Темы статей
Выбрать темы

Автобусные перевозки: билетные баталии

Беляева Елена, налоговый эксперт
С перевозками мы сталкиваемся довольно часто, в частности, в качестве пассажира при поездках на автобусах. Когда и по какой форме водитель обязан выдать билет? Нужно ли при продаже автобусных билетов применять РРО? Каким должен быть билет, чтобы его стоимость можно было беспрепятственно возместить командированному работнику? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.

Организационные моменты

Общие положения, регулирующие перевозки пассажиров автотранспортом, определены Законом об автотранспорте. Так, согласно ст. 35 этого Закона автобусные маршруты по видам сообщения делятся на:

городские — маршрут не выходит за пределы территории населенного пункта. При этом разрешается перевозить стоящих пассажиров автобусами, которые по своей конструкции имеют места для стоящих пассажиров, в количестве, предусмотренном техническими характеристиками автобуса и определенном в регистрационных документах на автобус;

пригородные — такие маршруты соединяют населенные пункты, их протяженность не превышает 50 км. При этом разрешается перевозить стоящих пассажиров в автобусах, которые по своей конструкции имеют места для стоящих пассажиров, в количестве, предусмотренном техническими характеристиками автобуса и определенном в регистрационных документах на автобус;

междугородные — соединяют населенные пункты, их протяженность превышает 50 км. При этом пассажирам обязательно предоставляются сидячие места;

международные — эти маршруты пересекают государственную границу Украины, пассажирам обязательно предоставляются сидячие места.

По видам режимов организации перевозки подразделяют на: регулярные, регулярные специальные и нерегулярные.

Наибольшее распространение имеют регулярные пассажирские перевозки на автобусных маршрутах общего пользования, которые осуществляются на договорных условиях с органами исполнительной власти и местного самоуправления в обычном режиме, а также в режиме экспресса и маршрутного такси.

Перевозки пассажиров в обычном режиме, как правило, осуществляются автобусами по утвержденным маршрутам и графикам движения со всеми остановками. При этом стоимость проезда устанавливается централизованно.

Режим экспресса отличается от обычного только меньшим количеством остановок на маршруте, что сокращает время его прохождения. При этом стоимость проезда на таком автобусе выше.

Пассажирские перевозки на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси имеют свои особенности: пассажирам обязательно предоставляются сидячие места, высадка и посадка пассажиров производится по их требованию, автобусы (микроавтобусы), как правило, более комфортны по сравнению с обычными автобусами, а маршруты востребованы пассажирами, но не являются массовыми.

Документы, на основании которых выполняются пассажирские перевозки на автотранспорте, установлены ст. 39 Закона об автотранспорте. Так, например, при регулярных пассажирских перевозках пассажир должен иметь билет на проезд в автобусе и на перевозку багажа (для льготного проезда —удостоверение установленного образца или справку, на основании которой предоставляется льгота).

Об обязанности пассажира иметь при себе билет на проезд сказано также в ст. 41 Закона об автотранспорте, пп. 41 и 158 Правил № 176.

Кроме того, ч. 2 ст. 42 Закона об автотранспорте предписывает заключать договор перевозки пассажира на маршруте общего пользования между автомобильным перевозчиком и пассажиром. Причем этот договор считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета на право проезда, а для лиц, пользующихся правом льготного проезда, — с момента посадки в автобус.

Обратите внимание! Водитель обязан выдавать билеты пассажирам для проезда и перевозки багажа только в том случае, если он осуществляет регулярные перевозки. В остальных случаях (при осуществлении регулярных специальных и нерегулярных перевозок) билет выдавать необязательно.

Что же такое билет?

Билет — это проездной документ установленной формы, который дает право пассажиру на получение транспортных услуг ( ст. 1 Закона об автотранспорте). Типовые формы билетов на проезд пассажиров на маршрутах общего пользования утверждены приказом № 503, в частности, для:

• междугородных перевозок предназначены формы билетов (тип I, тип II, тип III, тип IV), приведенные в приложении 1 к приказу № 503;

• пригородных — формы билетов (тип ПА-I, тип ПА-II, тип ПА-III), приведенные в приложении 2 к приказу № 503;

• городских — формы билетов (тип МА-I, тип МА-II, тип МА-III) из приложения 3 к приказу № 503.

Типовые формы билетов на проезд пассажиров автотранспортом на междугородных и пригородных маршрутах для реализации автостанциями можно найти в приложении 6 к приказу № 503.

Наличие билета — это не только подтверждение права на проезд, но и указание, что пассажир должен получить транспортные услуги в соответствии со всеми требованиями законодательства. Если же эти требования не будут соблюдены, то именно этот «клочок бумаги» станет главным аргументом при отстаивании пассажиром своих прав. Поэтому всегда сохраняйте билет до окончания поездки.

