К налоговикам обратилось за помощью предприятие − плательщик единого налога (ЕН) группы 3.
Суть проблемы: после реорганизации общества на общее собрание не явился один из его учредителей. Со временем стало известно, что он умер. Причем в течение срока исковой давности ни один из наследников не обратился в общество по поводу наследования доли умершего учредителя.
В этой связи акционеры приняли решение исключить умершего учредителя из состава учредителей (на основании свидетельства о смерти). А на его взнос уменьшили размер уставного капитала предприятия.
После таких корректив возникает вопрос: следует ли включать стоимость аннулированной доли умершего учредителя в доход общества и облагать ли его ЕН?
В комментируемом письме налоговики утверждают, что в этом случае сумму взноса участника, исключенного из числа учредителей после окончания срока исковой давности, следует включить в состав дохода единоналожника в полном объеме. Объясняется это тем, что:
1) в данном случае доля умершего учредителя уменьшила размер уставного капитала общества и не была передана его наследникам или перераспределена между другими участниками. Выходит, что она перешла в собственность к предприятию. А следовательно, является доходом в соответствии с П(С)БУ 15 «Доход» (доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства);
2) освобождение от обложения ЕН, которое предусмотрено п.п. 8 п. 292.11 НКУ, здесь не действует. Дело в том, что в состав дохода плательщика ЕН не включаются только суммы средств и стоимость имущества, внесенные учредителями или участниками плательщика ЕН в уставный капитал такого плательщика. В нашем случае уставный капитал не увеличивается.
С выводами налоговиков, к сожалению, не поспоришь.