Учитываем призывников и военнообязанных

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист
Бухгалтерская неделя Февраль, 2017/№ 8
К сожалению, тема военнообязанных и призывников в последнее время особенно злободневна. Сегодня на повестке дня — новые правила организации и ведения их воинского учета. Напомним, что да как было раньше, и рассмотрим «под микроскопом» свежие изменения.

В зоне нашего интереса в первую очередь:

призывники (мужчины, которым исполнилось 18 лет и больше (до 27 лет), приписанные к призывным участкам), и

военнообязанные (лица, пребывающие в запасе, предельный возраст которых определен в ст. 28 Закона № 22321).

1 Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Да еще допризывники (юноши, которым на день приписки исполнилось 17 лет). Все они подлежат воинскому учету. Документ, который с недавних пор регулирует правила такого учета, — кабминовский Порядок № 9212. Именно о нем и пойдет сегодня речь. Но перед тем, как приступить к его анализу, рассмотрим основные моменты прежних правил учета призывников и военнообязанных.

2 Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921.

Как было

Правовое регулирование в этой области до появления упомянутого Порядка № 921 стояло на трех китах: Законе № 2232, Положении № 3773 и разработанной во исполнение последнего Инструкции № 6604.

3 Положение о воинском учете военнообязанных и призывников, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377.

4 Инструкция по организации ведения воинского учета…, утвержденная приказом Министра обороны от 15.12.10 г. № 660.

Стоит сказать, что Положение № 377 до 23.08.16 г. имело гриф «Для служебного пользования». Соответственно долгое время текст этого документа никто не видел. Но вот Инструкция № 660 была, так сказать, для всех. То есть через нее опосредованно исполнялось то, что было прописано в Положении № 377. В этой связи, говоря дальше о прежних правилах воинского учета, мы будем опираться именно на Инструкцию № 660. А когда перейдем к разговору о нынешних правилах, новый Порядок № 921 будем тоже сравнивать с этой Инструкцией.

Обратите внимание: КМУ обязал центральные органы исполнительной власти (в том числе Минобороны) привести свои акты в соответствие с Порядком № 921 в течение месяца. Так что Инструкцию № 660 должны рано или поздно переписать под действующий Порядок.

Итак, предприятия обязаны вести персональный воинский учет. Ему подлежат военнообязанные и призывники, которые уже состоят на учете в районных (городских) военкоматах (п. 1.2 Инструкции № 660).

Персональный воинский учет ведется с использованием типовой формы первичного учета № П-2 «Личная карточка работника».

Форма утверждена совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.09 г. № 495/656.

Прежде чем перейти к обязанностям предприятия, отметим, что с принятием Порядка № 921 их перечень не изменился. Это связано с тем, что он закреплен законодательно. Однако Порядок № 921 предусматривает ряд новых нюансов, о которых мы поговорим ниже. А пока о том, что…

Как было, так и осталось

Обязанности предприятия в рамках учета призывников и военнообязанных следующие:

• проверять у сотрудников при приеме на работу наличие учетных документов.

При этом прием на работу военнообязанных/призывников осуществляется только после взятия их на воинский учет в военкоматах или в случае пребывания на воинском учете в СБУ (п. 3.4 Инструкции № 660, п. 37 Порядка № 921);

• обеспечивать явку призывников/военнообязанных в военкоматы по их вызову (ч. 1 ст. 38, ч. 2 ст. 29, ч. 8 ст. 15 Закона № 2232, п. 47 Порядка № 921);

• уведомлять об уволенных и принятых призывниках и военнообязанных в 7-дневный срок;

• вносить изменения в учетные данные призывников и военнообязанных в течение 5 дней с момента получения соответствующих документов. Данные, о которых здесь идет речь, касаются семейного положения, места проживания, образования, места работы и должности. Кроме того, отчитываться об этих изменениях до 5 числа ежемесячно районным (городским) военкоматам;

• проводить сверки учетных данных с военкоматами не реже 1 раза в год;

• оформлять «бронь» военнообязанных;

• получать под расписку от работников их военно-учетные документы для подачи в военкоматы для сверки с учетными данными и бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;

• составлять и подавать ежегодно до 1 декабря списки граждан, которые подлежат приписке к призывным участкам, в военкомат. Кроме того, в этот список включаются также молодые люди старше 17 лет, которые ранее не были приписаны к призывному участку. Их год рождения указывают в графе 2 списка (п. 2 Пояснений к составлению списка, приведенных в приложении 2 к Инструкции № 660);

• уведомлять военкоматы о призывниках/военнообязанных, которые нарушают правила воинского учета;

• вести и хранить журнал учета результатов проверок состояния воинского учета призывников и военнообязанных и сверок их учетных данных с данными районных (городских) военкоматов.

Персональный учет призывников и военнообязанных возлагается на руководителя предприятия. Такое правило устанавливается ч. 5 ст. 34 Закона № 2232 (ср. 025069200). Естественно, директор передает эту «почетную обязанность», как правило, кому-то из кадровой службы.

Как стало

А теперь пройдемся по новшествам, которые предусматривает Порядок № 921.

В первую очередь скажем о норме, которая, в принципе, была и раньше (см. п. 14 Положения № 377), но сейчас ее чуток подкорректировали. Речь идет о доплате должностному лицу кадрового подразделения (службы управления персоналом) за ведение воинского учета.

Такая необходимость возникает, когда на воинском учете у предприятия находится менее 5005 военнообязанных и призывников.

5 Если больше — в штате предприятия должно быть отдельное должностное лицо (лица), ответственное за ведение воинского учета.

Размер доплаты — не более 50 % должностного оклада. При этом обойденными остались кадровики-госслужащие — им, похоже, такая доплата не положена вообще6. А вот что касается обычных «коммерсов», они вправе установить доплату в любом размере, хоть 1 %.

6 Хотя норма прописана настолько коряво, что из нее можно сделать и противоположное заключение — такая доплата им все-таки положена, причем ее размер НЕ ограничен 50 % оклада…

Обратите внимание: Порядок № 921 изменил правила заполнения некоторых граф разд. ІІ формы № П-2. Для наглядности приведем отличия в таблице.

Как заполнить форму № П-2

1

2

Реквизит

Запись согласно Порядку № 921

1

2

Для рядового, сержантского и старшинского состава (п. 3.7 Инструкции № 660, п. 40 Порядка № 921)

Група обліку

последняя буква военно-учетной специальности (от «А» до «Ч»)

Категорія обліку

1 или 2 + серия и номер военного билета или временного удостоверения

Склад

рядовий, сержантський або старшинський

Військове звання

солдат, старший солдат, молодший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик

Військово-облікова

спеціальність

3-значное кодовое (цифровое) обозначение

Придатність до військової

служби

решение военно-врачебной комиссии в отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе в военное время

Назва військкомату:

• за місцем фактичного проживання;

• за місцем реєстрації

название

Перебування на спеціальному

обліку

номера перечня, пункта, раздела, в соответствии с которым оформлено бронирование. Номер команды (для военнообязанных, которые имеют мобилизационные распоряжения)

Для офицеров запаса (п. 3.8 Инструкции № 660, п. 41 Порядка № 921)

Реквизиты «Група обліку», «Придатність до військової служби» не заполняются

Категорія обліку

разряд запаса в соответствии с записью в военном билете + серия и номер военного билета или временного удостоверения

Склад

командний, інженерний, технічний, юридичний, медичний, ветеринарний

Військове звання

молодший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капітан, майор, підполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник

Військово-облікова спеціальність

6-значное цифровое обозначение

Назва військкомату:

• за місцем фактичного проживання;

• за місцем реєстрації

название

Перебування на спеціальному обліку

номера перечня, пункта, раздела, в соответствии с которым оформлено бронирование. Номер команды (для военнообязанных, которые имеют мобилизационные распоряжения)

Призывники (п. 3.9 Инструкции № 660, п. 42 Порядка № 921)

Реквизиты «Категорія обліку», «Склад», «Військове звання», «Військово-облікова спеціальність», «Придатність до військової служби» не заполняются

Група обліку

призовник

Назва військкомату:

• за місцем фактичного проживання;

• за місцем реєстрації

название военкомата, к призывному участку которого приписан призывник

Перебування на спеціальному обліку

номер пункта (абзаца), части и статьи Закона № 2232, в соответствии с которой предоставляется отсрочка, и дата, до которой она предоставляется

Сверка учетных данных

Порядок № 921 также расширил и конкретизировал положения, которые касаются сверки данных о призывниках/военнообязанных.

Внутренняя сверка проводится по графику, утвержденному руководителем предприятия. Проверяются наличие, соответствие и состояние учетных данных карточек призывников/военнообязанных и военно-учетных документов. Попутно предприятие сообщает военкоматам о нарушителях порядка воинского учета (п. 45 Порядка № 921).

«Внешняя» сверка проводится между предприятиями и военкоматами. Для этого сотрудников, на которых возложены функции по ведению воинского учета, командируют в военкомат. График сверки утверждается распоряжением районной госадминистрации или горсовета. Итоги вносят в соответствующий журнал (приложение 7 к Порядку № 921).

«Не гунди и не перечь, а поди и обеспечь…»7

7 Л. А. Филатов. «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

А сейчас поговорим об обеспечении явки призывника/военнообязанного по требованию районных (городских) военкоматов на призывные участки (пункты предварительного сбора). Теперь становится более-менее ясно, что означает эту явку «обеспечить».

Алгоритм действий таков (п. 47 Порядка № 921):

• издаем приказ об оповещении призывников (военнообязанных) и ознакомляем последних с ним в части, которая касается прибытия в военкомат в определенные им сроки;

• контролируем результаты оповещения и прибытия призывников (военнообязанных) в рай-/горвоенкоматы. Подпись призывника (военнообязанного) в приказе стоит? Значит, оповещение вы проконтролировали. С контролем прибытия несколько сложнее. Для подстраховки предприятие может направить письменный запрос в военкомат и поинтересоваться, дошел работник туда или нет;

• письменно уведомляем районный (городской) военный комиссариат о лицах, которые не исполнили приказ руководителя и не прибыли по вызову.

Ранее Минобороны (см. письмо от 07.02.15 г. № 322/2/964) хотело «повесить» на предприятие еще и уведомление органов внутренних дел о доставке нарушителя в военкомат, что явно выходило за рамки правовых возможностей предприятия. Как понимаете, теперь этот вопрос снимается.

В целом Порядок № 921 более удачно и детализированно закрепляет некоторые процедуры воинского учета. Надеемся, что новая Инструкция, которая должна прийти на смену Инструкции № 660, сгладит все остальные шероховатости Порядка. И тогда всем станет хорошо — и предприятиям, и военнообязанным. Главное, лишь бы не было войны…

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить