В последнее время стремительно растет количество заблокированных налоговых накладных (НН) и расчетов корректировки (РК), составленных аграриями.
Оно и не удивительно. НН аграриев подпадают под мониторинг по формальным признакам. Программное обеспечение, которое отвечает за мониторинг НН/РК, относит такие операции к рисковым (аграрий продает товар, который он не приобретал).
Чтобы исправить эту несправедливость, Минфин комментируемым приказом внес изменения в Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденные приказом Минфина от 13.06.17 г. № 567.
1. Всем субъектам хозяйствования разрешено подавать «Таблицу данных плательщика» (приложение к Критериям) заранее — еще до блокирования НН/РК. То есть субъект хозяйствования, который считает, что его реальная операция может подпасть под мониторинг (есть риски блокирования НН/РК, составленных на такую операцию), может подать Таблицу до осуществления такой операции. И если ГФСУ учтет эти данные, то система мониторинга НН/РК должна пропустить такие НН/РК для регистрации.
Вместе с такой Таблицей нужно подавать также информацию о том, что ваша производственная хозяйственная деятельность имеет неизменный характер. Очевидно, такую информацию можно подать в виде разъяснений.
Внимание! Поданную Таблицу ГФСУ будет рассматривать и принимать решение об учете ее данных в течение 5 рабочих дней. Поэтому если вы собираетесь регистрировать НН/РК, которые могут быть заблокированы, то делать это следует после истечения 5 рабочих дней после подачи такой таблицы.
2. Аграрии имеют возможность внести сведения об осуществленной операции в систему мониторинга автоматически, то есть без соответствующего решения ГФСУ. Для этого они должны:
1) отвечать следующим требованиям:
• должны быть внесены в Реестр получателей бюджетной дотации и/или были на 31.12.16 г. на спецрежиме обложения НДС, установленном ст. 209 НКУ;
• имеют общую площадь собственного или арендованного земельного участка свыше 200 га включительно по состоянию на 01.01.17 г., задекларированную до 20.02.17 г.;
• за период с 01.01.17 г. на таком предприятии не должно было быть одновременного изменения учредителя и директора предприятия;
2) подать Таблицу, в которой указаны «льготные» группы товаров:
• живые животные (код 01 согласно УКТ ВЭД);
• рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные (код 03);
• молоко и молочные продукты; яйца птицы; натуральный мед; съедобные продукты животного происхождения, в другом месте не указанные (код 04);
• овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни (код 07);
• съедобные плоды и орехи; кожура цитрусовых или дынь (код 08);
• зерновые культуры (код 10)
• семена и плоды масличных растений; другие семена, плоды и зерна; технические или лечебные растения; солома и фураж (код 12).
Также аграриям при подаче Таблицы нужно подтверждать специфику и неизменность своей деятельности.
3. Минфин обновил и форму самой Таблицы. Правки по сути незначительные. В шапке Таблицы отныне выделено специальное поле, в котором аграрии должны указывать, являются ли они получателями дотации и находились ли на спецрежиме по НДС в 2016 году.
По сути изменения положительные. Они должны облегчить жизнь плательщикам НДС. В то же время неизвестно, когда реально они заработают. Дело в том, что для того, чтобы данные из Таблицы автоматически попадали в систему мониторинга, нужно доработать саму систему на техническом уровне. И когда это будет сделано, пока что неизвестно.
Комментируемый приказ действует со дня опубликования.