(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 26
  • № 24
  • № 23
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
25/25
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Июнь , 2017/№ 25

Охрана труда

http://tinyurl.com/y25v8zls
Право на охрану труда (ОТ) закреплено в Конституции Украины. Кроме того, нормами Закона об охране труда определены основные положения по реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Об основных обязанностях работодателей в трудоохранной сфере и пойдет речь в нашей Теме недели.

Законодательство об охране труда

Общие положения

Главным нормативно-правовым актом, который определяет основные положения конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на безопасные и здоровые условия труда, регулирует отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, является Закон об охране труда. Действие этого Закона распространяется на всех юридических и физических лиц, использующих наемный труд.

Кроме того, система нормативных актов в сфере ОТ включает в себя множество других документов: КЗоТ, Закон № 1105, нормативные акты КМУ, Госгорпромнадзора и других органов, осуществляющих госнадзор за ОТ, а также локальные акты предприятия.

Не потеряться в море трудоохранной нормативки поможет Указатель нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда. Последняя редакция этого Указателя по состоянию на 15.07.15 г. утверждена приказом Госгорпромнадзора от 21.07.15 г. № 41 (ср. 064377000). В нем перечислено около 800 документов по вопросам ОТ, принятых самыми разными ведомствами.

Таким образом, перечень документов, на которые следует ориентироваться руководителям предприятий и специалистам отдела ОТ при анализе состояния рабочих мест и оборудования на соответствие безопасным условиям труда, разработке должностных инструкций и инструкций по ОТ, достаточно обширен. Мы остановимся на основных вопросах, связанных с ОТ на предприятии.

Обязанности работодателей и работников в сфере ОТ

Обязанности работодателей в сфере ОТ перечислены в ст. 13 Закона об охране труда. В соответствии с ней работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда согласно нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области ОТ.

Финансирование ОТ осуществляется работодателем. В соответствии со ст. 19 Закона об охране труда для предприятий независимо от форм собственности и физлиц, использующих наемный труд, расходы на ОТ должны составлять не менее 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, размер расходов на ОТ устанавливается в колдоговоре с учетом финансовых возможностей предприятия.

Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение требований законодательства об ОТ.

Соблюдать законодательные требования по вопросам ОТ обязаны не только работодатели, но и работники. Так, в соответствии со ст. 14 Закона об охране труда работники обязаны, в частности:

• знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по ОТ, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

• проходить предварительные и периодические медосмотры.

Права работников, связанные с ОТ, а также предоставляемые им льготы и гарантии рассмотрим далее.

Гарантии прав на ОТ

Прежде всего следует помнить, что условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих нормативно-правовым актам по ОТ.

Работнику нельзя предлагать работу, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья.

К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.

При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника под подпись об условиях труда и о наличии на его рабочем месте еще не устраненных опасных и вредных производственных факторов, возможных последствиях их воздействия на здоровье, а также о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях согласно законодательству и колдоговору.

В частности, согласно ч. 1 ст. 7 Закона об охране труда работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляемые в порядке, установленном законодательством.

Работник имеет право отказаться от порученной работы, если сложилась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья или для окружающих его людей либо для производственной или окружающей среды. Он обязан немедленно уведомить об этом непосредственного руководителя или работодателя. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по ОТ предприятия при участии представителя профсоюза, членом которого является работник, или уполномоченного работниками лица по вопросам ОТ (если профсоюз на предприятии не создавался), а также страхового эксперта по ОТ. При этом за период простоя не по вине работника за ним сохраняется средний заработок.

Также за работником сохраняются место работы и средний заработок на время остановки эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом госнадзора за ОТ или службой ОТ.

Работник имеет право в определенный им срок расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не выполняет законодательство об ОТ, не соблюдает условия колдоговора по этим вопросам. При этом работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном колдоговором, но не менее трехмесячного заработка ( ст. 44 КЗоТ).

Работника, который по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению нуждается в предоставлении более легкой работы, работодатель должен перевести с его согласия на такую работу на срок, указанный в медицинском заключении, и в случае необходимости установить сокращенный рабочий день и организовать проведение обучения работника по освоению другой профессии согласно законодательству.

Ущерб, причиненный работнику в результате повреждения его здоровья или в случае смерти работника, возмещается Фондом соцстрахования согласно Закону № 1105. Вместе с тем работодатель может за счет собственных средств осуществлять пострадавшим и членам их семей дополнительные выплаты согласно коллективному или трудовому договору.

За работниками, утратившими трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата на весь период до восстановления трудоспособности или до установления устойчивой потери трудоспособности.

В случае невозможности выполнения пострадавшим предыдущей работы производятся его обучение и переквалификация, а также трудоустройство согласно медицинским рекомендациям.

К учащимся и студентам, проходящим трудовое и профессиональное обучение (производственную практику) на предприятиях под руководством их персонала, применяется законодательство об ОТ в том же порядке, что и к работникам предприятия.

ОТ для отдельных категорий работников

Для отдельных категорий работников законодательство предусматривает дополнительные права и гарантии. Рассмотрим их в табл. 1.

Таблица 1. Права и гарантии в сфере ОТ отдельных категорий работников

Категории

работников

Права и гарантии в сфере ОТ

Женщины

Запрещено применять труд женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ, связанных с санитарным и бытовым обслуживанием) ( ст. 10 Закона об охране труда). Перечень таких работ утвержден приказом Минздрава от 29.12.93 г. № 256. Этот запрет распространяется на прием женщин как на полный, так и на неполный рабочий день

Запрещено привлекать женщин к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает нормы, установленные Предельными нормами поднятия и перемещения тяжелых вещей женщинами, утвержденными приказом Минздрава от 10.12.93 г. № 241 ( ст. 10 Закона об охране труда)

Нельзя привлекать женщин к работам в ночное время, кроме тех отраслей народного хозяйства, где это вызвано особой необходимостью и разрешается как временная мера ( ст. 175 КЗоТ).

Беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, запрещено привлекать к работе в ночное время без каких-либо исключений ( ст. 55 и 176 КЗоТ)

Запрещено привлекать к работе в выходные дни и к сверхурочным работам, а также направлять в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет ( ст. 176 КЗоТ)

Беременным женщинам по медицинскому заключению снижают нормы выработки, нормы обслуживания или их переводят на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов. При этом средний заработок по предыдущей работе должен сохраняться ( ст. 178 КЗоТ). До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни.

Женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, в случае невозможности выполнения предыдущей работы также имеют право на более легкую работу с сохранением среднего заработка до достижения ребенком 3-летнего возраста ( ст. 178 КЗоТ).

Если заработок беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, на более легкой работе выше, им выплачивают фактический заработок

По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, в том числе находящегося на ее попечении, или осуществляющей уход за больным членом семьи согласно медзаключению, работодатель обязан установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю ( ст. 56 КЗоТ)

Несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет)

Запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах ( ст. 190 КЗоТ, ст. 11 Закона об охране труда). Перечень таких работ утвержден приказом Минздрава от 31.03.94 г. № 46. В качестве исключения лица, которые обучаются в профессиональных учебных заведениях и проходят производственную практику (производственное обучение), могут находиться на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, но не более 4 часов в день и при условии строгого соблюдения санитарных норм и правил, норм и правил по ОТ

Запрещено привлекать к поднятию и перемещению предметов, масса которых превышает предельные нормы, установленные для них приказом Минздрава от 22.03.96 г. № 59

Запрещено:

• назначать на работы, связанные исключительно с поднятием, удерживанием или перемещением тяжестей;

• привлекать к длительной работе по поднятию и перемещению тяжестей лиц до 15 лет

К работе, требующей поднятия и перемещения тяжестей, допускаются несовершеннолетние, не имеющие медицинских противопоказаний, что подтверждено медицинским свидетельством

Работа несовершеннолетних с грузами не должна превышать 1/3 установленной для такой категории работников продолжительности рабочего времени

Принимаются на работу только после предварительного медосмотра и в дальнейшем до достижения 21 года ежегодно подлежат обязательному медосмотру ( ст. 191 КЗоТ)

Статьей 51 КЗоТ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних работников:

• в возрасте от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю;

• в возрасте от 15 до 16 лет (учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, которые работают в период каникул) — 24 часа в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для лиц соответствующего возраста

Нельзя привлекать к работе в выходные дни, ночное время и к сверхурочным работам ( ст. 11 Закона об охране труда)

Инвалиды

Предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций МСЭК и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, соответствующие специфическим особенностям этой категории работников ( ч. 1 ст. 12 Закона об охране труда)

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов согласно медицинским рекомендациям ( ч. 1 ст. 172 КЗоТ, ч. 2 ст. 12 Закона об охране труда)

Работодатель обязан установить по просьбе инвалида неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда ( ст. 172 КЗоТ)

Привлечь инвалида к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно только с его согласия и при условии, что это не противоречит рекомендациям МСЭК ( ст. 55, 63, 172 КЗоТ)

Как организовать систему ОТ на предприятии

Прописываем ОТ в колдоговоре

Как известно, колдоговор — это основной документ, регулирующий отношения между собственниками предприятия (уполномоченными ими органами) и наемными работниками. Одним из обязательных разделов колдоговора является раздел, устанавливающий взаимные обязательства сторон в отношении регулирования условий охраны труда на предприятии.

Так, в соответствии со ст. 20 Закона об охране труда в колдоговоре стороны предусматривают социальные гарантии работникам в сфере ОТ на уровне не ниже определенного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня ОТ, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, устанавливают объемы и источники финансирования указанных мероприятий по ОТ. Кроме того, колдоговор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии, социально-бытовые льготы.

Приведем примерный перечень положений, которые может содержать раздел «Условия и охрана труда» колдоговора предприятия (см. табл. 2).

Таблица 2. Примерное содержание раздела «Условия и охрана труда» колдоговора

Нормативно-правовой акт

Положения, предусматриваемые в разделе «Условия и охрана труда» колдоговора

Ст. 29 КЗоТ, ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 7 Закона об охране труда

Права работников на льготы и компенсации за работу в условиях действия опасных и вредных производственных факторов:

• бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой;

• право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения;

• другие льготы и компенсации, предоставляемые в порядке, установленном законодательством, а также дополнительные льготы и компенсации, установленные работодателем сверх норм действующего законодательства.

Перечень работ и профессий, занятость на которых дает право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, как правило, оформляется в виде приложения к коллективному договору

Ч. 2 ст. 7 Закона об охране труда

Условия выплаты денежной компенсации на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов при разъездном характере работ

Ч. 2 ст. 8 Закона об охране труда

Обязанность работодателя за свой счет обеспечить приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) работников.

Перечень работ и профессий, на которых работники должны быть обеспечены СИЗ за счет предприятия, как правило, оформляется в виде приложения к колдоговору

Ст. 8 Закона об охране труда, п. 4.3 Положения № 53

Условия компенсации работодателем расходов на приобретение работником СИЗ за свой счет

П. 4.4 Положения № 53

Условия бесплатной выдачи работнику других пригодных СИЗ в случае их досрочного износа, пропажи с установленных мест хранения или порчи и невозможности восстановления

П. 4.5 Положения № 53

Порядок установления срока использования бывших в употреблении СИЗ, выданных другим работникам (после восстановления их пригодности и в надлежащем гигиеническом состоянии). Такой срок устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзной организацией предприятия либо с уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ (при отсутствии профсоюза)

П. 4.8 Положения № 53

Установление времени пользования теплой спецодеждой и спецобувью в пределах сезона. Это время устанавливается работодателем совместно с профсоюзом или уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ (при отсутствии профсоюза) с учетом местных производственных и климатических условий

П. 4.17 Положения № 53

Возможность хранения СИЗ в нерабочее время непосредственно у работников в тех случаях, когда из-за условий работы не может быть применен установленный порядок их хранения (на лесозаготовках, геологоразведочных работах и т. д.)

Ч. 4 ст. 8 Закона об охране труда, п. 7.1 Положения № 53

Условия дополнительной (сверх норм) выдачи СИЗ, если этого требуют фактические условия труда (специфика производства, технологический процесс), а также порядок такой выдачи

Ст. 9 Закона об охране труда

Условия выплаты дополнительных средств пострадавшим в результате несчастного случая на производстве и членам их семей

Ст. 161 КЗоТ, ст. 20 Закона об охране труда

План комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня ОТ, предотвращению случаев производственного травматизма, профзаболеваний, аварий и пожаров

Ст. 162 КЗоТ, ст. 20 Закона об охране труда

Порядок использования средств и материалов для осуществления мероприятий по ОТ, а также объемы и источники финансирования таких расходов.

Напоминаем: в соответствии со ст. 19 Закона об охране труда расходы на ОТ должны составлять не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год

Ст. 139 КЗоТ, ст. 20 Закона об охране труда

Обязанности работников в отношении выполнения требований нормативных актов об ОТ

Ст. 25 Закона об охране труда

Виды и размер стимулирования работников за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда

Ст. 42 Закона об охране труда

Срок, в течение которого уполномоченные наемными работниками лица по вопросам ОТ освобождаются от работы с сохранением среднего заработка для выполнения их обязанностей, связанных с ОТ

Ст. 42 Закона об охране труда

Порядок увольнения, а также привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности лиц, уполномоченных наемными работниками по вопросам ОТ

П. 4 Порядка № 442

Периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раз в 5 лет)

Отдельные положения, касающиеся гарантий и льгот работникам, занятым на работах с опасными и вредными условиями труда, могут быть приведены также в других разделах колдоговора. Например, в разделе «Гарантии, компенсации и льготы» колдоговора может устанавливаться конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска:

• за работу с вредными и тяжелыми условиями труда согласно Списку № 1290-1 (до 35 календарных дней в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях) ( ст. 7 Закона об отпусках);

• за работу с повышенным нервно-эмоциональным и интеллектуальным напряжением или выполняемую в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья согласно Списку № 1290-2 (до 35 календарных дней в зависимости от времени занятости работника в этих условиях) ( ст. 8 Закона об отпусках).

Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона об охране труда в колдоговоре устанавливается размер выходного пособия, выплачиваемого при увольнении работника в связи с нарушением работодателем законодательства об ОТ и несоблюдением условий колдоговора по этим вопросам (не менее трехмесячного заработка).

Алгоритм внедрения ОТ на предприятии

1. Создаем соответствующее структурное подразделение или назначаем уполномоченного работника.

Конечно, за организацию мероприятий по ОТ должен кто-то отвечать. В связи с этим ст. 13 Закона об охране труда обязывает руководителя создавать соответствующие службы и назначать должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов ОТ. Каким образом организовать ОТ на предприятии, рассмотрим в табл. 3.

Таблица 3. Организация ОТ на предприятии

Количество работающих на предприятии

Порядок организации ОТ

50 и более человек

Работодатель создает службу ОТ. Она действует в соответствии с Положением о службе ОТ, которое работодатель разрабатывает на основании Типового положения № 255 с учетом специфики производства и видов деятельности предприятия, численности работников, условий труда и других факторов. Руководители и специалисты службы ОТ по своей должности и зарплате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.

Основные функции и задачи службы ОТ описаны в разд. 2 и 3 Типового положения № 255, а права работников службы ОТ — в разд. 4 этого Типового положения.

Служба ОТ действует в соответствии с планом работы и графиками обследований, утвержденными работодателем.

Рабочие места работников службы ОТ должны размещаться, как правило, в отдельном помещении, обеспечиваться надлежащей оргтехникой, техническими средствами связи и быть удобными для приема посетителей. Для проведения обучения, инструктажей, семинаров, лекций, выставок может создаваться кабинет или уголок промышленной безопасности и ОТ. Рекомендации по организации работы кабинета промышленной безопасности и ОТ утверждены председателем Госгорпромнадзора 16.01.08 г.

Служба ОТ подчиняется непосредственно работодателю. Поэтому отменить предписания службы ОТ может только руководитель предприятия.

Ликвидация службы ОТ допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физлицом

От 20 до 50 человек

Функции службы ОТ могут выполнять по совместительству лица, имеющие соответствующую подготовку: прошедшие обучение по вопросам ОТ в отраслевых учебных центрах или учебных заведениях и учреждениях, которые проводят соответствующее обучение в порядке, установленном Типовым положением № 15. Один раз в 3 года такие лица должны проходить проверку знаний

Менее 20 человек

Для выполнения функций службы ОТ можно на договорных началах привлекать сторонних специалистов, имеющих соответствующую подготовку ( ст. 15 Закона об охране труда, п. 1.4 Типового положения № 255)

Общественный контроль за соблюдением законодательства об ОТ осуществляют профсоюзы, а в случае их отсутствия — уполномоченные наемными работниками лица по вопросам ОТ.

При участии представителей работодателя и трудового коллектива на предприятии разрабатывают Положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ на основании Типового положения № 56. Утверждают его на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия.

Уполномоченных по вопросам ОТ избирают простым большинством голосов, открытым голосованием на срок, определенный общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия или цеха, смены, участка, бригады, звена и т. д.

Внимание! Уполномоченным по вопросам ОТ не может быть избран работник, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

В месячный срок после их избрания уполномоченные по вопросам ОТ проходят за счет работодателя обучение по вопросам ОТ в порядке, предусмотренном Типовым положением № 15.

Не реже одного раза в год уполномоченные по вопросам ОТ отчитываются о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Права и обязанности уполномоченных по вопросам ОТ определены Типовым положением № 56.

С целью обеспечения пропорционального участия работников в решении вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды на предприятии может быть создана также комиссия по вопросам ОТ ( ст. 16 Закона об охране труда). Решение о целесообразности создания этой комиссии, ее количественном и персональном составе принимает трудовой коллектив на общем собрании (конференции) по представлению работодателя и профсоюза.

Положение о комиссии по вопросам ОТ разрабатывают в соответствии с Типовым положением № 55 при участии представителей работодателя и трудового коллектива. Утверждают такое Положение постановлением общего собрания (конференции) трудового коллектива.

В состав комиссии входят представители работодателя (специалисты по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия) и первичной профсоюзной организации, а при отсутствии таковой — уполномоченные работниками лица по вопросам ОТ.

Возглавляет комиссию по вопросам ОТ председатель. Его избирают общим собранием трудового коллектива. А вот заместителя председателя комиссии и ее секретаря избирают непосредственно на заседании комиссии по вопросам ОТ.

Имейте в виду! Избрать председателем комиссии работодателя нельзя.

На должность секретаря может быть избран работник службы ОТ.

Члены комиссии по вопросам ОТ исполняют свои обязанности на общественных началах. Основные задачи, права и порядок организации работы комиссии определены Типовым положением № 55.

2. Разрабатываем и утверждаем локальные акты по ОТ: инструкции, правила, стандарты, регламенты и прочую нормативную документацию. Также разрабатываем учетные формы: графики, журналы, схемы, планы, протоколы, перечни и т. д., — ведение которых позволяет осуществлять контроль за ОТ и составлять статотчетность.

При разработке и утверждении нормативной документации по ОТ на предприятии нужно руководствоваться требованиями Порядка № 132. Согласно п. 2.1 этого Порядка нормативные акты об ОТ разрабатывают на основании приказа (распоряжения) работодателя, в котором определены сроки, исполнители и руководитель разработки необходимых документов. При этом для разработки наиболее важных и сложных проектов может создаваться комиссия или рабочая группа.

Проект нормативного акта по ОТ обязательно согласовывают со службой ОТ (если ее нет — с должностным лицом, на которое возложены обязанности по исполнению функций этой службы) и специалистом по правовым вопросам. Согласованные документы утверждают приказом руководителя. Исключение составляют нормативные акты, которые относятся к компетенции трудового коллектива и утверждаются на его общем собрании (конференции). Это, в частности, Положение о комиссии по вопросам ОТ и Положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ.

Все локальные акты предприятия по ОТ должны соответствовать действующему законодательству, требованиям государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов по ОТ.

3. Обучение и проверка знаний по ОТ.

При организации и проведении инструктажей, обучения и проверки знаний по вопросам ОТ работников руководствуются Типовым положением № 15. На его основе с учетом специфики производства и требований нормативно-правовых актов по ОТ предприятие:

• разрабатывает и утверждает Положение о проведении обучения по вопросам ОТ;

• формирует план-график проведения обучения и проверки знаний по ОТ, который обнародуется работодателем.

4. Проводим аттестацию рабочих мест по условиям труда на предприятиях, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние работающих, а также на их потомков сейчас и в будущем.

Организовать и провести аттестацию вам помогут Методрекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденные постановлением Минтруда от 01.09.92 г. № 41, и Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442.

5. Обеспечиваем работников средствами индивидуальной защиты.

На работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдают бесплатно по установленным нормам спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвреживающие средства ( ст. 8 Закона об охране труда, Положение № 53).

6. Обеспечиваем работников спецпитанием.

Этот «бонус» предусмотрен для отдельных категорий работников ст. 166 и 167 КЗоТ, ст. 7 Закона об охране труда. Так, лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, работодатели обеспечивают молоком или равноценными пищевыми продуктами, на работах с особо вредными условиями труда — лечебно-профилактическим питанием, а в горячих цехах — газированной соленой водой.

Все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, работодатели решают самостоятельно на основании Перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденного приказом Минздрава СССР от 04.11.87 г. № 4430-87, и с учетом ограничений, установленных Порядком бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 г. № 731/П-13.

Лечебно-профилактическое питание выдают в строгом соответствии с Правилами бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания и Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.77 г. № 4/П-1.

7. Проводим медосмотры работников.

Виды и периодичность проведения медосмотров определяются спецификой производства и условиями труда. При проведении обязательных медосмотров руководствуются Порядком проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденным приказом Минздрава от 21.05.07 г. № 246, а также Перечнем работ, где есть потребность в профессиональном отборе, утвержденным приказом Минздрава и Госнадзорохрантруда от 23.09.94 г. № 263/121.

«Охранно-трудовая» ответственность

Хозяйственные санкции

Предприятия и физлица, использующие наемный труд, должны потратить на ОТ не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год. Несоблюдение этого норматива грозит работодателю штрафом в размере 25 % разницы между расчетной минимальной суммой затрат на ОТ в отчетном периоде и фактической суммой таких расходов за этот же период. При этом максимальный размер взыскания не может превышать 5 % среднемесячного фонда зарплаты за предыдущий год.

За неуплату или несвоевременную уплату штрафа предусмотрено начисление пени из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки.

К сведению! Законодательно установленного механизма взыскания указанного штрафа с работодателей на сегодняшний день нет и применить его весьма проблематично (см. письмо Госгорпромнадзора от 17.11.11 г. № 1/02-9.1-9/8.2/8761).

В то же время не стоит забывать о штрафах по ст. 265 КЗоТ, в частности, о штрафе за нарушение прочих требований трудового законодательства в размере 1 минзарплаты (в 2017 году — 3200 грн.).

Кроме штрафов, к админхозсанкциям также можно отнести запреты либо ограничения:

• эксплуатации предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений;

• выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда;

• выполнения определенных работ;

• применения новых опасных веществ;

• реализации продукции.

Перечисленные санкции могут вводиться по результатам проверки Гоструда.

Помимо этого, нарушение требований нормативно-правовых актов по ОТ может повлечь за собой аннулирование выданных ранее разрешений, в частности, на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности ( ст. 21 Закона об охране труда).

Админштрафы

Должностные лица и другие работники предприятия, а также физлица-предприниматели могут привлекаться к админответственности за нарушения в сфере ОТ (см. табл. 4).

Таблица 4. Админответственность за нарушения ОТ-законодательства

Вид нарушения

Лица, привлекаемые к ответственности

Санкция за нарушение

1. Нарушение сроков проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения ( ч. 1 и 2 ст. 41 КоАП)(1)

Должностные лица предприятий и ФЛП

Штраф в размере от 510 до 1700 грн. (за повторное в течение года нарушение — штраф от 1700 до 5100 грн.)

2. Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об ОТ ( ч. 5 ст. 41 КоАП)(2)(3)

Работники

Штраф в размере от 68 до 170 грн.

Должностные лица предприятий и ФЛП

Штраф в размере от 340 до 680 грн.

3. Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) Гоструда о несчастном случае на производстве ( ч. 6 ст. 41 КоАП)(3)

Должностные лица предприятий и физлица, использующие наемный труд

Штраф в размере от 340 до 850 грн.

4. Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Гоструда ( ст. 93 КоАП)(3)

Работники

Штраф в размере от 68 до 170 грн.

Должностные лица предприятий

Штраф в размере от 340 до 680 грн.

5. Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Гоструда ( ст. 94 КоАП)(3)

Работники

Штраф в размере от 68 до 170 грн.

Должностные лица предприятий

Штраф в размере от 510 до 1700 грн.

6. Невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда об устранении нарушений законодательства об ОТ или создание препятствий для деятельности этого органа ( ст. 1884 КоАП)(3)

Работники

Штраф в размере от 102 до 170 грн.

Должностные лица

Штраф в размере от 510 до 1700 грн.

7. Несвоевременное информирование Фонда соцстрахования о произошедших несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях, изменениях технологии работ или вида деятельности ( ст. 1654 КоАП)(4)

Должностные лица предприятий и физлица, использующие наемный труд

Штраф в размере от 136 до 255 грн. (за повторное нарушение в течение года — штраф в размере от 170 до 340 грн.)

(1) Право составлять админпротоколы по этим нарушениям принадлежит Гоструда и должностным лицам, уполномоченным исполкомами сельских, поселковых или горсоветов. Рассматривают эти дела районные, районные в городе, городские или горрайонные суды.

(2) Ранее нарушения санитарных норм в рамках ч. 5 ст. 41 КоАП были в сфере контроля СЭС. В настоящее время система «надзирателей» за санитарным законодательством реформируется. СЭС находится в процессе ликвидации, а КоАП под последние изменения не модернизировали. Получается, что привлечь нарушителя к ответственности по ч. 5 ст. 41 КоАП сегодня достаточно проблематично.

(3) Эти штрафы применяют органы Гоструда.

(4) Штрафы за указанные нарушения налагают органы Фонда соцстрахования.

Напомним, что по общему правилу срок давности для привлечения к админответственности составляет 2 месяца со дня совершения нарушения, а если нарушение длящееся — 2 месяца со дня его выявления контролирующим органом ( ст. 38 КоАП).

Если санкции налагают суды (как в случае со штрафами по ч. 1 и 2 ст. 41 КоАП), то срок давности составляет 3 месяца со дня совершения нарушения, а по длящимся правонарушениям — 3 месяца со дня их выявления контролерами.

За отдельные нарушения в сфере ОТ виновные лица могут привлекаться также к уголовной ответственности, в частности, если в результате совершенных действий причинен вред здоровью людей, погибли люди или возникли другие тяжелые последствия. Но надеемся, что до этого у вас не дойдет. Соблюдайте нормативно-правовые акты по ОТ. Ведь это не просто формальность, а в буквальном смысле вопрос жизни и смерти.

Документы и сокращения Темы недели

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Положение № 53 — Положение о порядке обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом Госгорпромнадзора от 24.03.08 г. № 53.

Список № 1290-1 — Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденный постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290.

Список № 1290-2 — Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержденный постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290.

Типовое положение № 255 — Типовое положение о службе охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда от 15.11.04 г. № 255.

Типовое положение № 15 — Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда от 26.01.05 г. № 15.

Типовое положение № 56 — Типовое положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Госгорпромнадзора от 21.03.07 г. № 56.

Типовое положение № 55 — Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утвержденное приказом Госгорпромнадзора от 21.03.07 г. № 55.

Порядок № 132 — Порядок проработки и утверждения работодателем нормативных актов по охране труда, действующих на предприятии, утвержденный приказом Госнадзорохрантруда от 21.12.93 г. № 132.

ОТ — охрана труда.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
охрана труда добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье