Швейное производство: организационные и учетные моменты

В избранном В избранное
Печать
Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2017/№ 37
В Украине всегда было развито швейное производство. Сейчас в основном «швейкой» занимаются предприниматели и небольшие предприятия, которые отшивают мелкие партии товаров. В данной статье мы расскажем о том, как организовать и вести учет у таких субъектов хозяйствования.

Выбираем систему налогообложения

Субъекты хозяйствования, которые собираются организовать швейное производство, могут зарегистрироваться либо юрлицами, либо физлицами-предпринимателями.

Юрлица могут выбрать:

1) общую систему налогообложения с уплатой налога на прибыль либо

2) упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога в третьей группе по ставке 3 % (с НДС) или 5 % (без НДС).

Физлица-предприниматели также могут применять:

1) общую систему налогообложения с уплатой НДФЛ;

2) упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога во второй или в третьей группе.

«Швейнику»-предпринимателю наиболее выгодно находиться во 2-й группе плательщиков единого налога, поскольку ставка единого налога там минимальна — она устанавливается в фиксированном размере в пределах до 20 % размера минзарплаты (640 грн.) в месяц.

Но здесь есть такой нюанс. «Швейники» иногда практикуют отшив «под заказ» из материала заказчика. То есть осуществляют давальческие операции. По таким договорам они оказывают услуги по пошиву одежды заказчикам. А плательщики единого налога 2-й группы могут оказывать услуги, в том числе бытовые, только плательщикам единого налога и/или населению (пп. 2 п. 291.4 НКУ). Поэтому если заказчиком пошива будет выступать «общесистемщик» (юрлицо или физлицо-предприниматель), то находиться во 2-й группе «швейник» в этом случае не сможет.

Тогда в составе упрощенной системы налогообложения ему остается зарегистрироваться плательщиком единого налога третьей группы (с уплатой единого налога по ставке 3 % (с НДС) или 5 % (без НДС).

Подведем итоги: «швейникам»-предпринимателям выгоднее всего находиться во 2-й группе плательщиков единого налога. Если же это невозможно (в частности, лицо выполняет работы по давальческой схеме), то лучше регистрироваться на общей системе (юрлицом либо физлицом-предпринимателем).

Использование РРО

Юрлица. При продаже одежды за наличный расчет и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек) юрлица обязаны использовать РРО (ст. 3 Закона об РРО).

В то же время предприятия (кроме предприятий торговли) могут не применять РРО при торговле продукцией собственного производства, в случае проведения расчетов в кассе с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных уполномоченным лицом соответствующего субъекта хозяйствования (пп. 1 ст. 9 Закона об РРО).

Не требуется РРО и при проведении безналичной оплаты через счета банков (пп. 12 ст. 9 Закона об РРО, письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 19.02.16 г. № 1329/Б/26-15-12-02-14).

Физлица-предприниматели. Порядок использования РРО у физлиц-предпринимателей зависит от выбранной системы налогообложения.

В частности, физлица-предприниматели, плательщики единого налога, освобождены от применения РРО при любой продаже товаров (пп. 6 ст. 9 Закона об РРО). Так, согласно п. 296.10 НКУ не применяются РРО плательщиками единого налога второй и третьей групп (физические лица — предприниматели) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн. В случае превышения этой суммы такой плательщик единого налога обязан применять РРО.

Указанное РРО-освобождение не распространяется на плательщиков единого налога, которые осуществляют реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту. В то же время одежда не относится к технически сложным бытовым товарам*, поэтому данное ограничение к «швейникам» не применяется.

* Одежда не включена в Перечень групп технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 16.03.17 г. № 231.

Физлица, которые не применяют РРО, могут выдать расчетный документ произвольной формы с указанием реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Физлица-предприниматели, которые находятся на общей системе налогообложения, обязаны использовать РРО в общем порядке (при торговле за наличный расчет и/или в безналичной форме с использованием платежных карточек).

При безналичной оплате через счета банков эти лица тоже РРО не используют.

Платежные терминалы

Лица, которые обязаны применять РРО, формально должны использовать и платежные терминалы. Так, в соответствии с п. 14.19 Закона № 2346 субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем.

А согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 1023 запрещается любым способом ограничивать использование потребителем электронных платежных средств, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате.

Требования к субъектам хозяйствования по приему электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги) установлены постановлением № 878 (ср. 025069200). В нем говорится исключительно о необходимости применения платежных терминалов для проведения расчетов в определенном количестве.

В то же время те лица, которые имеют право не использовать РРО, могут не использовать и терминалы (п. 1 постановления № 878).

Кроме того, согласно постановлению № 878 терминалы могут не применять:

• субъекты малого предпринимательства, осуществляющие хоздеятельность в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек;

• субъекты хозяйствования, осуществляющие хоздеятельность в населенных пунктах с численностью населения менее чем 25 тыс. человек;

• предприятия торговли с торговой площадью до 20 м2.

Интернет-магазин: особенности проведения расчетов

Оргвопросы. «Швейники» (как юрлица, так физлица-предприниматели) могут продавать свою продукцию через интернет-магазин. Причем налоговики подтвердили возможность продажи через интернет-магазин товаров и плательщиками единого налога 2 группы (письмо ГУ ГФС в Харьковской области от 03.03.16 г. № 88/ФОП/20-40-13-01-15).

Обратите внимание: в случае продажи одежды через интернет-магазин в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований должен быть указан вид деятельности по КВЕД 47.91 «Роздрібна торгівля, що здійснюється фірмами поштового замовлення або через мережу Інтернет». На это обращалось внимание в письмах Госкомпредпринимательства от 11.01.14 г. № 196/0/20-14, ГНСУ от 11.12.12 г. № 11229/0/71-12/15-2217Є, ГУ ГФС в Харьковской области от 03.03.16 г. № 88/ФОП/20-40-13-01-15.

Форма расчетов. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 675 расчеты в сфере электронной коммерции могут осуществляться:

• с использованием платежных инструментов,

• с использованием электронных денег. Между тем сфера обращения электронных денег в интернет-торговле на данный момент ограничена, поскольку «реальные» электронные деньги (Интернет.Деньги, UkrMoney, RBKMoney, Яндекс.Деньги, QIWI, PayPal, E-gold, WebMoney) им не соответствуют,

• путем перевода денежных средств,

• оплатой наличностью,

• другим способом, предусмотренным законодательством Украины.

Способы, сроки и порядок расчетов в сфере электронной коммерции определяют в электронном договоре с учетом требований законодательства Украины (ч. 2 ст. 13 Закона № 675).

Использование РРО. Налоговики считают, что субъекты хозяйствования обязаны применять РРО и в случае осуществления безналичных расчетов с использованием платежных карточек в сети Интернет (письма ГФСУ от 27.05.16 г. № 5586/H/99-99-14-05-01-14, от 02.07.16 г. № 14421/6/99-99-14-05-01-15, от 17.08.16 г. № 17922/6/99-99-14-05-01-15).

В то же время в письме ГФСУ от 23.05.16 г. № 5295/К/99-99-22-07-03-14 было указано, что в случае осуществления расчетов за реализованные товары (оказанные услуги) между субъектами хозяйствования исключительно через банковские учреждения, РРО не применяют. То есть в том случае, когда сторонняя курьерская служба (при продаже через Интернет) перечисляет продавцу в безналичном порядке полученные от покупателя деньги, РРО при расчетах с покупателем продавец применять не обязан.

Вместе с тем не вполне понятно, как именно в интернет-торговле можно выдать расчетный чек в ситуации, когда товар (услуга) непосредственно покупателю в момент их распечатывания не передаются.

При доставке товаров курьером (почтовой службой), по мнению контролеров, расчетный документ (чек) может быть выдан покупателю курьером (почтовой службой) при передаче покупателю приобретенного товара и уплате им средств за его приобретение. При этом такой расчетный документ (чек) должен быть распечатан с использованием РРО, зарегистрированного на такого курьера (почтовую службу). Такую позицию ГФСУ высказала, в частности, в письмах от 01.10.15 г. № 20887/6/99-99-22-07-03-15, от 17.08.16 г. № 17922/6/99-99-14-05-01-15.

В письмах ГФСУ от 23.05.16 г. № 5295/К/99-99-22-07-03-14, от 27.05.16 г. № 5586/H/99-99-14-05-01-14, от 02.07.16 г. № 14421/6/99-99-14-05-01-15 налоговики пришли к выводу, что субъекты хозяйствования, которые используют рекламные интернет-страницы для продажи товаров, работ (услуг), регистрируют РРО на общих основаниях по адресу размещения таких магазинов, а в случае доставки собственной курьерской службой могут зарегистрировать РРО на транспортное средство, которым осуществляется доставка.

Налоговый учет

Налог на прибыль. По операциям продажи готовой продукции резидентам Украины корректировок финрезультата в НКУ не предусмотрено. Поэтому все плательщики налога на прибыль (как «высокодоходные», так и «малодоходные») показывают эти операции в «прибыльном» учете исключительно по бухгалтерским правилам.

НДС. На операции продажи готовой продукции в общем порядке начисляют налоговые обязательства по НДС. А именно — это делают на дату события, наступившего ранее (п. 187.1 НКУ):

• дату зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет в качестве оплаты товаров/услуг, которые подлежат поставке, а в случае поставки за наличные — дату оприходования денежных средств в кассе налогоплательщика;

• дату отгрузки товаров, а для услуг — дату оформления документа, который удостоверяет факт поставки услуг.

Если «швейник» продает готовую продукцию ниже обычной цены, то ему придется дополнительно начислить налоговые обязательства на сумму превышения минимальной базы налогообложения согласно абз. 2 п. 188.1 НКУ.

По мнению налоговиков, при расчете базы обложения НДС операций поставки самостоятельно изготовленных товаров/услуг обычной ценой является цена, определенная заинтересованными сторонами в гражданско-правовом договоре, которая в свою очередь должна соответствовать рыночной цене (цене, которая сложилась на рынке товаров/услуг). Такой подход был изложен, в частности, в письмах ГФСУ от 02.12.16 г. № 26186/6/99-99-15-03-02-15, от 14.04.17 г. № 661/2/99-99-15-03-02-10.

Бухгалтерский учет

Учет пошива одежды ведут по производственной схеме. Обычно при этом используют позаказный метод учета. В данном методе объектом калькулирования является производственный заказ, открываемый на изделие (небольшую группу изделий) или часть изделия, отдельную работу либо услугу. При его использовании все прямые расходы учитывают в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные расходы отражают по местам их возникновения и включают в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.

В позаказном методе каждому заказу присваивают свой отдельный номер (шифр), который указывают во всех первичных документах по этому заказу. На каждый заказ открывают карту аналитического учета расходов, где указывают наименование, тип и качество изделия, заказчика и срок выполнения заказа, цеха-исполнители, плановую себестоимость. Данные, отраженные в этой карте, должны полностью совпадать с данными первичных документов и отражаться на счете 23 «Производство» до окончания работ по этому заказу (п. 514 Методрекомендаций № 373).

Фактическую себестоимость единицы изделий или работ определяют после выполнения заказа путем деления суммы производственных расходов на количество изготовленной по этому заказу продукции (изделий).

Пример. «Швейник» получил заказ на изготовление партии пальто. На этот заказ он израсходовал 200 м шерстяной ткани по цене 360 грн. за 1 м (в том числе НДС — 60 грн.), 200 м подкладочной ткани по цене 72 грн. за 1 м (в том числе НДС — 12 грн.) и фурнитуру на сумму 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.). Из этих материалов было пошито 100 ед. пальто. Зарплата швеям составила 10000 грн., пальто были проданы по цене 1200 грн./шт. (в том числе НДС — 200 грн.).

Операции отразим в учете следующим образом:

Учет операций по пошиву одежды (позаказный метод)

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Приобретена шерстяная ткань для пошива пальто

201/шерсть

631

60000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

641/НДС

631

12000,00

3. Оплачена ткань поставщику

631

311

72000,00

4. Приобретена подкладочная ткань для пошива пальто

201/подкл.

631

12000,00

5. Отражен налоговый кредит по НДС на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

641/НДС

631

2400,00

6. Оплачена ткань поставщику

631

311

14400,00

7. Приобретена фурнитура для выполнения заказа

201/фурнит.

631

800,00

8. Отражен налоговый кредит по НДС на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН

641/НДС

631

160,00

9. Оплачена фурнитура поставщику

631

311

960,00

10. Списана шерстяная ткань на пошив пальто

23

201/шерсть

60000,00

11. Списана подкладочная ткань на пошив пальто

23

201/подкл.

12000,00

12. Списана фурнитура на пошив пальто

23

201/фурнит.

800,00

13. Начислена зарплата швеям за пошив заказа

23

661

10000,00(1)

14. Начислен ЕСВ на зарплату

23

651

2200,00

15. Отражены общепроизводственные расходы (электроэнергия, амортизация оборудования и т. п.)

91

13, 20, 685

1000,00(2)

23

91

16. Оприходована готовая продукция по заказу

26

23

86000,00

17. Отражен доход от продажи пальто (100 х 1200)

361

701

120000,00

18. Начислены налоговые обязательства по НДС

701

641/НДС

20000,00

19. Списаны пальто на реализацию

901

26

86000,00

20. Получена оплата

311

361

120000,00

(1) Корреспонденции по удержаниям из зарплаты и ее выплате не приводим.

(2) Допустим, что все общепроизводственные расходы были распределены (п. 16 П(С)БУ 16 «Расходы»).

Документы статьи

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III).

Закон № 675 — Закон Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.15 г. № 675-VІІІ.

Закон № 2346 — Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III.

Закон № 1023 — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Постановление № 878 — постановление КМУ от 29.09.10 г. № 878 «Об осуществлении расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием специальных платежных средств».

Методрекомендации № 373 — Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Министерства промышленной политики Украины от 09.07.07 г. № 373.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить