Темы статей
Выбрать темы

Мораторий + фонды = дружба? или Кто из «фондовиков» может прийти на проверку

Амброзяк Наталья, юрист
Мораторий на проверки — одна из самых животрепещущих тем на ближайший год. С общими моментами (кто, когда и как может проверять) мы уже разбирались*. Теперь же поговорим о нюансах, точнее, о том, подпадают ли под запрет плановые и внеплановые проверки фондов.

* См. «БН», 2017, № 7, с. 26.

Сразу определимся с «главными героями».

Это ФССУ, Фонд соцстрахования на случай безработицы, ПФУ**.

** Фонд социального страхования Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и Пенсионный фонд Украины соответственно.

Вспомним мы и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, а также Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Да-да, и эти субъекты тоже могут проверить работодателя.

ФССУ, например, с помощью своих экспертов по охране труда имеет право проверить состояние профилактической работы и охраны труда на предприятиях.

Кроме того, ФССУ, как и Фонд соцстрахования на случай безработицы, проверяет достоверность сведений, поданных работодателем для получения соцстраховских средств, и соблюдение порядка их использования работодателем. Если говорить о средствах ФССУ, то речь может идти, например, о больничных.

ПФУ же имеет право проверять достоверность данных, поданных работодателем в Реестр застрахованных лиц. С этой целью представители ПФУ могут присутствовать при проведении проверок налоговиками.

Мораторий

На первый взгляд все просто.

Не подпадают под действие Закона № 1728*** указанные в его ст. 6 органы. Всех остальных с плановыми мероприятиями можно отправлять восвояси.

*** Закон Украины «О временных особенностях проведения мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.16 г. № 1728-VIII.

А внеплановые проверки этих «остальных» могут происходить только на основаниях, предусмотренных ст. 3 Закона № 1728.

Напомним. Основаниями для внеплановых проверок могут быть:

1) обоснованное обращение физлица (при согласовании с Государственной регуляторной службой Украины (ГРСУ)). ГРСУ «дает добро» на проверку в течение 5 дней со дня получения документов от контролирующего органа. Соответствующее решение публикуется на официальном сайте регуляторной службы до начала проведения проверки. Хозсубъект знакомится с решением ГРСУ. Проверяемому обязательно предоставляется копия такого решения. В противном случае субъект хозяйствования имеет право не допустить контролирующий орган к проверке;

2) письменное заявление хозсубъекта о проведении проверки по собственному желанию;

3) решение суда;

4) авария, смерть потстрадавшего вследствие несчастного случая, который был связан с деятельностью хозсубъекта.

Казалось бы, и фонды, которые обладают «проверочными» полномочиями, попадают «в сети» моратория. Ведь они не упоминаются в ст. 6 Закона № 1728.

Но не спешите с выводами.

Для начала обратите внимание на ст. 1 Закона № 1728.

Здесь сказано, что в этом Законе термины «государственный надзор (контроль)», «мероприятия государственного надзора (контроля)», «органы государственного надзора (контроля)» употребляются в значениях, приведенных в Законе № 877****.

**** Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

Соответственно, все, что не «органы государственного надзора (контроля)» в понимании Закона № 877, — вне запрета на плановые проверки и их не касается особый порядок внеплановых проверок.

А что нам говорит Закон № 877?

Из определения «государственный надзор (контроль)» выделяем органы госнадзора (контроля). В частности, это:

• уполномоченные законом центральные органы исполнительной власти, их территориальные органы;

• государственные коллегиальные органы;

• органы исполнительной власти АРК, местные госадминистрации;

• органы местного самоуправления (ст. 1 Закона № 877).

Теперь пробежимся по нормативке, которая регулирует деятельность фондов. Выясним, входит ли кто-нибудь из них в когорту органов госнадзора (контроля).

ФССУ

Здесь сразу оговоримся: система общеобязательного социального страхования находится в процессе реформирования.

Так, ФССУ был создан Законом Украины от 28.12.14 г. № 77-VIII. Он стал правопреемником двух «старых» фондов: (1) социального страхования по временной потере трудоспособности и (2) от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пока ФССУ находится в процессе создания, его функции выполняют эти же реорганизуемые фонды (п. 6 разд. VII Закона № 1105*****).

***** Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

В любом случае, все упоминаемые нами «герои» являются некоммерческими самоуправленческими организациями.

Отсюда вывод: ни один из фондов не подпадает ни под Закон № 877, ни под Закон № 1728.

Кроме того, ч. 2 ст. 12 Закона № 1105 прямо предусматривает следующее положение: на отношения в сфере проведения контроля за своевременностью подачи и достоверностью поданных работодателем сведений о получении средств Фонда и соблюдении порядка их использования не распространяется действие Закона № 877.

Фонд соцстрахования на случай безработицы

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-ІІІ он является целевым централизованным страховым фондом и некоммерческой самоуправленческой организацией.

Соответственно и этот Фонд не «наш клиент». То есть под действие Закона № 877 и Закона № 1728 он тоже не подпадает.

Пенсионный фонд Украины

А вот с ПФУ история поинтереснее.

Согласно Положению, утвержденному постановлением КМУ от 23.07.14 г. № 280, ПФУ является центральным органом исполнительной власти.

Выходит, что и мораторий, и действие Закона № 877 на «пенсионщиков» распространяются.

Более того, этот Закон даже не позволяет устанавливать особенности проведения мероприятий контроля, как то допускается, например, для ГФСУ или Гоструда.

В итоге в очередной раз убеждаемся, что действующий мораторий не означает абсолютного освобождения хозсубъектов от внимания контролеров. Впрочем, предыдущие «надзорные» ограничения тоже не отличались подобными качествами.

Поэтому лучше работать в рамках закона. А мы вам подскажем, как это делать наиболее рационально и эффективно.

Выводы

  • Фонды социального страхования не подпадают под действие моратория, установленного Законом № 1728.
  • На фонды социального страхования положения Закона № 877 не распространяются.
  • Положения о моратории на плановые проверки и «особый» порядок внеплановых проверок применяются к ПФУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше