* Найти его можно на сайте Минэкономразвития по ссылке: http://www.me.gov.ua/Documents/Detail?lang=uk-UA&id=4cab767a-bdc9-4147-ac15-b41175553bae&title=ProektPostanoviKabinetuMinistrivUkrainipro ZatverdzhenniaVimogDoSubktivGospodariuvanniaSchodoPriimanniaElektronnikhPlatizhnikh ZasobivVOplatuZaProdaniNimiTovari-nadaniPoslugi-.
Для начала разберемся, чего же все-таки хотело Минэкономразвития.
Главный лозунг Министерства — «ЗА безналичные расчеты».
Как это сделать? Обеспечить покупателям-физлицам возможность рассчитываться карточкой в любом месте: при покупке товаров, работ или услуг.
Напомним, что сегодня, если продавец по закону обязан применять РРО, то должен обеспечить прием у покупателя карточек. Исключение сделано только для «маленьких» субъектов из п. 2 постановления № 878**.
«Стимулами» слушаться являются ощутимые штрафы (за отказ покупателю в его праве расплатиться электронным платежным средством):
1) 8500 грн. (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей);
2) 1700 — 3400 грн., а за повторное в течение года нарушение — 8500 — 17000 грн (ст. 16315 КоАП).
Так вот, надо понимать, Минэкономразвития посчитало, что «за бортом» на сегодняшний день остается слишком много субъектов, которые освобождены от приема карточек. И пора таким «мелким» торговцам «идти в Европу», т. е. обязательно принимать в оплату от покупателей платежные карты. Для этого и разработало обсуждаемый проект.
По ком «ударят» изменения? По предпринимателям и юрлицам. Те же независимые профессионалы (нотариусы, адвокаты, доктора, артисты, аудиторы, бухгалтеры, оценщики и др.) под действие обсуждаемого проекта не подпадают, поэтому пока что могут не волноваться.
Когда это случится? Об этом — в таблице.
Дата | Субъекты хозяйствования, которые осуществляют продажу физлицам (!) товаров (предоставление услуг), включая реализацию дистанционным способом |
до 01.07.18 г. | Предприниматели-общесистемщики и юрлица — плательщики налога на прибыль, а также единоналожники группы 4 |
до 01.01.19 г. | Единоналожники групп 2 и 3 с торговой площадью более 20 кв. м, которые ведут хоздеятельность в населенных пунктах, имеющих статус города |
до 01.07.19 г. | Все остальные единоналожники групп 2 и 3 |
до 01.01.20 г. | Единоналожники группы 1 |
С «жертвами» определились. Теперь о том, что собственно требуется делать с указанных дат: «обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов <…> с использованием электронных платежных средств с помощью платежных устройств и/или сервисов».
Далее не помешает расшифровать употребленные выше термины, с чем нам поможет «первоисточник» — Закон № 2346***.
*** Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III.
Электронное платежное средство — это платежный инструмент, который, среди прочего, дает возможность его держателю инициировать перевод средств. Это может быть платежная карточка. Но не обязательно.
Так, в Законе № 2346 упоминаются и мобильные платежные инструменты.
Это электронные платежные средства, реализованные в аппаратно-программной среде мобильного телефона или другого беспроводного устройства пользователя.
Но для применения мобильных платежных инструментов нужны особые бесконтактные POS-терминалы. Плюс с каждым годом число различных электронных платежных средств будет неуклонно расти. Как же тогда субъекту хозяйствования выполнить эту обязанность?
Мы бы понимали это так, что речь идет о выполнении программы минимум, т. е. об обязательном приеме банковских карточек.
Далее. Платежное устройство — это техническое устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания и т. п.), которое дает возможность пользователю осуществить операции по инициированию перевода средств.
Платежный сервис в Законе № 2346 не расшифрован. Но, надо понимать, это может быть в том числе программное решение, позволяющее инициировать перевод средств.
Минэкономики в анализе проекта постановления говорит, что это могут быть интернет-банкинг, мобильные устройста, электронные деньги.
Но у нас эти слова не вызывают ничего, кроме вопросов…
Другими словами, мы понимаем логику КМУ таким образом, что торговцу, клиент которого не хочет рассчитываться наличными, а хочет инициировать безналичный перевод средств при помощи карточки, вменяется в обязанность это желание удовлетворить. Не важно, осуществляется покупка через Интернет или нет.
Для этого субъект хозяйствования может обзавестись POS-терминалом. Надо понимать, это может быть и мобильный POS-терминал, который «цепляется» к мобильным устройствам.
Кстати говоря, планируется разрешить использовать одно платежное устройство (в том числе POS-терминал) сразу несколькими торговцами.
Также, считаем, возможна установка в торговом зале терминала самообслуживания (ПТКС), через который можно рассчитаться картой.
Что касается дистанционных продаж в Интернете, то здесь понадобится заключение договора интернет-эквайринга, позволяющего принимать в оплату карточки в Интернете.
Опять же не усматриваем проблемы, если в обычном магазине продавец будет предоставлять покупателю смартфон/планшет/ноутбук и т. п. с доступом к Интернету и платежным сервисом для осуществления платежа с карты (как если бы покупка осуществлялась в Интернете).