Ошибка в коде УКТ ВЭД (обязательном реквизите НН) приносит хлопот больше покупателю, нежели продавцу. Ведь на размер НДС-обязательств последнего она не влияет. В то же время неправильный код УКТ ВЭД (или же его отсутствие) мешает идентифицировать осуществленную операцию (п. 201.10 НКУ). Поэтому сформировать налоговый кредит (НК) на основании НН с такой ошибкой покупатель не может.
Исправить ситуацию может только поставщик, составив к «подпорченной» НН расчет корректировки. Однако иногда продавцы отказываются от исправления допущенного промаха.
Заставить поставщика исправить ошибку в коде УКТ ВЭД покупатель может, подав вместе с НДС-декларацией заявление с жалобой на такого продавца (приложение Д8). Для этого у него есть 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи НДС-декларации за отчетный период, в котором допущены ошибки в НН.
Конечно, сама по себе жалоба не даст покупателю права на НК, но может заставить продавца составить долгожданный РК (п. 201.10 НКУ).
Важно! В прошлом году, получив жалобу от покупателя, налоговики могли только прийти на проверку к нарушителю. А вот оштрафовать его за неточности в коде УКТ ВЭД они не могли. Пункт 351 подразд. 2 разд. ХХ НКУ освобождал продавца от штрафных санкций за любые ошибки, допущенные им в коде товара по УКТ ВЭД и/или коде услуг по ГКПУ.
Внимание! С 01.01.18 г. этот запрет уже не действует. А значит, за отказ исправить неточности в коде УКТ ВЭД продавцу придется заплатить штраф: сначала 170 грн., а затем, возможно, и от 10 до 100 % суммы НДС, указанной в НН (п. 1201.3 НКУ).