Темы статей
Выбрать темы

Автомобильная аптечка: как ее продавать?

Голенко Александр, налоговый эксперт
Предприятие — плательщик НДС планирует торговать автомобильными медицинскими аптечками. Обязательно ли получать «аптечную» лицензию и можно ли применять ставку НДС в размере 7 %?
Содержание статьи:

Аптечка

Говоря об автомобильной аптечке, приходится прежде всего напомнить о Правилах дорожного движения* (ПДД), которые, как говорят, «написаны кровью»…

* Утверждены постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1306.

Так вот, согласно п.п. «є» п.п. 31.4.7 ПДД эксплуатация транспортного средства (ТС) без медицинской аптечки с нанесенными на ней сведениями о типе ТС, для которого она предназначена (подробности ниже), — внимание! — запрещена.

Формально в ст. 121 КоАП, которую полиция иногда по жизни пытается «пришить» безаптечному водителю, речь идет лишь о езде на ТС с техническими неисправностями (для частников) и на таких ТС (коммерческих), техническое состояние и оборудование которых не отвечают требованиям стандартов и ПДД. Понятно, что аптечка — это не оборудование, но абсурдно-формально п.п. 31.4.7 ПДД таки называет ее «элементом конструкции»…

На самом же деле водитель-нарушитель, эксплуатирующий ТС без медицинской аптечки (или аптечки неправильной комплектации), строго говоря, заслуживает наказания согласно ст. 125 КоАП, т. е. предупреждения.

Возвращаясь к вопросу, нельзя обойти стороной тему комплектации автомобильной аптечки. Ведь примечание 2 к п.п. «є» п.п. 31.4.7 ПДД прямо требует, чтобы перечень медикаментов аптечки отвечал ДСТУ 3961-2000 для соответствующего типа ТС.

То есть только стакана и презерватива, как в аптечке бывалых шоферов, явно недостаточно…

Так вот, согласно ДСТУ 3961-2000** аптечка медицинская автомобильная (АМА) является комплексом медицинских средств и производится в двух вариантах:

** Текст можно найти, например, здесь: http://metrology.com.ua/download/dstu-gost-gost-r/60-dstu/460-dstu-3961-2000.

АМА-1 — для укомплектования легковых и грузовых автомобилей, автобусов городского и пригородного маршрутов, а также колесных тракторов;

АМА-2 — для автобусов междугородного сообщения. Обязательные перечни медицинских средств установлены в таблицах 1 и 2 (соответственно в пп. 4.2.1 и 4.2.4 ДСТУ 3961-2000).

Акцентируем ваше внимание: принципиальные последние изменения в перечни внесены приказом Минэкономразвития от 11.06.13 г. № 622. Перечень для АМА-2 по сравнению с АМА-1 чуть шире, и медицинских средств в нем количественно больше. Если очень кратко, то в коробке АМА, на внутренней стороне крышки которой размещены инструкция по пользованию и рекомендации по применению медицинских средств, содержатся два отдельных полиэтиленовых пакета с наборами № 1 и № 2 основного комплекта (его обязательный перечень соответствует таблице 1) плюс набор вспомогательного комплекта (соответствует таблице 2).

Заметим, что современные требования по комплектации АМА серьезно отличаются от гуляющего просторами Интернета допотопного Перечня, утвержденного приказом Минздрава от 07.07.98 г. № 187.

Впрочем, тут водителей спасает п.п. 4.4.4 ДСТУ 3961-2000, согласно которому АМА можно использовать до окончания срока ее эксплуатации независимо от изменения требований по комплектации. И кстати, тот приказ, противоречащий стандарту, Минздрав наконец-то собрался отменить.

Теперь, чтобы не морочить вам голову, от термина «медицинские средства» сразу же поведем разговор в двух направлениях — лицензионном и НДСном.

Лицензия

Напомним, что согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.15 г. № 222-VIII лицензированию подлежат, в частности, оптовая и розничная торговля лекарственными средствами, с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О лекарственных средствах» от 04.03.96 г. № 123/96-ВР (ср. ). При этом в ст. 19 последнего установлено, что оптовая и розничная торговля лекарственными средствами осуществляется на основании лицензии, для получения которой субъект должен соответствовать установленным для такой деятельности лицензионным условиям.

Так вот. Мы недаром делаем здесь акцент на термине «лекарственное средство» (определение которого дается в ст. 2 соответствующего Закона). И неспроста уделили столько внимания установленной ДСТУ 3961-2000 комплектации АМА и соответствующим наборам. Все дело в том, что в стандартном АМА теперь нет ни одного именно лекарственного средства — во всяком случае такого, которое соответствовало бы указанному определению и описаниям кодов УКТ ВЭД 3003 и 3004 (с учетом исключений). И даже салфетки, пропитанные фармацевтическими веществами (код УКТ ВЭД 3005), — это не лекарственное средство, а медицинское изделие. Поэтому торговать АМА (если, конечно, она соответствует ДСТУ 3961-2000) можно без «лекарственных» («аптечных») лицензий.

НДС

Сразу же укажем на измененный с 01.01.18 г. абзац второй п.п. «в» п. 193.1 НКУ, устанавливающий ставку 7 % по операциям, в частности, поставки «медицинских изделий, внесенных в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или отвечающих требованиям технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешенных для предоставления на рынке и/или ввода в эксплуатацию и применения в Украине».

Отсюда следует вот что.

1. Начиная с 01.01.18 г. Перечень № 410***, в котором под кодом УКТ ВЭД 3006 50 00 00 имеется такое название товара, как «Санитарные сумки и наборы для оказания первой помощи» (что, разумеется, исключало сомнения в правомерности применения к операциям по их продаже ставки 7 %) — внимание! — не работает.

*** Перечень медицинских изделий, операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины подлежат обложению НДС по ставке 7 %, утвержденный постановлением КМУ от 03.09.14 г. № 410.

Формально он не отменен, но он «убит», потому что его существования абзац второй п.п. «в» п. 193.1 НКУ отныне не требует.

2. В Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения**** включены оба вида АМА (разных производителей). И поэтому к операциям по их поставке следует применять ставку НДС в размере 7 %. Что же касается соответствующей формулировки номенклатуры обсуждаемого товара и вообще порядка составления налоговой накладной (НН) поставщиком АМА — плательщиком НДС, то тут вам помогли налоговики.

**** Можно посмотреть здесь: http://portal.diklz.gov.ua/PublicSite/PUB/VMList.aspx

В свежих письмах ГФСУ от 12.09.17 г. № 1908/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 10.11.17 г. № 2576/ІПК/04-36-12-01-16 // «БН», 2017, № 49, а также в подкатегории 101.16 ЗІР ГФСУ для подобной «наборно-комплектной» ситуации они предписывают заполнять в НН только одну строку на весь набор!

Тем более у вас не может быть сомнений в справедливости данного предписания, если ваш поставщик/производитель/импортер поставил вам АМА единой товарной позицией по коду УКТ ВЭД 3006 50 00 00.

Разумеется, при этом в соответствующей строке НН вы укажете код ставки 7.

Кстати, в Справочнике № 84/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета по состоянию на 01.10.17 г., обсуждаемая льгота (а применение ставки НДС в размере 7 % налоговики таки считают льготой) присутствует под кодом 14060509.

Так что торгуйте АМА смело без лицензии и по ставке НДС 7 %!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше