(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 22
  • № 19-20
  • № 18
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
16/28
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Май , 2017/№ 21

Летние площадки возле кафе: о чем следует помнить

http://tinyurl.com/yxdey4vz
Наступает летняя пора. Владельцы заведений ресторанного хозяйства начинают заманивать клиентов отдыхом на свежем воздухе. Для этого, как правило, создают летние площадки. Однако при расширении таким образом сферы своей деятельности следует учитывать целый ряд нюансов и требований. О том, на что следует обратить внимание, открывая такие объекты, поговорим ниже.

Размещение летних площадок

Сейчас определения термина «летняя площадка» в законодательстве Украины нет. Раньше оно было в п. 7 Порядка занятия торговой деятельностью и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108. Но данный нормативно-правовой акт утратил силу.

Теперь упоминание о таком объекте можно отыскать лишь в Государственном стандарте Украины ДСТУ 4281:2004 «Заведения ресторанного хозяйства. Классификация», утвержденном приказом Госпотребстандарта от 31.03.04 г. № 59, на который ссылается Порядок № 833. Так, в таблице 2 «Номенклатура дополнительных услуг, которые предоставляют заведения ресторанного хозяйства» этого стандарта указано, что заведения ресторанного хозяйства могут организовать открытые площадки для питания.

Перед тем, как организовывать летнюю площадку, субъект хозяйствования должен получить соответствующие разрешительные документы на ее создание. Подробно о том, что это за документы и где их получить, читайте в «БН», 2016, № 21, с. 19.

В данном материале мы поговорим о наиболее распространенных летних площадках. То есть тех, которые открываются возле действующих заведений ресторанного хозяйства, а именно ресторанов, баров, кафе, закусочных, буфетов.

Внимание! При столовых и кафетериях открывать летние площадки запрещено, следовательно, такие типы ресторанных хозяйств заинтересовать клиентов отдыхом на свежем воздухе не смогут.

Начнем с того, что для летних площадок, которые открываются на территории, прилегающей к уже существующему заведению ресторанного хозяйства, отдельных разрешительных документов, как правило, получать не нужно, поскольку они получены на уже существующее заведение ресторанного хозяйства.

В то же время летние площадки относятся к малым архитектурным формам. Поэтому независимо от того, являются они частью уже существующего кафе или отдельно стоящими, при их размещении на улицах и дорогах следует учитывать требования Правил № 198. В соответствии с этими требованиями летние площадки размещаются:

1) за пределами тротуара, пешеходных дорожек на расстоянии не меньше чем 1 м (от тротуара, дорожки, аллеи) и не ближе чем 5 м до проезжей части дорог и улиц (п. 27 Правил № 198);

2) на улицах и дорогах, где существующие здания, сооружения и ограждения размещены на расстоянии меньше чем 5 м от проезжей части — в одну линию с фасадами зданий, сооружений или ограждениями (п. 28 Правил № 198).

Около каждой такой летней площадки должно быть наружное искусственное освещение и оборудованные урны для мусора.

Также существуют и места, где такие площадки вообще размещать запрещено (п. 35 Правил № 198), а именно:

• около фасадов административных и культовых зданий, непосредственно около памятников, фонтанов, клумб, обзорных и панорамных площадок, скульптурных и других элементов отделки зданий и декоративного благоустройства территории;

• ближе чем за 20 м до перекрестков улиц;

• в охранных зонах инженерных коммуникаций;

• на остановках общественного транспорта на расстоянии ближе чем 20 м в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который обозначает эту остановку;

• на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

• ближе чем за 100 м до железнодорожных переездов.

Если ваша летняя площадка не нарушает вышеописанных требований, то можете ее смело создавать. Но при запуске в работу такой площадки нужно учитывать ряд других организационных требований. О том, что это за требования, читайте дальше.

Организационные требования

Режим работы. Первое, о чем должен позаботиться субъект хозяйствования, который открывает летнюю площадку, — это определение режима ее работы. Устанавливать ее будет субъект хозяйствования самостоятельно.

При этом следует учитывать, что по большей части заинтересовывает клиентов работа летних площадок в вечернее и ночное время. Поэтому когда вы устанавливаете режим работы своих площадок, вам следует ориентироваться на требования местных органов власти относительно работы таких площадок в ночное время.

Например, распоряжением местной власти может ограничиваться звучание музыки через усилительную аппаратуру (выступления вокально-инструментальных ансамблей, солистов, «караоке», звуко- и видеовоспроизводящей аппаратуры и т. п.) на открытых летних площадках (кафе) в ночное время (с 22:00 до 8:00).

Если такие запреты существуют в вашем населенном пункте, то их следует учесть при составлении графика работы.

Утвержденный режим работы летней площадки указывается на фасаде помещения заведения ресторанного хозяйства (летней площадки). На нем, кроме режима работы, указывается информация о типе (классе) заведения ресторанного хозяйства, его название, наименование субъекта хозяйствования.

Требования к работникам. Работники, которые будут работать на летней площадке, а именно будут заниматься производством, хранением, а также продажей пищевых продуктов и продовольственного сырья, обязаны иметь профессиональное специальное образование (подготовку).

Кроме того, они должны пройти медицинское обследование. Результаты такого обследования отражаются в их личных медицинских книжках, которые хранятся на рабочих местах таких работников. Работники, не прошедшие медосмотр, не могут допускаться к выполнению своих обязанностей ( п. 1.9 Правил № 219).

Во время выполнения своих обязанностей работники обязаны:

• быть одеты в форменную или санитарную одежду и головные уборы;

• соблюдать правила личной гигиены, содержать рабочее место, помещение и окружающую территорию в надлежащем санитарном состоянии, не курить на рабочем месте, быть вежливыми с покупателями;

• иметь при себе паспорт.

Ценники на товарах. Еще одним требованием к функционированию летних площадок является установление ценников на товарах, которые на них продают.

Об этом, в частности, свидетельствует п. 8 ст. 9 Закона об РРО и Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 04.01.97 г. № 2. В них говорится, что продавцы должны информировать потребителей о розничных ценах на товары с помощью ярлыков цен (ценников) на образцах товаров или указателей цен на предприятиях розничной торговли, а также ярлыков цен (ценников), прейскурантов алкогольных напитков, меню и прейскурантов цен на покупаемые товары в заведениях ресторанного хозяйства.

Требования относительно продуктов питания. Продукты, которые используются для приготовления блюд в летнем кафе, должны быть безопасными для здоровья потребителей.

При этом субъект хозяйствования, который предоставляет услуги на летней площадке, должен соблюдать требования относительно качества продовольственного сырья, покупных товаров, пищевых продуктов и полуфабрикатов, их упаковки, маркировки, транспортировки, условий реализации, сроков годности к употреблению или дат окончания таких сроков ( п. 1.10 Правил № 219).

В сопроводительных документах на товары, подлежащие обязательной сертификации, должны указываться регистрационные номера документов, которые подтверждают их качество (сертификатов соответствия, свидетельств о признании соответствия или деклараций о соответствии) ( п. 18 Порядка № 833).

На продукты животного происхождения, которые закупаются в сыром, замороженном или охлажденном виде (мясо, рыбу, яйца, колбасу, морепродукты и т. п.), следует иметь соответствующие ветеринарные документы.

В процессе приготовления блюд должны соблюдаться технологические режимы производства (совместимость продуктов, их взаимозаменяемость, режим холодной и тепловой обработки сырья и т. п.), определенные нормативной документацией (сборниками рецептур, техническими условиями, санитарными правилами).

Также субъект хозяйствования имеет право самостоятельно разрабатывать фирменные блюда и изделия. Технологическая документация на них составляется в произвольной форме и утверждается руководителем субъекта хозяйствования в сфере ресторанного хозяйства ( п. 2.2 Правил № 219).

То есть требования к продуктам питания, которые продают на летней площадке, такие же, как и для самих заведений общественного питания. Поэтому если летняя площадка находится около действующего кафе и блюда, которые на ней подаются, готовят на кухне такого кафе, то соблюдать эти требования будет не сложно.

Ассортимент продукции. На летних площадках должны продаваться продукты в ассортименте, который утверждается в соответствии с типом заведения или классом (ресторан, бар) его владельцем (руководителем), а также должна изготавливаться продукция с соблюдением требований, предусмотренных нормативными документами, должны разрабатываться и изготовляться фирменные блюда, технологическая документация на которые утверждается в установленном порядке.

Оборудование. Важным вопросом является обеспечение летних площадок оборудованием (холодильным, подъемно-транспортным, весоизмерительным и т. п.) в соответствии с законодательством и нормативными документами. Так, например, средства измерительной техники, которые используются на таких объектах, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке ( п. 1.8 Правил № 219).

«Уголок покупателя». По общим правилам все заведения ресторанного хозяйства должны иметь «уголок покупателя». Он должен находиться на видном и доступном месте, и на нем должна размещаться информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, санитарные правила, копии лицензий и патентов и прочая информация.

В то же время, если речь идет о летней площадке, которую открывает уже действующее кафе, то в этом случае делать «уголок покупателя» отдельно для нее не нужно. Дело в том, что в таком заведении «уголок покупателя» уже создан. Он находится в основном помещении.

Правда, если это технически не сложно и позволяют условия, в летнее время (чтобы быть ближе к покупателям) он может быть, например, перемещен из крытого помещения в летнюю зону.

Лицензирование

На летней площадке субъекты хозяйствования обычно, кроме продуктов питания, продают еще и табачные изделия и алкогольные напитки. Как известно, розничная торговля такими товарами (кроме столовых вин) подлежит лицензированию. При этом если вы собираетесь торговать алкогольными напитками (кроме столовых вин) и табачными изделиями, вам следует иметь лицензию на розничную торговлю отдельно на алкогольные напитки и отдельно на табачные изделия.

Поэтому возникает закономерный вопрос: нужно ли оформлять лицензию на торговлю алкоголем и табаком на летнее кафе?

Если алкогольные напитки и табачные изделия реализуются на автономной летней площадке, то получать лицензию нужно обязательно, поскольку такая площадка считается торговым местом.

Для ее получения вам нужно:

1) обязательно иметь на летней площадке РРО или КУРО, в которых вы должны фиксировать выручку от продажи алкогольных напитков и табачных изделий;

2) соблюдать требования к месту продажи таких товаров. Так, например, при продаже алкоголя (кроме пива) площадь летней площадки, где будет реализовываться такой товар, должна быть не менее 20 кв. м.

Если вы выполните такие требования, то у вас есть шанс получить лицензию на торговлю табачными изделиями и алкоголем.

Отметим, что размер платы за лицензию при торговле алкогольными напитками зависит от количества РРО, а при торговле табачными изделиями — от количества мест торговли.

Что касается летней площадки, которая является продолжением заведения ресторанного хозяйства, то на нее получать отдельно лицензию не нужно, если она была получена раньше заведением ресторанного хозяйства. Дело в том, что в этом случае вы будете осуществлять расчеты за алкогольные напитки и табачные изделия через кассовый аппарат самого кафе, около которого открыта такая площадка.

В то же время, реализуя алкогольные напитки и табачные изделия, вы должны соблюдать правила их продажи, которые приведены в ст. 153 Закона № 481 (ср. 025069200). А именно не продавать на летних площадках:

• пиво (кроме безалкогольного), алкогольные, слабоалкогольные напитки, вина столовые и табачные изделия лицам, не достигшим 18 лет;

• поштучно табачные изделия (кроме сигар), а если продаете сигареты, то только в потребительских упаковках.

Расчеты с клиентами

Расчеты с клиентами на летних площадках осуществляются в наличной и безналичной формах (с применением платежных карточек), потому согласно ст. 1 Закона об РРО такие расчеты нужно осуществлять через РРО.

Проводят такие расчеты, как и в обычном кафе, через официанта ( п. 3.3 Правил № 219). То есть официант предоставляет покупателю счет для оплаты, выписанный на бланке установленной формы, принимает наличные денежные средства, а также предоставляет расчетный документ (кассовый чек, отрывную часть расчетной квитанции) и сдачу.

Но есть случаи, когда при осуществлении расчетов на летней площадке можно не использовать ни РРО, ни КУРО.

Так, без РРО и РК могут работать предприниматели-единоналожники групп 2 и 3 ( п. 296.10 НКУ). Это возможно при условии, что объем дохода в течение календарного года единоналожника не превышает 1 млн грн. и он не торгует сложными бытовыми товарами, которые подлежат гарантийному ремонту.

Кроме того, без РРО, но с РК могут осуществлять деятельность в сфере торговли и общественного питания субъекты хозяйствования, которые попали в Перечень № 1336 ( ст. 10 Закона об РРО). То есть летние площадки, которые расположены:

• на территории сел и поселков городского типа, которым по Закону Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» от 15.02.95 г. № 56/95-ВР предоставлен статус горных;

• на территории села, а открыли их субъекты хозяйствования, относящиеся к предприятию потребительской кооперации или считающиеся сельскохозяйственным товаропроизводителем, который торгует на такой площадке продукцией собственного производства.

Во всех иных случаях субъекты хозяйствования должны использовать РРО, который должен быть должным образом зарегистрирован в налоговом органе по месту нахождения (месту жительства) субъекта хозяйствования.

На этом все. Остается только пожелать успехов в работе вашей летней площадке.

Выводы

  • При расположении летней площадки соблюдайте требования размещения малых архитектурных форм.
  • Режим работы летней площадки должен не нарушать требований к ночной работе заведений ресторанного хозяйства, установленных в вашем регионе.
  • Продажу алкогольных напитков и табачных изделий осуществляйте только при наличии соответствующей лицензии.

Документы и сокращения статьи

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.02 г. № 219.

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Инструкция № 327 — Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата от 24.10.05 г. № 327.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

РРО — регистраторы расчетных операций.

КУРО — книги учета расчетных операций.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
летние площадки, заведения ресторанного хозяйства, расширение сферы деятельности добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье