Теоретически сумму налоговых обязательств, определенную в уточняющем расчете (УР), необходимо перечислять на НДС-счет.
А все потому, что Закон № 1797* внес изменения в п. 2001.6 НКУ. В результате чего, начиная с 01.01.17 г., по итогам отчетного налогового периода, а также в случае подачи УР к НДС-декларации плательщик НДС обязан перечислять суммы НДС в бюджет в порядке, определенном ст. 200 НКУ. То есть через НДС-счет.
Об этом поспешили предупредить плательщиков НДС и контролеры. Добавив при этом, что в случае необходимости уплаты НДС-обязательств на основании УР плательщикам НДС нужно будет пополнять собственный НДС-счет. Конечно, при условии недостаточности средств на НДС-счете для уплаты таких НО («Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2017, № 1-2, с. 6).
А теперь внимание! Несмотря на вышеупомянутые изменения, в Порядке № 569** до сих пор есть п. 25, который обязывает плательщиков НДС уплачивать НО по УР исключительно с текущего счета.
Более того, в категории 101.08 ЗІР ГФСУ все еще находятся разъяснения (их так и не перевели в разряд недействующих), в которых фискалы предписывают плательщикам НДС перечислять средства в случае подачи УР по «старым» правилам (т. е. напрямую в бюджет).
Как тогда быть?
Конечно, с одной стороны, исходя из требований НКУ можно следовать новому алгоритму уплаты НО по УР (через НДС-счет в СЭА). Ведь как-никак, а в Украине действует принцип верховенства права. Следовательно, нормы НКУ имеют более высокую юридическую силу, чем нормы постановлений Кабмина (в нашем случае — Порядок№ 569).
Но! С другой стороны, нужно учесть тот факт, что изменения в НКУ принимались в последние дни уходящего года. Поэтому времени на подготовку к таким новшествам у Кабмина не было. Соответственно программное обеспечение налоговиков до сих пор работает на «старых рельсах».
То, что нужен некий переходный период, понимали и сами депутаты. Принимая Закон № 1797, они предусмотрели для Кабмина срок, в течение которого можно было бы внедрить в жизнь все «покращення» .
Такой срок прописан в п. 5 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1797. Согласно данной норме, Кабмин обязан в 3-месячный срок со дня вступления в силу указанного документа привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 1797.
Закон № 1797 вступил в силу 01.01.17 г. Поэтому у Кабмина фактически есть время до 1 апреля, чтобы привести Порядок № 569 в соответствие с требованиями НКУ. Ну а вместе с ним и настроить программное обеспечение, способное работать в новых условиях без потерь для самих плательщиков НДС.
Наш совет: не спешите жить по-новому. Налоговики на местах тоже настаивают на уплате НДС по УР напрямую в бюджет.
Если же вы все-таки решитесь следовать новым правилам, то дополнительным «бонусом» будет увеличение регистрационного лимита в СЭА. Но не удивляйтесь, если у вас возникнет налоговый долг на бюджетном счете и контролеры будут требовать повторно уплатить ту же сумму в бюджет.
Что касается шрафных санкций за «несвоевременную уплату» таких сумм, то контролеры не смогут их начислить, если на НДС-счете была достаточная сумма для их погашения. Ведь именно НДС-счет является источником самостоятельной уплаты денежных обязательств по НДС ( п. 87.1 НКУ). А вот «старые» обязательства, возникшие до 01.07.15 г., нужно погашать напрямую с текущего счета на бюджетный счет.