Как говорится: для того, чтобы понимать настоящее, необходимо знать прошлое. В первую очередь напомним некоторые новации 2017 года:
1) увеличен вдвое размер минзарплаты (МЗП), к которой привязаны ставки налога на недвижимость;
2) уменьшен также вдвое предельный размер ставки налога на недвижимость: с 3 % до 1,5 % МЗП за 1 кв. м (п. 22 разд. I Закона № 1791*, п.п. 266.5.1 НКУ);
3) введен временный понижающий коэффициент 0,5 (п. 3 разд. II Закона № 1791).
Очевидно, что эти новации логично связаны, а потому их необходимо воспринимать в совокупности.
Чтобы при новом размере МЗП-2017 плательщики не платили так называемый «недвижимый» налог вдвое больший, законодатель просто адекватно снизил верхний предел ставки. Но это лишь полдела. Ведь налог на недвижимость — местный, каждый местный совет должен утверждать свои ставки налогов заблаговременно. Еще задолго до появления Закона № 1791 (он опубликован 31.12.16 г.) местные советы должны были не только утвердить, но и до 15.07.16 г. обнародовать ставки-2017. При невыполнении этого предусматривается отсрочка на год начала применения таких ставок (п.п. 12.3.4 НКУ).
Учитывая это, законодатель позволил местным советам переутвердить такие ставки в 2017 году (п. 4 разд. II Закона № 1791).
Таким образом, исходя из норм, которые содержатся в п. 3 разд. II Закона № 1791, плательщики должны применять понижающий коэффициент до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год в соответствии с Законом № 1791.
При этом «недвижимый» налог в абсолютном выражении оставался неизменным.
Проиллюстрируем это на примере.
Для «старой» МЗП максимальная ставка налога:
1600 грн. (МЗП-2016) х 3 % : 100 % = 48 грн.
Для новой МЗП с учетом коэффициента:
3200 грн. (МЗП-2017) х 3 % х 0,5 : 100 % = 48 грн.
Такой же размер налога оставался в случае, когда местный совет утверждал в 2017 году новую ставку на максимальном уровне — 1,5 %:
3200 грн. (МЗП-2017) х 1,5 % : 100 % = 48 грн.
Конечно, коэффициент 0,5 должен был применяться и тогда, когда ставка (в 2016 году) была ниже нового максимального размера, например, 1,2 %. В этом случае коэффициент 0,5 должен был обеспечить поступление в местный бюджет средств в запланированном, а не в двойном размере.
По идее, переход от «старого» к «новому» должен был бы состояться в 2017 году.
Если местный совет в 2017 году утвердил ставки налога на недвижимость на 2018 год, то понижающий коэффициент к таким ставкам не применяется (подкатегория 106.03 ЗIР ГФСУ).
Это, как говорят, по-хорошему, при условии, что местные советы ежегодно выполняют предписания п.п. 12.3.2 НКУ и обязательно определяют, в частности, размер ставки и налоговый период (обычно определенный календарный год).
Как же действовать, когда решение о ставках на 2018 год не принято?
Конечно, ссылаясь на п.п. 12.3.5 НКУ, есть основания утверждать, что налог взимается с применением минимальной ставки 0 %. Но это вариант для смельчаков. Налоговики будут настаивать, что в таком случае действуют ставки, установленные еще в 2016 году. Доказать обратное очень трудно.
На наш взгляд, в 2018 году нужно применять ставки, утвержденные в 2016 году (независимо от их размера), с коэффициентом 0,5. Аргумент — при их установлении не учтены требования Закона № 1791, потому на них и на сегодня распространяется действие п. 3 разд. II данного Закона.
Должны предупредить. К сожалению, налоговики вообще «против» коэффициента 0,5 в 2018 году (см. письмо ГУ ГФС в Полтавской обл. от 05.01.18 г. № 67/ІПК/16-31-12-05-19 // «БН», 2018, № 5). А значит, если хотите справедливости — придется за нее побороться.