Автобусные билеты и РРО

Давайте заглянем в п. 4 ст. 9 Закона об РРО. Он разрешает не применять РРО и РК при продаже проездных и перевозочных документов на автотранспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью.

В ситуации, когда пассажирам выдаются билеты без нанесенных типографским способом серии, номера и номинальной стоимости проезда, без РРО не обойтись (при этом можно использовать портативные РРО). Если, конечно, субъект хозяйствования не впишется в освобождение из п. 10 Перечня № 1336, который разрешает проводить расчетные операции без РРО с использованием КУРО и РК при продаже билетов в киосках и салонах транспортных средств для проезда в междугородном автотранспорте, причем без ограничения годового объема расчетных операций.

Как понимают эти две нормы налоговики?

Скажем так, понимают немного специфично. Они требуют, чтобы на каждое транспортное средство в любом случае была зарегистрирована КУРО, даже если речь идет об освобождении на основании п. 4 ст. 9 Закона об РРО (см. категорию 109.07 ЗІР ГФСУ). Это устоявшаяся за долгие годы позиция налоговиков.

«Древним» Порядком регистрации и ведения КУРО и расчетных книжек, утвержденным приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, для пассажирского автотранспорта была предусмотрена специализированная форма КУРО, которая уже давно отменена. Сейчас действует форма КУРО, определенная Порядком регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденным приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547 (ср. ). Она универсальная, единая для всех субъектов хозяйствования независимо от сферы деятельности. Ее налоговики предписывают применять и перевозчикам, адаптируя под свои нужды. При этом записи в КУРО на отдельную хозяйственную единицу (транспортное средство) необходимо вносить на основании расчетных документов (билетов).

Возмещаем расходы на проезд командированному работнику

Документами, которые подтверждают стоимость расходов на проезд, п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ называет:

• транспортные билеты;

• транспортные счета (багажные квитанции);

• электронные билеты при наличии посадочного талона, если его обязательность предусмотрена правилами перевозки на соответствующем транспорте;

• расчетные документы об их приобретении по всем видам транспорта.

Билеты, талоны, квитанции на проезд/перевозку багажа в автобусе, выданные перевозчиком и соответствующие типовым формам из приказа № 503 (с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью), являются достаточным основанием для возмещения работнику расходов на проезд. РРО и РК при продаже таких проездных и перевозочных документов, как мы уже говорили, не применяют ( п. 4 ст. 9 Закона об РРО).

Под эту норму подпадают: автобусные билеты на пригородные перевозки (тип ПА-I, тип ПА-II) (приложение 2), билеты на междугородные и международные маршруты (тип ММ-I) (приложение 7), а также билеты на перевозку багажа: межгород (тип КБ-I) и пригород (тип КБ-II) ( приложения 4, 5 к приказу № 503).

А вот с автобусными билетами на межгород (тип I, тип II, тип III, тип IV из приложения 1 к приказу № 503) может возникнуть заминка. Дело в том, что тарифная стоимость в билетах на пригородные и междугородные маршруты устанавливается путем умножения покилометрового тарифа на расстояние от начала маршрута до середины тарифной зоны ( п. 2 приказа № 503).

Учтите! Печатным способом эта информация в билетах на межгород не наносится. Так что билеты на неполный проезд по межгороду лучше покупать в кассах автостанции. Ведь проездной документ, купленный на автостанции, как правило, одновременно является не только транспортным билетом, но и фискальным чеком РРО. И будет стопроцентно подходить для возмещения расходов на проезд.

А как быть, если автостанции рядом не оказалось?

В случае отсутствия в населенном пункте автостанции или агентства по продаже билетов, а также после закрытия билетно-кассовой ведомости на автостанции билеты может продавать водитель автобуса ( п. 115 Правил № 176).

Так вот, если билет на межгород оплачен посреди маршрута непосредственно в салоне автобуса и получен от водителя, то, скорее всего, в нем стоимость (тарифная стоимость «промежуточного» неполного проезда исходя из покилометрового тарифа и расстояния) и (или) другие реквизиты будут заполнены от руки или вообще могут быть не указаны.

Мининфраструктуры не видит в этом никакой проблемы. В письме от 06.01.17 г. № 62/25/10-17 министерство отмечает, что в случае если приобретенный у водителя билет соответствует типовой форме, содержит информацию о перевозчике, страховщике, страховой сумме, а стоимость проезда, расстояние проезда, пункты отправления и прибытия вписаны в билет вручную печатными буквами, это не является нарушением приказа № 503. То есть такой билет удовлетворяет нормам действующего законодательства и его стоимость можно законно возместить командированному работнику.

Но налоговики подходят к данному вопросу с фискальной точки зрения. Они ссылаются на п. 2 приказа № 503, который требует вносить в билеты печатным способом стоимость проезда по расчетам пассажирских перевозчиков, информацию о перевозчике, страховщике и страховой сумме. Если билеты, которые выдаются пассажирам, не отвечают указанным требованиям или если такие документы не выдаются, то расчеты должны проводиться на общих основаниях.

Такой вывод сделала ГФСУ в письмах от 10.05.17 г. № 7601/5/99-99-14-05-01-16, от 01.12.16 г. № 26059/6/99-99-08-02-01-15.

Кроме того, налоговики напоминают, что согласно ст. 10 Закона об РРО и п. 10 Перечня № 1336 продажу билетов в киосках и салонах транспортных средств для проезда в междугородном автотранспорте разрешено проводить без применения РРО с использованием РК и КУРО.

Таким образом, если в автотранспорте, который осуществляет междугородные перевозки, пассажирам выдаются билеты, форма которых не отвечает требованиям действующего законодательства, то одновременно с таким билетом пассажиру должна выдаваться и расчетная квитанция.

Учитывая изложенное, для того чтобы подтвердить расходы на проезд командированного работника в ситуации, когда в билете на межгород реквизиты, предусмотренные п. 2 приказа № 503, заполнены от руки или вообще не указаны, к билету необходимо приложить расчетную квитанцию по ф. № РК-1, выданную перевозчиком. Без расчетной квитанции работнику подтвердить расходы на проезд по неполному билету не получится.

Если перевозчик — предприниматель-единоналожник

Физлица-единоналожники групп 2 и 3 освобождены от применения РРО, РК и КУРО согласно п. 6 ст. 9 Закона об РРО и п. 296.10 НКУ при условии, что объем их годового дохода не превышает 1 млн грн. Соответственно они имеют право не выдавать фискальные расчетные документы в понимании Закона об РРО.

Налоговики в письмах от 10.05.17 г. № 7601/5/99-99-14-05-01-16, от 01.12.16 г. № 26059/6/99-99-08-02-01-15 отмечают, что предприниматели — плательщики единого налога, которые осуществляют междугородные перевозки, обязаны по требованию пассажира выдавать письменный документ (билет) по форме, утвержденной приказом № 503. То есть предпринимателям-единоналожникам наравне с другими перевозчиками необходимо выполнять требования Правил № 176, п. 115 которых обязывает перевозчиков продавать билеты либо через автостанции и агентства по продаже билетов, либо самостоятельно. А типовые формы билетов как раз и утверждены приказом № 503.

Кроме того, фискалы напоминают, что в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования при предоставлении услуг должны выдавать по требованию покупателя чек или другой письменный документ, удостоверяющий предоставление услуг, с целью выполнения требований Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Таким образом, подтвердить расходы на «автобусный» проезд работник может только билетом установленной формы, в том числе и в ситуации, когда перевозчиком является ФЛП-единоналожник. Если же работник, вернувшийся из командировки, предоставит вам билет «сомнительной» формы, то компенсировать такие расходы, конечно, можно. Но не исключено, что налоговики расценят такую компенсацию как дополнительное благо и потребуют обложить ее НДФЛ и военным сбором. Во избежание споров с проверяющими рекомендуем урегулировать этот вопрос в своем Положении о командировках.

В заключение информацию о документах, подтверждающих стоимость расходов на проезд командированного работника в автобусе, представим в виде таблицы.

Документы, необходимые для возмещения расходов на проезд автобусом

Вид документа

Особенности возмещения расходов

Билет, приобретенный на автостанции

Такой билет, как правило, является фискальным чеком РРО. Смело возмещайте расходы на проезд по нему

Билет типовой формы, утвержденной приказом № 503, с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью

Является достаточным основанием для возмещения расходов на проезд

Билет типовой формы, утвержденной приказом № 503, в котором стоимость проезда и/или другие реквизиты вписаны от руки

К билету обязательно нужно приложить расчетную квитанцию по ф. № РК-1

Билет, полученный от перевозчика, являющегося ФЛП-единоналожником

ФЛП-единоналожники с годовым доходом до 1 млн грн. на законных основаниях не применяют РРО, КУРО и РК. Без опасений компенсировать расходы на проезд в этой ситуации можно только при условии, что перевозчик выдал работнику билет типовой формы по приказу № 503. Если же билет произвольной формы, то есть риск, что выплаченную по нему компенсацию расходов на проезд налоговики расценят как допблаго с обложением НДФЛ и военным сбором

Документы и сокращения статьи

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.

Правила № 176 — Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.97 г. № 176.

Приказ № 503 — приказ Минтранссвязи «Об утверждении Типовых форм билетов на проезд пассажиров и перевоз багажа на маршрутах общего пользования» от 25.05.06 г. № 503.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

РК — расчетная книжка.

КУРО — книга учета расчетных операций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше