироваться не на начальную дату 01.07.15 г., а на дату вступления в силу Закона Украины от 16.07.15 г. № 643 — 29.07.15 г. (письмо ГФСУ от 12.10.15 г. № 21562/6/99-99-19-03-02-15). Поэтому не исключено, что задержка регистрации НН, выписанных с 01.07.15 г. по 29.07.15 г., может стать предметом повышенного внимания контролеров.
В этом случае дополнительным аргументом против применения штрафов будет тот факт, что на момент «нарушения» п. 1201.3 НКУ обязывал Минфин утвердить Порядок применения таких штрафных санкций.
Соответственно и налоговики должны были применять штрафы за просрочку регистрации НН в ЕРНН лишь в соответствии с этим Порядком.
Поскольку Минфин такой Порядок не утвердил, а с 01.01.16 г. эту норму и вовсе убрали из НКУ, то фактически контролеры лишились права штрафовать плательщиков НДС за нарушение сроков регистрации НН/РК в ЕРНН в 2015 году.
Однако фискалы могут пойти другим путем и настаивать в этом случае на применении п. 11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Согласно данной норме ответственность за нарушения у налогоплательщиков наступает на основании тех норм законодательства, которые действуют на момент выявления такого нарушения (письмо ВАдСУ от 24.11.11 г. № 2198/11/13-11).
Выходит, из-за того, что сейчас контролеры могут штрафовать плательщиков НДС, не руководствуясь порядком от Минфина, у них просто «развязаны» руки.
В таком случае остается уповать лишь на п. 58 Конституции Украины, который гласит: законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
В данном случае налицо расширение полномочий налоговых органов и ухудшение положения налогоплательщиков. А значит, применять штрафные санкции фискалы не вправе (постановление Полтавского окружного админсуда от 16.02.16 г. № 816/4843/15).
Админштраф. Напомним: ст. 1631 КоАП предусматривает ответственность должностных лиц плательщика НДС за нарушение установленного законом порядка ведения налогового учета в виде штрафа в размере от 85 до 170 грн. (от 170 до 255 грн. — в случае повторного нарушения в течение года).
Однако такой ответственности можно избежать, если продавец своевременно отразит налоговые обязательства по НН, зарегистрированной в ЕРНН с нарушением установленных сроков, в НДС-декларации (категория 101.30 ЗІР ГФСУ).
Но даже если он забудет это сделать — от админнаказания можно уйти. Ведь нарушение в виде несвоевременной регистрации НН является «разовым» нарушением. К админответственности за такое нарушение можно привлечь не позднее чем через 3 месяца после совершения правонарушения (п. 2 ст. 38, ст. 221 КоАП).
Но! Если на момент проведения проверки НН не зарегистрирована, такое нарушение квалифицируют как «длящееся». К ответственности за него могут привлечь не позднее 3 месяцев со дня его выявления.