Счета-фактуры (инвойса) недостаточно для оприходования импортных товаров

В избранном В избранное
Печать
Децюра Сергей, Карпова Влада, Ушакова Лилия
Бухгалтерская неделя Май, 2017/№ 18

В комментируемом письме столичные налоговики высказали свою позицию по поводу статуса счета-фактуры (инвойса) как первичного документа.

Напомним: в письме Минфина от 16.02.17 г. № 31-11410-06-5/4339 // «БН», 2017, № 10, с. 7, на которое ссылаются и налоговики, были приведены условия, при которых счет-фактура (инвойс) может использоваться в качестве первичного документа без составления акта приема-передачи товаров (работ, услуг).

В частности, Минфин пришел к выводу, что это возможно только в случае оплаты этого счета, которая подтверждается соответствующими документами (платежным поручением, расчетным чеком, кассовым чеком, расчетной квитанцией, выпиской с карточного счета, квитанцией к приходному кассовому ордеру и т. п.).

При этом счет-фактура может быть составлен в бумажной или электронной форме и должен иметь реквизиты, которые дают возможность идентифицировать хозяйственную операцию и ее участников, а именно:

• наименование предприятия, от имени которого составлен счет-фактура;

• название контрагента;

• содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

• личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое участвовало в оформлении счета-фактуры.

И вот вопрос о статусе счета-фактуры (инвойса) при совершении ВЭД-операций на приобретение товаров был задан налоговикам.

Контролеры в комментируемом письме пришли к правильным выводам.

Они заметили, что инвойс фактически является документом, согласно которому производится оплата за товар. Однако счета-фактуры не фиксируют хозяйственную операцию, распоряжение или разрешение на ее проведение и имеют только информационный характер.

По мнению налоговиков, инвойс можно считать первичным документом. Но в ситуации импорта товара при наличии только инвойса часть информации будет недоступной. Например, будет отсутствовать дата поступления товара, поскольку инвойс обычно оформляется ранее в таможенной декларации. В результате этого при наличии только инвойса будет неизвестно, какой именно курс валют НБУ применять, что сделает невозможным определение фактической стоимости товара, а также размер таможенных платежей и НДС.

На основании изложенного налоговики пришли к выводу, что для оприходования товара недостаточно располагать одним инвойсом, нужно обязательно иметь в наличии и таможенную декларацию, которая является первичным документом.

Мы согласны с налоговиками. Действительно, во внешнеэкономической деятельности счет-фактура (инвойс) может подтверждать только факт оказания услуг, и то, при условии, что он оформляется уже после оказания услуг и содержит все необходимые данные, подтверждающие факт их оказания. Разумеется, такой счет должен содержать все реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Заметим также, что нежелательно использовать счет-фактуру в качестве первичного документа во внутриукраинских операциях оказания услуг. Ведь в отечественной практике счет-фактура обычно оформляется именно для оплаты товаров (работ, услуг). Причем в редких случаях такой счет выписывают уже после факта оказания услуг и в нем содержится вся необходимая информация именно об оказанных уже услугах. А без этого счет-фактура (пусть и оплаченный) не может являться первичным документом, подтверждающим факт оказания услуг.

К тому же у плательщиков НДС использование такого документа может вызвать путаницу с НДСным учетом, поскольку одним из событий для начисления налоговых обязательств по НДС является дата оформления документа, подтверждающего факт оказания услуг ( абз. «б» п. 187.1 НКУ). Поэтому имеет смысл факт оказания услуг в пределах Украины подтвердить отдельным документом, например, актом приема-передачи услуг.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить