Доходом ФЛП — плательщика ЕН является доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме (п.п. 1 п. 292.1 НКУ). В доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве собственности физическому лицу.
Кроме того, в состав дохода не включаются суммы средств (аванс, предоплата), которые возвращаются, в частности, плательщиком ЕН покупателю товара (работ, услуг), если такой возврат происходит в результате возврата товара или расторжения договора (п.п. 5 п. 292.11 НКУ).
Таким образом, ФЛП — плательщик ЕН в случае получения средств, которые обеспечивают выполнение обязательств по договорам аренды (гарантийных взносов) от арендаторов, включает такие суммы в состав дохода периода, в котором они были получены. Если после окончания действия договора аренды гарантийный взнос возвращается, то у плательщика ЕН нет оснований уменьшить свой доход, поскольку такие суммы не являются авансом или предоплатой за товары (работы, услуги).
С таким фискальным выводом налоговиков с акцентом на формальные «детали» («не аванс», «не предоплата») мы согласиться не можем.
Действительно, гарантийные платежи выполняют исключительно функцию средства обеспечения выполнения обязательств (при условии, что в дальнейшем они не были зачислены в счет оплаты аренды).
Главное, что такие средства подлежат (!) возврату после окончания действия договора (его расторжения). А значит, на основании того же п.п. 5 п. 292.11 НКУ утверждаем, что при возврате гарантийных платежей доход должен корректироваться на уменьшение.
Но, учитывая фискальную позицию контролеров, мы бы советовали все же зачесть «гарантийные» средства в счет арендных платежей.
По материалам ЗIР ГФСУ, категория 107.04