Уведомление о приеме на работу: практические ситуации

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2017/№ 43-44
Стремясь побороть явление «неофициального трудоустройства», законодатели еще в 2015 году обязали работодателей сообщать налоговикам обо всех принятых работниках. В данной статье напомним основные правила подачи Уведомления о приеме на работу и ответим на наиболее распространенные вопросы.

Общие моменты

Согласно ч. 3 ст. 24 КЗоТ работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом (распоряжением) работодателя, и уведомления органа фискальной службы о принятии работника на работу. Форма Уведомления о приеме работника на работу (далее — Уведомление) утверждена постановлением КМУ от 17.06.15 г. № 413. Его обязаны подавать все без исключения работодатели, в том числе физлица, использующие наемный труд.

Подают Уведомление после издания приказа (распоряжения) о приеме на работу, но до фактического допуска работника к работе.

Подать Уведомление можно:

• средствами электронной связи с использованием электронной цифровой подписи ответственных лиц;

• на бумажных носителях вместе с копией в электронной форме;

• на бумажных носителях, если трудовые договоры заключены не более чем с 5 лицами.

Заметьте! Отправлять Уведомление по почте мы не рекомендуем ввиду несогласованности разъяснений по этому вопросу Минсоцполитики и Гоструда (письма Минсоцполитики от 19.08.15 г. № 1069/13/84-15 и Гоструда от 03.08.15 г. № 1364/24/21/01/2298-15).

Обратите внимание! Оформлять Уведомление нужно на всех работников, которых вы принимаете:

• на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор);

• на определенный срок, согласованный сторонами (срочный трудовой договор);

• на время выполнения определенной работы;

• по контракту (письмо Минсоцполитики от 29.06.16 г. № 814/13/84-16);

• на основное место работы или по совместительству. Причем независимо от того, внутренним или внешним будет такое совместительство.

Другими словами, если вы издаете приказ (распоряжение) о приеме на работу какого-либо лица, значит, нужно обязательно подать на него Уведомление.

Уведомление не оформляется на:

• собственника, который управляет предприятием лично, без заключения трудового договора/контракта. Но если такого собственника принимают на работу по трудовому договору на должность директора, указанную в штатном расписании, то Уведомление подавать нужно;

• лицо, которое будет выполнять работы (предоставлять услуги) по гражданско-правовому договору (договору подряда, договору о предоставлении услуг и т. д.);

• лицо, которое проходит стажировку согласно ст. 29 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.12 г. № 5067-VI на основании договора о стажировке, являющегося разновидностью гражданско-правового договора, т. е. без заключения трудового договора (письмо Минсоцполитики от 08.08.16 г. № 1102/13/84-16);

• работника, восстановленного на предыдущем месте работы по решению суда;

• работника, который переведен с основного места работы на работу по совместительству или наоборот (без увольнения/приема);

• работника, который выходит на работу после окончания отпуска в связи с беременностью и родами или отпуска для ухода за ребенком до 3 лет либо отпуска без сохранения зарплаты.

Жизненные ситуации

Можно ли подать Уведомление в день допуска работника к работе?

Считаем, что можно, только если работник будет допущен к работе после подачи Уведомления и это будет подтверждено документально. Например, квитанция о получении налоговиками Уведомления пришла в 9:00, а работник согласно графику работы был допущен к работе в 13:00. В ином случае есть вероятность, что при проверке Гоструда посчитает такие действия работодателя нарушением порядка допуска работника к работе.

Можно ли подать «скасовуюче» Уведомление в ситуации, когда работник так и не вышел на работу?

Считаем, что нет. В день, когда работник должен был приступить к работе, но не сделал этого, вступил в силу трудовой договор и начались трудовые отношения между работником и работодателем. Следовательно, просто проигнорировать этот факт, выбросить приказ о приеме на работу и подать «скасовуюче» Уведомление не получится.

Такой трудовой договор теперь можно расторгнуть только по основаниям, предусмотренным КЗоТ (например, в связи с прогулом без уважительных причин на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 КЗоТ).

Соответственно «скасовуюче» Уведомление в этой ситуации не подается.

Когда можно отменить ранее поданную информацию о заключенном трудовом договоре через «скасовуюче» Уведомление?

На наш взгляд, сделать это можно только в одном случае: если работник и работодатель до дня начала работы по трудовому договору пришли к соглашению расторгнуть его. В результате приказ о приеме на работу был аннулирован.

Например, до дня начала работы по трудовому договору работник подал директору предприятия заявление с просьбой признать трудовой договор расторгнутым. Директор согласился удовлетворить просьбу работника и издал приказ об аннулировании приказа о приеме на работу. Очевидно, именно о таком случае идет речь в письме Минсоцполитики от 29.04.16 г. № 492/13/84-16.

Главное тут — иметь на руках документы, подтверждающие договоренность сторон.

Что делать, если приказ о приеме на работу издан в начале октября и сразу же подано Уведомление, но работник к работе не приступил, будет выполнять работу с ноября. Нужно ли подавать еще одно Уведомление?

Судя по всему, в данной ситуации речь идет о переносе даты начала трудовых отношений. В этом случае вносят изменения в приказ (распоряжение) о приеме на работу.

Например, предприятием издан приказ о приеме на работу, в котором указано, что работник должен приступить к выполнению трудовых обязанностей с 02.10.17 г. Но в силу определенных обстоятельств работник не смог выйти на работу в установленный срок. По соглашению сторон дата начала трудовых отношений перенесена на 01.11.17 г.: на основании заявления работника внесены изменения в приказ о приеме на работу.

Внести изменения в уже поданное налоговикам Уведомление можно только одним способом: подать на работника Уведомление с типом «скасовуюче» (отменить первоначальное Уведомление) и одновременно подать Уведомление с типом «початкове», в гр. 9 которого указать новую дату начала работы (в нашем случае — 01.11.17 г.), в графах 7 и 8 — номер и дату приказа о переносе даты выхода на работу.

Вновь созданное предприятие принимает на работу директора. Нужно ли подавать на него Уведомление, если сведения о нем налоговики и так получат от госрегистратора? Если нужно, то кто должен подписать Уведомление?

Протокол собрания учредителей предприятия о назначении на должность директора конкретного лица, по сути, является лишь резолюцией на заявлении о приеме на работу этого лица. А регистрационные документы только идентифицируют того, кто будет занимать эту должность после регистрации предприятия. До регистрации предприятия трудовые отношения возникнуть попросту не могут.

После проведения госрегистрации на основании протокола собрания учредителей будущий директор издает приказ (распоряжение) о вступлении в должность директора. Формулировка этого приказа может быть такой: «Приступаю до виконання посадових обов’язків директора з окладом згідно зі штатним розписом з 1 листопада 2017 року».

В приказе (распоряжении) дату начала трудовой деятельности необходимо указать с учетом дня, который понадобится для уведомления фискалов о начале работы. То есть, если Уведомление будет подано налоговикам, например, 31.10.17 г., то в приказе (распоряжении) стартом трудовой деятельности может быть 01.11.17 г.

На наш взгляд, подписать Уведомление может один из учредителей предприятия, уполномоченный на такие действия протоколом собрания учредителей, либо сам будущий директор. Не возражает против этого и Минсоцполитики (письмо от 18.09.15 г. № 14209/0/14-15/13).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить