В комментируемом письме налоговики рассказали о нюансах НДС-обложения операций по размещению материалов нерезидента в печатном СМИ, а также по организации и проведению рекламных мероприятий для нерезидента.
Вывод контролеров прост — все будет зависеть от того, как плательщик НДС классифицирует предоставляемые услуги (ст. 36 НКУ).
Ведь объектом обложения НДС являются операции по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины (п.п. «а» и п.п. «б» п. 185.1 НКУ).
А место поставки услуг определяется в зависимости от (пп. 186.2-186.4 НКУ):
• вида предоставляемых услуг;
• места фактического предоставления соответствующих услуг.
Поэтому:
• если услуги по размещению материалов нерезидента в печатном СМИ и услуги по организации и проведению мероприятий для нерезидента подпадают под определение рекламных услуг, то местом их поставки будет место регистрации их получателя (п.п. «б» п. 186.3 НКУ). То есть нерезидента. В этом случае перечисленные выше операции под НДС-обложение не попадают;
• если указанные выше услуги не подпадают под определение рекламных, то для целей обложения НДС местом их поставки будет место регистрации их поставщика (п. 186.4 НКУ). То есть плательщика НДС. В таком случае эти услуги будут облагаться НДС в общем порядке (по ставке НДС 20 %).
А вот чтобы определить, являются ли услуги, предоставляемые нерезиденту, рекламными, фискалы советуют обратиться к ст. 1 разд. I Закона о рекламе*. Согласно данной норме, реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара.