* См. «БН», 2017, № 7, с. 26.
Сразу определимся с «главными героями».
Это ФССУ, Фонд соцстрахования на случай безработицы, ПФУ**.
** Фонд социального страхования Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и Пенсионный фонд Украины соответственно.
Вспомним мы и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, а также Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Да-да, и эти субъекты тоже могут проверить работодателя.
ФССУ, например, с помощью своих экспертов по охране труда имеет право проверить состояние профилактической работы и охраны труда на предприятиях.
Кроме того, ФССУ, как и Фонд соцстрахования на случай безработицы, проверяет достоверность сведений, поданных работодателем для получения соцстраховских средств, и соблюдение порядка их использования работодателем. Если говорить о средствах ФССУ, то речь может идти, например, о больничных.
ПФУ же имеет право проверять достоверность данных, поданных работодателем в Реестр застрахованных лиц. С этой целью представители ПФУ могут присутствовать при проведении проверок налоговиками.
Мораторий
На первый взгляд все просто.
Не подпадают под действие Закона № 1728*** указанные в его ст. 6 органы. Всех остальных с плановыми мероприятиями можно отправлять восвояси.
А внеплановые проверки этих «остальных» могут происходить только на основаниях, предусмотренных ст. 3 Закона № 1728.
Напомним. Основаниями для внеплановых проверок могут быть:
1) обоснованное обращение физлица (при согласовании с Государственной регуляторной службой Украины (ГРСУ)). ГРСУ «дает добро» на проверку в течение 5 дней со дня получения документов от контролирующего органа. Соответствующее решение публикуется на официальном сайте регуляторной службы до начала проведения проверки. Хозсубъект знакомится с решением ГРСУ. Проверяемому обязательно предоставляется копия такого решения. В противном случае субъект хозяйствования имеет право не допустить контролирующий орган к проверке;
2) письменное заявление хозсубъекта о проведении проверки по собственному желанию;
3) решение суда;
4) авария, смерть потстрадавшего вследствие несчастного случая, который был связан с деятельностью хозсубъекта.
Казалось бы, и фонды, которые обладают «проверочными» полномочиями, попадают «в сети» моратория. Ведь они не упоминаются в ст. 6 Закона № 1728.
Но не спешите с выводами.
Для начала обратите внимание на ст. 1 Закона № 1728.
Здесь сказано, что в этом Законе термины «государственный надзор (контроль)», «мероприятия государственного надзора (контроля)», «органы государственного надзора (контроля)» употребляются в значениях, приведенных в Законе № 877****.
Соответственно, все, что не «органы государственного надзора (контроля)» в понимании Закона № 877, — вне запрета на плановые проверки и их не касается особый порядок внеплановых проверок.
А что нам говорит Закон № 877?
Из определения «государственный надзор (контроль)» выделяем органы госнадзора (контроля). В частности, это:
• уполномоченные законом центральные органы исполнительной власти, их территориальные органы;
• государственные коллегиальные органы;
• органы исполнительной власти АРК, местные госадминистрации;
• органы местного самоуправления (ст. 1 Закона № 877).
Теперь пробежимся по нормативке, которая регулирует деятельность фондов. Выясним, входит ли кто-нибудь из них в когорту органов госнадзора (контроля).
ФССУ
Здесь сразу оговоримся: система общеобязательного социального страхования находится в процессе реформирования.
Так, ФССУ был создан Законом Украины от 28.12.14 г. № 77-VIII. Он стал правопреемником двух «старых» фондов: (1) социального страхования по временной потере трудоспособности и (2) от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пока ФССУ находится в процессе создания, его функции выполняют эти же реорганизуемые фонды (п. 6 разд. VII Закона № 1105*****).
***** Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.
В любом случае, все упоминаемые нами «герои» являются некоммерческими самоуправленческими организациями.
Отсюда вывод: ни один из фондов не подпадает ни под Закон № 877, ни под Закон № 1728.
Кроме того, ч. 2 ст. 12 Закона № 1105 прямо предусматривает следующее положение: на отношения в сфере проведения контроля за своевременностью подачи и достоверностью поданных работодателем сведений о получении средств Фонда и соблюдении порядка их использования не распространяется действие Закона № 877.
Фонд соцстрахования на случай безработицы
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-ІІІ он является целевым централизованным страховым фондом и некоммерческой самоуправленческой организацией.
Соответственно и этот Фонд не «наш клиент». То есть под действие Закона № 877 и Закона № 1728 он тоже не подпадает.
Пенсионный фонд Украины
А вот с ПФУ история поинтереснее.
Согласно Положению, утвержденному постановлением КМУ от 23.07.14 г. № 280, ПФУ является центральным органом исполнительной власти.
Выходит, что и мораторий, и действие Закона № 877 на «пенсионщиков» распространяются.
Более того, этот Закон даже не позволяет устанавливать особенности проведения мероприятий контроля, как то допускается, например, для ГФСУ или Гоструда.
В итоге в очередной раз убеждаемся, что действующий мораторий не означает абсолютного освобождения хозсубъектов от внимания контролеров. Впрочем, предыдущие «надзорные» ограничения тоже не отличались подобными качествами.
Поэтому лучше работать в рамках закона. А мы вам подскажем, как это делать наиболее рационально и эффективно.
Выводы
- Фонды социального страхования не подпадают под действие моратория, установленного Законом № 1728.
- На фонды социального страхования положения Закона № 877 не распространяются.
- Положения о моратории на плановые проверки и «особый» порядок внеплановых проверок применяются к ПФУ.