Приказом, который комментируется, вносятся изменения в: (1) Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1588 (далее — Порядок), и (2) Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом МФУ от 14.11.14 г. № 1130 (далее — Положение).
Кроме того, этим приказом предусматривается, что плательщики могут:
• просмотреть информацию об объектах налогообложения, в том числе об идентификаторе, присвоенном ГФСУ, в частной части Электронного кабинета плательщика;
• подать в контролирующий орган изменения об объекте налогообложения.
В то же время установлено, что со дня вступления в силу этого приказа утратят силу такие документы, которые были выданы контролерами:
1) справка о взятии на учет налогоплательщика по ф. № 4-ОПП. Правда, кроме тех, которые были выданы плательщикам, сведения о которых не подлежат включению в ЕГР по новой ф. № 34-ОПП. В этом случае справки по ф. № 4-ОПП применяются до момента возникновения изменений в данных плательщика, которые указываются в ней;
2) сообщение о включении налогоплательщика в категорию плательщиков отдельных налогов по ф. № 16-ОПП.
Порядок. Изменения в нем касаются порядка взятия на учет налогоплательщиков как по основному, так и по неосновному месту учета. В частности, отметим:
• в новой редакции изложен п. 3.12 относительно порядка учета в Едином банке данных юридических лиц неприбыльных организаций, которые полностью финансируются из бюджета;
• в случае предоставления документов почтовым отправлением копии документов должны быть удостоверены нотариально или госорганом, который выдал (зарегистрировал) документы или аккредитовал (зарегистрировал, легализовал) налогоплательщика. В случае подачи документов представителем плательщика дополнительно должны быть предъявлены документы, которые удостоверяют его полномочия (п. 4.10);
• аналогичное требование о заверении копий документов при почтовых отправлениях зафиксировано в обновленном п. 6.7 относительно взятия на учет физических лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. Здесь также указано, что в случае подачи документов представителем дополнительно подается экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) документа, который удостоверяет его полномочия.
Ряд новаций касается плательщиков, которые заключили с контролирующим органом договор о признании электронных документов. При соблюдении условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц плательщики могут подать:
• заявление по новой ф. № 17‑ОПП (приложение 9 к Порядку). Имейте в виду: такое заявление может быть подано в контролирующий орган как по неосновному месту учета, так и по основному месту учета (п. 7.2);
• сообщение по новой ф. № 20-ОПП (приложение 10 к Порядку). Сообщение предоставляется в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика (п. 8.4);
• заявление по новой ф. № 1-ОПП (приложение 5 к Порядку) с отметкой «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку» (п. 9.3).
Установлено, что при переводе плательщика на обслуживание с одного контролирующего органа в другой информация об изменении места учета должна доноситься к сведению плательщиков в 10-дневный срок после утверждения перечня (п. 10.23).
Положение. Изменений меньше, но они тоже существенные:
• форма регистрационного заявления плательщика НДС (ф. № 1-ПДВ) изложена в новой редакции;
• из перечня справочных данных, которые не включаются в Реестр плательщиков НДС, изъяты данные о телефонах (п. 2.2 разд. II);
• в случае перерегистрации второй лист регистрационного заявления плательщиком НДС не заполняется и не подается (п. 4.2 разд. IV).
Приказ вступит в силу через 30 дней со дня его официального опубликования (на момент подготовки этого номера не опубликован).